URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Горев П.М., Утёмов В.В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления: Приемы ТРИЗ и открытые задачи Обложка Горев П.М., Утёмов В.В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления: Приемы ТРИЗ и открытые задачи
Id: 249530
670 р.

Научное творчество:
Практическое руководство по развитию креативного мышления: Приемы ТРИЗ и открытые задачи. Изд. 4, СУЩ. ДОП.

2019. 184 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Работа знакомит читателя с основными идеями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Г. С. Альтшуллером. В ней предлагается пройти два курса --- тренинга креативного мышления, которые базируются на отдельных, адаптированных для широкого круга читателей, методах ТРИЗ.

Первый тренинг посвящен ключевым методам ТРИЗ: фокальных объектов, фантограмм, морфологического анализа, синектики и понятию идеального конечного результата... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие7
Глава 1
Теоретический обзор методов научного творчества9
1.1. Методы решения проблемных ситуаций11
1.2. Теория решения изобретательских задач13
1.3. ТРИЗ как технология творчества16
1.4. Основные понятия ТРИЗ20
1.5. Методы и приемы развития творческого воображения и фантазии22
Глава 2
Тренинг по формированию понятийного аппарата методов научного творчества27
2.1. Психологические барьеры творчества (инертность мышления)29
2.2. Метод фокальных объектов32
2.3. Метод фантограмм36
2.4. Метод морфологического анализа40
2.5. Идеальный конечный результат (ИКР)44
2.6. Метод синектики47
Глава 3
Курс креативного мышления53
3.1. Метод проб и ошибок55
3.2. Идеальный конечный результат58
3.3. Метод мозгового штурма (ММШ)64
3.4. Обратный мозговой штурм (ОМШ)71
3.5. Морфологический анализ74
3.6. Принцип перехода в другое измерение79
3.7. Отрицание, или Взгляд со стороны84
3.8. Переход в надсистему и подсистему93
Глава 4
Задачи открытого типа как средство развития креативного мышления97
4.1. Решение одной интересной задачи: «Зачем ежу яблоки?»99
4.2. Задачи, учащие мыслить101
4.3. Что такое задача закрытого типа?104
4.4. Что такое задача открытого типа?106
4.5. Дивергентное мышление и теория открытых задач109
4.6. Критерии оценивания открытых задач113
4.7. Как сочинить открытую задачу?116
4.8. Уровни творческих задач по степени сложности125
4.9. Классификация по сложности открытых задач129
4.10. На каких принципах базируется обучение на основе открытых задач?131
4.11. Примеры учебных задач открытого типа136
4.12. Возможные ответы на задачи – ситуации открытого типа150
Библиографический список168

Об авторах
top
photoГорев Павел Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент. Член-корреспондент Международной академии образования, профессор Российской академии естествознания, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик Вятского государственного университета. Доцент кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области, заведующий кафедрой креативной педагогики Межрегионального центра инновационных технологий в образовании. Главный редактор научно-методического электронного журнала «Концепт», разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».
photoУтёмов Вячеслав Викторович
Кандидат педагогических наук, доцент. Сертифицированный профессионал по управлению проектами (IPMA Level C ®), сертифицированный специалист ТРИЗ. Член-корреспондент Международной академии образования, член общества НФТМ-ТРИЗ Московского государственного индустриального университета, член ИЦС «Ресурс» Московской городской организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Декан факультета педагогики и психологии Вятского государственного университета. Разработчик и организатор образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв».