Оглавление | 3
|
Предисловие | 7
|
Глава 1
|
Теоретический обзор методов научного творчества | 9
|
1.1. Методы решения проблемных ситуаций | 11
|
1.2. Теория решения изобретательских задач | 13
|
1.3. ТРИЗ как технология творчества | 16
|
1.4. Основные понятия ТРИЗ | 20
|
1.5. Методы и приемы развития творческого воображения и фантазии | 22
|
Глава 2
|
Тренинг по формированию понятийного аппарата методов научного творчества | 27
|
2.1. Психологические барьеры творчества (инертность мышления) | 29
|
2.2. Метод фокальных объектов | 32
|
2.3. Метод фантограмм | 36
|
2.4. Метод морфологического анализа | 40
|
2.5. Идеальный конечный результат (ИКР) | 44
|
2.6. Метод синектики | 47
|
Глава 3
|
Курс креативного мышления | 53
|
3.1. Метод проб и ошибок | 55
|
3.2. Идеальный конечный результат | 58
|
3.3. Метод мозгового штурма (ММШ) | 64
|
3.4. Обратный мозговой штурм (ОМШ) | 71
|
3.5. Морфологический анализ | 74
|
3.6. Принцип перехода в другое измерение | 79
|
3.7. Отрицание, или Взгляд со стороны | 84
|
3.8. Переход в надсистему и подсистему | 93
|
Глава 4
|
Задачи открытого типа как средство развития креативного мышления | 97
|
4.1. Решение одной интересной задачи: «Зачем ежу яблоки?» | 99
|
4.2. Задачи, учащие мыслить | 101
|
4.3. Что такое задача закрытого типа? | 104
|
4.4. Что такое задача открытого типа? | 106
|
4.5. Дивергентное мышление и теория открытых задач | 109
|
4.6. Критерии оценивания открытых задач | 113
|
4.7. Как сочинить открытую задачу? | 116
|
4.8. Уровни творческих задач по степени сложности | 125
|
4.9. Классификация по сложности открытых задач | 129
|
4.10. На каких принципах базируется обучение на основе открытых задач? | 131
|
4.11. Примеры учебных задач открытого типа | 136
|
4.12. Возможные ответы на задачи – ситуации открытого типа | 150
|
Библиографический список | 168
|
Горев Павел Михайлович Кандидат педагогических наук, доцент. Член-корреспондент Международной академии образования, профессор Российской академии естествознания, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик Вятского государственного университета. Доцент кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области, заведующий кафедрой креативной педагогики Межрегионального центра инновационных технологий в образовании. Главный редактор научно-методического электронного журнала «Концепт», разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».
Утёмов Вячеслав Викторович Кандидат педагогических наук, доцент. Сертифицированный профессионал по управлению проектами (IPMA Level C ®), сертифицированный специалист ТРИЗ. Член-корреспондент Международной академии образования, член общества НФТМ-ТРИЗ Московского государственного индустриального университета, член ИЦС «Ресурс» Московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Декан факультета педагогики и психологии Вятского государственного университета. Разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».