Предисловие |
Глава 1. | Социологизм и контр-социологизм в социокультурной теории и практике: постановка проблемы |
| 1. Изложение позиции Розова относительно "платонизма" и "социологизма" |
| | 1.1. | Характеристики "платонизма" и "социологизма" как позиций |
| | 1.2. | Рациональные аргументы в пользу "платонизма" и "социологизма". Антиномический характер их взаимоотношений |
| | 1.3. | Попытка преодоления антиномичности "платонизма" и "социологизма". Примирение автономности идеального с его социальной нормативностью |
| | 1.4. | Попытка примирить автономность идеального с его выраженностью в языке |
| | 1.5. | Попытка примирить автономность идеального с "причинной обусловленностью истин" |
| | 1.6. | Исследование логики "онтологического упрямства" научных истин на примере арифметики |
| | 1.7. | От обоснования социального характера математики к от обоснованию социального характера науки в целом |
| 2. Критика позиции Розова: перепроблематизация и переметодологизация |
| | 2.1. | Социология как методологическая стратегия: шаги "социологической редукции". Феноменология как альтернативная ей стратегия |
| | 2.2. | Социологизм как "контр-платонизм". Экзистенциальные основания "контр-платонизма". Платонизм как "контр-социологизм" и "контр-антропологизм". Экзистенциальные основания "платонизма". Вызов, исходящий от социальной системы на основе "платонизма" |
| | 2.3. | Обобщенное выражение позиции Розова. Социологизм как ответ на вызов социокультурного "платонизма", способ "расколдовывания" мира. Социокультурные метаморфозы как экзистенциальный центр проблематики. Модерн как "контр-платонистская" социокультурная революция |
| | 2.4. | Социокультурная методология предельного теоретизирования. Основные методологические стратегии и стратегии культурного самосознания (самопостроения). Стратегии культурного самосознания и типы социокультурных систем. Методологическое пространство предельного теоретизирования. Антитеза "социологизм – контр-социологизм" и миросистема модерна |
| | 2.5. | Предельная схематика для прорисовки социокультурной логики модерна: переход от "закрытого" универсума к "открытому" |
| | 2.6. | Предельная схематика для прорисовки социокультурной логики модерна: переход от "субстанциального" универсума к "функциональному" |
| | 2.7. | Предельная схематика для прорисовки социокультурной логики модерна: переход от "культурной" социокультурной архитектуры к "посткультурно-интеркультурной". "Идеологическое" и "пост-идеологическое" общества |
| | 2.8. | Методологическое пространство модерна и новоевропейская наука. Методологически пространство новоевропейской науки |
| | 2.9. | Итоги |
Глава 2. | Идеи и социально-историческое развитие |
| 1. Общие параметры разговора о роли идей и воображения в социально-историческом развитии, которые задает Розов |
| 2. "Четырехчастная онтология" как основа анализа: биотехносфера, психосфера, культуросфера, социосфера. Чистые и гибридные сферы |
| 3. Необходимость дополнения "четырехчастной" онтологии системной онтологией. Проблема генезиса разнообразны форм самосознания/самопостроения социокультурных систем. Проблема генезиса "четырехчастной" онтологии как варианта самосознания модерна |
| 4. Вариант логики "модернизации" (логики модерна), предлагаемый Розовым: бюрократизация, секуляризация, капиталистическая индустриализация и демократизация. Составляющие "четырехчастной" онтологии как возможные базовые векторы "модернизации" |
| 5. Бюрократизация: переход от вельможных хозяйств к государственным ведомствам. Бюрократизация с точки зрения системного преобразования "христианского мира" в "европейский мир" |
| 6. Секуляризация: "от духовного доминирования к светскому образованию, литературе, искусству и масс-медиа". Секуляризация как выражение "посткультурно-интеркультурной" революции модерна |
| 7. Капиталистическая индустриализация: мегатенденция "лифт". Возможность перехода к общей логике описания различных аспектов "модернизации" и "модернизации" в целом |
| 8. Демократизация как один из автономных процессов "модернизации". Несоответствие логики индустриализации логикам бюрократизации, секуляризации и демократизации |
| 9. Взаимодействие процессов "модернизации". Критика логики процесса "модернизации", развернутой Розовым. Возможности построения логики "модернизации" на основе "четырехчастной" онтологии |
| 10. | Описание логики "модернизации" как: преобразование "закрытого" универсума в "открытый", преобразование "субстанциального" универсума в "функциональный", преобразование "культурной" социокультурной архитектуры в "посткультурно-интеркультурную" |
| 11. | "Четырехчастная" онтология как итог эволюции самосознания модерна |
Глава 3. | Об интеллектуальных институтах и стагнации философии |
| 1. Определение базовых понятий: "социальный институт", "интерактивный ритуал" и "мышление". Необходимость установления связи между институциональными преобразования и содержательным уровнем философствования |
| 2. Взлёты европейского философского творчества по логике Розова. Анализ взлетов и падений философского творчества и их связи с социокультурными (институциональными) изменениями в логике, альтернативной той, что задана Розовым |
| 3. Периоды упадка европейского философского творчества по логике Розова. Критика его позиции |
| 4. Две "большие философские эры": эволюция отношения между "религией", "философией" и "наукой" по логике Розова. Критика этой концепции |
| 5. Характер современной ситуации, в которую попала философия, по логике Розова. Критика этой концепции |
| 6. Институциональные причины стагнации философской мысли по логике Розова. Критика его позиции |
Глава 4. | "Философия мечты" и идеализирующе-проектный модус человеческого существования |
