Обложка Беляев В.А. 'Идеи и интеллектуалы в потоке истории': Взгляд со стороны модерна: (Критика позиции Н.С.Розова)
Id: 250147
549 руб.

"Идеи и интеллектуалы в потоке истории":
Взгляд со стороны модерна: (КРИТИКА позиции Н.С.РОЗОВА)
"Идеи и интеллектуалы в потоке истории": Взгляд со стороны модерна: (Критика позиции Н.С.Розова)

URSS. 2019. 328 с. ISBN 978-5-9710-6555-5.
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Эта книга дает возможность читателю посмотреть на непростую логику рождения и судьбы идей в контексте социокультурного существования человека, разделенного на культуры, формации, системы, социальные институты и другие социальные организованности. Методологический аспект тех концепций, которые предлагает читателю автор книги, позволяет ответить на разного рода вопросы относительно рождения идей (в основном философских и научных), их связи с социокультурными ...(Подробнее)системами, реализации идей в социокультурных системах в качестве их идеально-проектной составляющей, критику таких реализаций, выдвижение идеально-проектных альтернатив и т.п. В центре внимания стоит философия, которая является главным кандидатом на роль «интеллектуального навигатора» эпохи или системы. Такая навигация, как правило, является многовекторной, наполненной как про-позициями, так и контр-позициями, имеющей антиномический характер. Предельно значимыми здесь являются вопросы, связанные с влиянием философии (как предельного теоретизирования) на логику социокультурных процессов, в частности на логику рождения новоевропейской культуры (модерна). Обратной стороной того же самого является обоснование позиции автора, которая имеет про-модерновый характер.

Взгляд автора предполагает, что интеллектуалы отвечают своими идеями на жизненные вызовы разных масштабов (особенно глобальных), прочерчивая своими теориями перспективы возможного движения региональных культур или глобального человечества. Множество типов социокультурных систем создает множество типов отношений между системами, политиками, интеллектуальными сообществами и идеями, которые эти сообщества порождают.

Автор рассматривает все эти структуры и процессы с точки зрения идеалов новоевропейской культуры (модерна) как мета-позиции. Этот взгляд предполагает, что модерн задал новый этап в истории человечества, который автор называет «посткультурно-интеркультурным». Автор раскрывает социокультурную логику модерна и роль интеллектуалов в проектировании, реализации и критики этой логики.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется культурологией, метафилософией, социологией философии, социологией науки и социокультурной логикой модерна.


