Имя П.С.Юшкевича знакомо тем людям старшего поколения, кто штудировал обязательный в свое время для студентов всех вузов "Краткий курс истории ВКП(б)": в четвертой главе этой книги – сталинской библии диалектического и исторического материализма – Юшкевич назван как махист и ревизионист в одном ряду с Базаровым, Богдановым, Валентиновым и Луначарским. Более добросовестные студенты, читавшие первоисточники, могли встретить то же имя в книге Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Это о нем писал Ленин: "Прочтут Пуанкаре, поверят Пуанкаре, перескажут Пуанкаре, назовут это марксизмом!". Несколько ранее вождя большевиков с критическими замечаниями по поводу получивших распространение среди русских марксистов философских исканий, вызванных происходившей на рубеже XIX и XX вв. революцией в точных науках – прежде всего физике, но также и математике – выступил патриарх марксизма в России меньшевик Плеханов, в недалеком прошлом – духовный лидер русской социал-демократии (согласно "Краткому курсу", Плеханов "отписался парой статей и ушел в кусты"). В предлагаемой читателю в новом издании брошюре-памфлете П.С.Юшкевича "Столпы философской ортодоксии" (СПб., 1910) автор отвечает на критику Плехановым и Лениным новых философских идей. Брошюра Юшкевича отличается остротой полемики, не столь частым в наше время богатством языка и образов, резкостью выпадов, остроумием и язвительностью эпитетов и сравнений. Он умело высмеивает своего оппонента, словно рикошетом, его же "красным словцом". Плеханов, мнивший себя главным идеологом марксизма в России, получает у Юшкевича титул "его малости" (по однажды употребленному Плехановым кокетливому выражению о себе). Ильина (Ленина), начинавшего как теоретик марксизма с аграрного вопроса в России и теперь выступившего с обширным томом, посвященным вопросам философии, он именует "философом от сохи". Разумеется, книжка не исчерпывается язвительными уколами, она содержит и серьезную философскую аргументацию. Благодаря блестящему стилю с одной стороны, и известности оппонентов с другой, – памфлет Юшкевича, направленный против двух самых видных представителей русской социал-демократии, представляет интерес не только для тех, кого интересуют философские дискуссии начала XX в. в России, но и для широкого круга читателей. Полемической брошюре П.С.Юшкевича мы предпосылаем его биографию. Семья Юшкевичей была нетривиальной. Из небогатой одесской фамилии вышли два брата, вошедшие в историю русской культуры: эмигрировавший после революции в Париж писатель Семен Соломонович, чьи пьесы о жизни русского еврейства продолжали ставить во МХАТе еще и во времена нэпа, и социал-демократ и вольный публицист меньшевистского толка Павел Соломонович, увлекавшийся вопросами философии и идеологии больше, чем политикой, один из немногих представителей русского (нео)позитивизма, временами яростный оппонент Ленина, близкий друг Каменева до его головокружительного взлета после революции, благополучно переживший сталинский террор. Человеческий образ П.С.Юшкевича заслуживает внимания. Он обладал исключительно сильным, волевым характером, его жизнь была наполнена радостными и трагическими событиями, встречами с выдающимися людьми. Ее описание не просто любопытно само по себе, оно помогает лучше понять атмосферу пред- и после-революционной России, искаженно (или вовсе не) представленную в изданиях советского периода от утверждения власти Сталина и до лишения оной Горбачева. Сын Павла Соломоновича Юшкевича, Адольф Павлович Юшкевич (1906–1993), в течение четырех десятилетий возглавлявший советскую, а затем русскую школу историков математики, последние месяцы своей жизни работал над очерком жизни и деятельности своего отца, предназначавшимся для журнала "Вопросы философии", где предполагалось поместить этот очерк одновременно с воспроизводимой брошюрой "Столпы философской ортодоксии". Из-за внезапной кончины А.П.Юшкевича публикация его статьи и "Столпов..." в "Вопросах философии" не состоялась. Разрозненные листы рукописи моего отца были найдены в его квартире, и при посредстве С.С.Демидова, возглавившего после смерти А.П.Юшкевича сектор математики Института истории естествознания и техники Российской академии наук, переданы сыну А.П.Юшкевича, редактору настоящего издания. Эта объемистая, не вполне отшлифованная рукопись, озаглавленная "Павел Соломонович Юшкевич и его философская полемика с Г.В.Плехановым и В.И.Лениным", содержит много исторических и философских отступлений и побочных сведений и по замыслу предназначена профессионально подготовленному читателю. Помимо этого, в архиве покойного сохранилась более компактная рукопись "Памяти П.С.Юшкевича", датированная 1990 г., в большей мере сосредоточенная на личности автора "Столпов...", а также часть дневников Павла Соломоновича; редактор благодарит Людмилу Михайловну Алексееву за помощь в получении этих документов (часть дневников своего отца А.П.Юшкевич передал в кабинет Иельского университета в США, где хранятся материалы о писателе Семене Юшкевиче). Готовя к изданию предлагаемое жизнеописание П.С.Юшкевича, автором которого по праву является А.П.Юшкевич, редактор использовал обе названные рукописи. Редактору принадлежат также многочисленные примечания к основному тексту. В заключение хочется привести два соображения по поводу не раз обращенного ко мне вопроса: как мог антагонист Ленина меньшевик Юшкевич уцелеть во время сталинских репрессий? Во-первых, он с 1922 г. нигде не состоял на службе, между тем как массовые чистки шли по учреждениям и организациям. Во-вторых, персонально репрессии были направлено не столь против идеологических оппонентов Ленина, сколь против его соратников и связанных с ними лиц; вспомните слова Крупской, приведенные в воспоминаниях Троцкого: будь Ильич жив, он теперь сидел бы в сталинской тюрьме. * * * Текст памфлета П.С.Юшкевича воспроизводится в орфографии оригинала. Александр А.Юшкевич
Юшкевич Павел Соломонович Яркий отечественный мыслитель, публицист, переводчик философской литературы, сторонник меньшевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии. Родился в 1873 г. в Одессе. После окончания в 1891 г. гимназии учился в Париже, где слушал лекции по математике знаменитых ученых Ш. Эрмита и А. Пуанкаре. Вернувшись домой на летние каникулы, был арестован и сослан в Кишинев по обвинению в революционной деятельности во время учебы в гимназии. В период ссылки окончательно сложились его социал-демократические убеждения. Позже, в 1902 г., закончил факультет наук в Сорбонне, после чего переехал в Санкт-Петербург, где в 1913 г., сдав экзамены экстерном, получил диплом университета.
В Петербурге П. С. Юшкевич активно занимался написанием трудов в самых разных областях философии, публицистических статей, переводами работ известных зарубежных философов. Вел бурную полемику с «ортодоксальными сторонниками диалектического материализма», в том числе с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным, которых подверг критике в книге «Столпы философской ортодоксии» (М.: URSS). В 1908 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу «Материализм и критический реализм: О философских направлениях в марксизме» (М.: URSS). Незадолго до Октябрьской революции уехал в Одессу, где вступил в местную организацию РСДРП(м). С 1920 г. постепенно отошел от политической деятельности. Позже переехал в Москву, где сотрудничал с издательством «Мир», переводил тексты для Института Маркса и Энгельса, сочинения французских философов XVIII в., книги по истории математики. |