| 1. Ориентация в проблематике и постановка направления исследовательского движения |
| 2. Феноменология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования |
| 3. Онтология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования: взгляд со стороны модерна |
| 4. Онтология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования: взгляд со стороны модерна (продолжение) |
| 5. Аксиология "мечты" и идеализирующе-проектного модуса человеческого существования: взгляд со стороны модерна |
| 6. Вопросы об условиях осуществимости. Условия осуществимости внутри модерна и условия осуществимости самого модерна |
| 7. Эскизы целостных и осмысленных идеалов социальных целостностей разного масштаба. Модерн, "принуждение к инновации" и "открытый" социальный универсум |
| 8. Политическая философия "мечты" и "посткультурно-интеркультурная" социокультурная логика модерна |
| 9. "Мечтания" на уровне человечества и правовой аспект модерна |
Глава 5. | Структурная специфика русской философии в контексте европейского и мирового социокультурного пространства |
| 1. Структурная специфика русской философии и общеевропейское культурное поле |
| 2. Философия и государственная власть в России: между "идеологическим" и "пост-идеологическим" обществом. Структурные метаморфозы русской философии в контексте европейских и российских социально-исторических процессов |
| 3. Структурные метаморфозы русской философии в контексте европейских и российских социально- исторических процессов (продолжение) |
| 4. Философия и циклы социально-политической динамики |
| 5. Философия и циклы социально-политической динамики (продолжение) |
| 6. Особенности русской философии и структура европейского и мирового интеллектуальных пространств |
| 7. Особенности русской философии и структура европейского и мирового интеллектуальных пространств (продолжение) |
Глава 6. | Социокультурный смысл "социологической отмены философии" |
| 1. Попытки "отмены философии" и их социокультурный контекст. Модерн как особый этап в череде "отмен философии". Модерновые типы "отмены философии" |
| 2. Социологическая "отмена философии" как вариант научной "отмены философии". Наука как выражение "посткультурной" социокультурной архитектуры модерна |
| 3. Социологическая "отмена философии": против эссенциализма. Социальное конструирование философии и социальное конструирование науки |
| 4. Социологическая "отмена философии" как авангардная "посткультурная" позиция |
| 5. Возможные ответы философии на попытки ее "отмены" |
| 6. Социологическая "отмена философии" и необходимость предельного теоретизирования |
Глава 7. | Будущее философии и социокультурная форматность человеческого существования |
| 1. Социокультурные факторы периодов взлета и упадка философского творчества |
| 2. Положение современной мировой философии как проблема. Форматность социокультурного существования и связь с ней логики философского творчества |
| 3. О возможности "нового философского золотого века" |
| 4. О взаимосвязи содержания философии и ее роли в обществе. Типология социокультурных систем и философских самоопределений |
| 5. Эпоха "турбулентности" и вызовы для современной философии. Социокультурная логика "мировых этических революций" и расхождений между "словами" и "делами" |
| 6. Возможности науки, религии, идеологии и философии в разрешении стратегических проблем эпохи "турбулентности" |
| 7. Существует ли возможность "философского прорыва"? Нормативность программы и расхождение между программой и реальностью |
| 8. Новые требования к философскому образованию расхождение между программой и реальностью |
| 9. Каким может быть новый "золотой век" философии? |
Глава 8. | Коммуникативная геометрия "посткультурно-интеркультурного" социокультурного пространства |
| 1. Базовые структурные разграничения для топологии коммуникативного пространства |
| 2. Связь интеллектуального коммуникативного пространства с логикой наукогенности-техногенности, типологией социокультурных систем и их геополитическим соперничеством |
| 3. Интеллектуальное коммуникативное пространство и социокультурная архитектура |
| 4. Топология модернового интеллектуального пространства и критерии "духовного комфорта". "Секулярная эзотерика" |
| 5. Американская зона в модерновом интеллектуальном коммуникативном пространстве |
| 6. "Эмпирический" консенсус как платформа для создания "посткультурного" коммуникативного пространства |
| 7. Теоретические перспективы социального познания и "посткультурно-интеркультурная" социокультурная архитектура модерна |
Глава 9. | От микросоциологии философий к макросоциологии предельных теорий (критика "Социологии философий" Р.Коллинза) |
| 1. О макросоциологизме, микросоциологизме и "социологически рефлексивной" эпохе |
| 2. "Микросоциологизм" Коллинза в сравнительной методологической рефлексии. К "пост-метафизической" архитектуре интеллектуального пространства |
| 3. "Перпендикулярность" позиции Коллинза относительно традиционных историко-философских исследований |
| 4. Философия – это вариант абстрактной интеллектуальной игры или способ ответа на жизненные вызовы предельной значимости? Исторический генезис позиции Коллинза |
| 5. Место "сетевой методологии" Коллинза в "мышлении о мышлении" |
| 6. Как философы могут ответвить на вызов Коллинза? "Пост-идеологическая" позиция и "пост-идеологическое" общество |
| 7. "Посткультурно-интеркультурный" взгляд Коллинза и "посткультурно-интеркультурная" логика модерна |
| 8. "Глубокие затруднения" как вызовы для современной философии: построение всемирной связности интеллектуального пространства |
| 9. "Глубокие затруднения" как вызовы для современной философии: связана ли философия с прогрессом мирового знания? |