Оглавление
Предисловие
Глава 1.Социологизм и контр-социологизм в социокультурной теории и практике: постановка проблемы
 1. Изложение позиции Розова относительно "платонизма" и "социологизма"
  1.1.Характеристики "платонизма" и "социологизма" как позиций
  1.2.Рациональные аргументы в пользу "платонизма" и "социологизма". Антиномический характер их взаимоотношений
  1.3.Попытка преодоления антиномичности "платонизма" и "социологизма". Примирение автономности идеального с его социальной нормативностью
  1.4.Попытка примирить автономность идеального с его выраженностью в языке
  1.5.Попытка примирить автономность идеального с "причинной обусловленностью истин"
  1.6.Исследование логики "онтологического упрямства" научных истин на примере арифметики
  1.7.От обоснования социального характера математики к от обоснованию социального характера науки в целом
 2. Критика позиции Розова: перепроблематизация и переметодологизация
  2.1.Социология как методологическая стратегия: шаги "социологической редукции". Феноменология как альтернативная ей стратегия
  2.2.Социологизм как "контр-платонизм". Экзистенциальные основания "контр-платонизма". Платонизм как "контр-социологизм" и "контр-антропологизм". Экзистенциальные основания "платонизма". Вызов, исходящий от социальной системы на основе "платонизма"
  2.3.Обобщенное выражение позиции Розова. Социологизм как ответ на вызов социокультурного "платонизма", способ "расколдовывания" мира. Социокультурные метаморфозы как экзистенциальный центр проблематики. Модерн как "контр-платонистская" социокультурная революция
  2.4.Социокультурная методология предельного теоретизирования. Основные методологические стратегии и стратегии культурного самосознания (самопостроения). Стратегии культурного самосознания и типы социокультурных систем. Методологическое пространство предельного теоретизирования. Антитеза "социологизм -- контр-социологизм" и миросистема модерна
  2.5.Предельная схематика для прорисовки социокультурной логики модерна: переход от "закрытого" универсума к "открытому"
  2.6.Предельная схематика для прорисовки социокультурной логики модерна: переход от "субстанциального" универсума к "функциональному"
  2.7.Предельная схематика для прорисовки социокультурной логики модерна: переход от "культурной" социокультурной архитектуры к "посткультурно-интеркультурной". "Идеологическое" и "пост-идеологическое" общества
  2.8.Методологическое пространство модерна и новоевропейская наука. Методологически пространство новоевропейской науки
  2.9.Итоги
Глава 2.Идеи и социально-историческое развитие
 1. Общие параметры разговора о роли идей и воображения в социально-историческом развитии, которые задает Розов
 2. "Четырехчастная онтология" как основа анализа: биотехносфера, психосфера, культуросфера, социосфера. Чистые и гибридные сферы
 3. Необходимость дополнения "четырехчастной" онтологии системной онтологией. Проблема генезиса разнообразны форм самосознания/самопостроения социокультурных систем. Проблема генезиса "четырехчастной" онтологии как варианта самосознания модерна
 4. Вариант логики "модернизации" (логики модерна), предлагаемый Розовым: бюрократизация, секуляризация, капиталистическая индустриализация и демократизация. Составляющие "четырехчастной" онтологии как возможные базовые векторы "модернизации"
 5. Бюрократизация: переход от вельможных хозяйств к государственным ведомствам. Бюрократизация с точки зрения системного преобразования "христианского мира" в "европейский мир"
 6. Секуляризация: "от духовного доминирования к светскому образованию, литературе, искусству и масс-медиа". Секуляризация как выражение "посткультурно-интеркультурной" революции модерна
 7. Капиталистическая индустриализация: мегатенденция "лифт". Возможность перехода к общей логике описания различных аспектов "модернизации" и "модернизации" в целом
 8. Демократизация как один из автономных процессов "модернизации". Несоответствие логики индустриализации логикам бюрократизации, секуляризации и демократизации
 9. Взаимодействие процессов "модернизации". Критика логики процесса "модернизации", развернутой Розовым. Возможности построения логики "модернизации" на основе "четырехчастной" онтологии
 10.Описание логики "модернизации" как: преобразование "закрытого" универсума в "открытый", преобразование "субстанциального" универсума в "функциональный", преобразование "культурной" социокультурной архитектуры в "посткультурно-интеркультурную"
 11."Четырехчастная" онтология как итог эволюции самосознания модерна
Глава 3.Об интеллектуальных институтах и стагнации философии
 1. Определение базовых понятий: "социальный институт", "интерактивный ритуал" и "мышление". Необходимость установления связи между институциональными преобразования и содержательным уровнем философствования
 2. Взлёты европейского философского творчества по логике Розова. Анализ взлетов и падений философского творчества и их связи с социокультурными (институциональными) изменениями в логике, альтернативной той, что задана Розовым
 3. Периоды упадка европейского философского творчества по логике Розова. Критика его позиции
 4. Две "большие философские эры": эволюция отношения между "религией", "философией" и "наукой" по логике Розова. Критика этой концепции
 5. Характер современной ситуации, в которую попала философия, по логике Розова. Критика этой концепции
 6. Институциональные причины стагнации философской мысли по логике Розова. Критика его позиции
Глава 4."Философия мечты" и идеализирующе-проектный модус человеческого существования
 1. Ориентация в проблематике и постановка направления исследовательского движения
 2. Феноменология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования
 3. Онтология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования: взгляд со стороны модерна
 4. Онтология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования: взгляд со стороны модерна (продолжение)
 5. Аксиология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования: взгляд со стороны модерна
 6. Вопросы об условиях осуществимости. Условия осуществимости внутри модерна и условия осуществимости самого модерна
 7. Эскизы целостных и осмысленных идеалов социальных целостностей разного масштаба. Модерн, "принуждение к инновации" и "открытый" социальный универсум
 8. Политическая философия "мечты" и "посткультурно-интеркультурная" социокультурная логика модерна
 9. "Мечтания" на уровне человечества и правовой аспект модерна
Глава 5.Структурная специфика русской философии в контексте европейского и мирового социокультурного пространства
 1. Структурная специфика русской философии и общеевропейское культурное поле
 2. Философия и государственная власть в России: между "идеологическим" и "пост-идеологическим" обществом. Структурные метаморфозы русской философии в контексте европейских и российских социально-исторических процессов
 3. Структурные метаморфозы русской философии в контексте европейских и российских социально- исторических процессов (продолжение)
 4. Философия и циклы социально-политической динамики
 5. Философия и циклы социально-политической динамики (продолжение)
 6. Особенности русской философии и структура европейского и мирового интеллектуальных пространств
 7. Особенности русской философии и структура европейского и мирового интеллектуальных пространств (продолжение)
Глава 6.Социокультурный смысл "социологической отмены философии"
 1. Попытки "отмены философии" и их социокультурный контекст. Модерн как особый этап в череде "отмен философии". Модерновые типы "отмены философии"
 2. Социологическая "отмена философии" как вариант научной "отмены философии". Наука как выражение "посткультурной" социокультурной архитектуры модерна
 3. Социологическая "отмена философии": против эссенциализма. Социальное конструирование философии и социальное конструирование науки
 4. Социологическая "отмена философии" как авангардная "посткультурная" позиция
 5. Возможные ответы философии на попытки ее "отмены"
 6. Социологическая "отмена философии" и необходимость предельного теоретизирования
Глава 7.Будущее философии и социокультурная форматность человеческого существования
 1. Социокультурные факторы периодов взлета и упадка философского творчества
 2. Положение современной мировой философии как проблема. Форматность социокультурного существования и связь с ней логики философского творчества
 3. О возможности "нового философского золотого века"
 4. О взаимосвязи содержания философии и ее роли в обществе. Типология социокультурных систем и философских самоопределений
 5. Эпоха "турбулентности" и вызовы для современной философии. Социокультурная логика "мировых этических революций" и расхождений между "словами" и "делами"
 6. Возможности науки, религии, идеологии и философии в разрешении стратегических проблем эпохи "турбулентности"
 7. Существует ли возможность "философского прорыва"? Нормативность программы и расхождение между программой и реальностью
 8. Новые требования к философскому образованию расхождение между программой и реальностью
 9. Каким может быть новый "золотой век" философии?
Глава 8.Коммуникативная геометрия "посткультурно-интеркультурного" социокультурного пространства
 1. Базовые структурные разграничения для топологии коммуникативного пространства
 2. Связь интеллектуального коммуникативного пространства с логикой наукогенности-техногенности, типологией социокультурных систем и их геополитическим соперничеством
 3. Интеллектуальное коммуникативное пространство и социокультурная архитектура
 4. Топология модернового интеллектуального пространства и критерии "духовного комфорта". "Секулярная эзотерика"
 5. Американская зона в модерновом интеллектуальном коммуникативном пространстве
 6. "Эмпирический" консенсус как платформа для создания "посткультурного" коммуникативного пространства
 7. Теоретические перспективы социального познания и "посткультурно-интеркультурная" социокультурная архитектура модерна
Глава 9.От микросоциологии философий к макросоциологии предельных теорий (критика "Социологии философий" Р.Коллинза)
 1. О макросоциологизме, микросоциологизме и "социологически рефлексивной" эпохе
 2. "Микросоциологизм" Коллинза в сравнительной методологической рефлексии. К "пост-метафизической" архитектуре интеллектуального пространства
 3. "Перпендикулярность" позиции Коллинза относительно традиционных историко-философских исследований
 4. Философия -- это вариант абстрактной интеллектуальной игры или способ ответа на жизненные вызовы предельной значимости? Исторический генезис позиции Коллинза
 5. Место "сетевой методологии" Коллинза в "мышлении о мышлении"
 6. Как философы могут ответвить на вызов Коллинза? "Пост-идеологическая" позиция и "пост-идеологическое" общество
 7. "Посткультурно-интеркультурный" взгляд Коллинза и "посткультурно-интеркультурная" логика модерна
 8. "Глубокие затруднения" как вызовы для современной философии: построение всемирной связности интеллектуального пространства
 9. "Глубокие затруднения" как вызовы для современной философии: связана ли философия с прогрессом мирового знания?


Об авторе
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.