URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кошевая И.Г., Свиридова Л.К. Грамматические структуры и категории английского языка: Теоретический курс Обложка Кошевая И.Г., Свиридова Л.К. Грамматические структуры и категории английского языка: Теоретический курс
Id: 249303
485 р.

Грамматические структуры и категории английского языка:
Теоретический курс. Изд. стереотип.

2019. 190 с.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге рассматриваются основные понятия и закономерности грамматики английского языка, которые раскрываются на современном уровне в свете общей теории языка и речи. Цель курса --- выработать у студента способность к самостоятельной работе с научной литературой, творческой ориентации во все возрастающем потоке теоретической информации и умению делать теоретически грамотный перевод научной литературы --- статей, материалов... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Рабочая страница студента
Рецензия ведущего преподавателя
Программные разделы курса
Раздел  I. УРОВНИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА
Тема 1.Грамматические структуры различных уровней абстракции. Слово в грамматической системе языка
 Рекомендуемая литература
 Позиция 1.Грамматические уровни абстракции
 Позиция 2.Грамматические виды слов
 Позиция 3.Части речи, служебные и независимые слова
 Позиция 4.Синтаксические оппозиции внутри грамматизированной лексики
Тема 2.Принципы формирования частей речи и речевых ситуаций
 Рекомендуемая литература
 Позиция 5.Семантико-фонетический комплекс
 Позиция 6.Константы и транзиторы
Раздел  II. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
Тема 3.Грамматическая эволюция слова
 Рекомендуемая литература
 Позиция 7.Прогрессивное развертывание слова в грамматической системе
 Позиция 8.Регрессивное свертывание слова
Тема 4.Функциональные зависимости в грамматике
 Рекомендуемая литература
 Позиция 9.Функциональная смысловая зависимость
 Позиция 10.Функциональная зависимость парадигматике
 Позиция 11.Функциональные зависимости в условиях синтагматики
Раздел  III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕННОЙ СИСТЕМЫ
Тема 5.Категория бытия (экзистенции)
 Рекомендуемая литература
 Позиция 12.Одушевленность-неодушевленность
 Позиция 13.Одушевленность
Тема 6.Категории рода и падежа в истории языка
 Рекомендуемая литература
 Позиция 14.Категория рода
 Позиция 15.Категория падежа
 Позиция 16.Суффикс -ег в именной системе
Тема 7.Категория числа в языке и речи
 Рекомендуемая литература
 Позиция 17.Категория числа существительных
 Позиция 18.Виды конкретного и абстрактного количества
 Позиция 19.Количественные изменения качественных прилагательных
 Позиция 20.Количественные изменения личных местоимений
 Позиция 21.Количественные изменения глагола
Тема 8.Категории меры и экстремальности. Их отношение к категории количества
 Рекомендуемая литература
 Позиция 22.Категория экстремальности
 Позиция 23.Категория меры
 Позиция 24.Категория квантификации
 Позиция 25.Категория количества в языке и речи
Тема 9.Категория исключенноеT
 Рекомендуемая литература
 Позиция 26.Исключенность в категории числа
 Позиция 27.Исключенность в посессивности
 Позиция 28.Исключенность в коммуникации
Раздел  IV. КАТЕГОРИЯ ЛИМИТАЦИИ
Тема 10.Предельность и выделительность
 Рекомендуемая литература
 Позиция 29.Предельность
 Позиция 30.Выделительность
Тема 11.Категория времени
 Рекомендуемая литература
 Позиция 31.Временные зоны
 Позиция 32.Будущее время
Тема 12.Категория вида
 Рекомендуемая литература
 Позиция 33.Центростремительность в категории вида
 Позиция 34.Центробежность в категории предельности
Тема 13.Соотношение временных зон в основных моделях категории вида
 Рекомендуемая литература
 Позиция 35.Основные модели категории вида
Тема 14.Категория наклонения
 Рекомендуемая литература
 Позиция 36.Процессность в категориях наклонения и вида
 Позиция 37.Категория наклонения
Тема 15.Константные дифференциаторы
 Рекомендуемая литература
 Позиция 38.Типы константных дифференциаторов
 Позиция 39.Семантические поля константных дифференциаторов
Тема 16.Категория направленности
 Рекомендуемая литература
 Позиция 40.Значение нереальности в частице to
 Позиция 41.Сложное подлежащее и сложное дополнение
Раздел  V. СИНТАКСИС
Тема 17.Структурные единицы синтаксиса
 Рекомендуемая литература
 Позиция 42.Слово, словосочетание, предложение
 Позиция 43.Предложение
Тема 18.Личные и безличные предложения
 Рекомендуемая литература
 Позиция 44.Позиционные модели предложения
 Позиция 45.Именительность и псевдоименительность
 Позиция 46.Типы предложений
Раздел  VI. ГРАММАТИКА РЕЧИ
Тема 19.Структурные единицы речи
 Рекомендуемая литература
 Позиция 47.Языковая материя: "язык – речь"
 Позиция 48.Структурная рамка речи
 Позиция 49.Мотивация значения в речи и границы речевой ситуации
 Позиция 50.Смысловая направленность сверхфразового единства
 Позиция 51.Название
Тема 20.Парцелляция и речевая ситуация
 Рекомендуемая литература
 Позиция 52.Парцеллят и эллипсис
 Позиция 53.Речевая ситуация
Тема 21.Структурно-смысловая организация текста
 Рекомендуемая литература
 Позиция 54.Авторский ракурс
 Позиция 55.Сюжетная перспектива
Тема 22.Грамматические формы речевой ситуации
 Рекомендуемая литература
 Позиция 56.Грамматический аспект речевой ситуации
Тема 23.Речевые категории
 Рекомендуемая литература
 Позиция 57.Речевое подлежащее
 Позиция 58.Речевое сказуемое
Тема 24.Категория тождества в речи
 Рекомендуемая литература
 Позиция 59.Категория тождества
 Позиция 60.Модальность убеждения
Новые сведения
Афоризмы
Творческая авторецензия студента

Предисловие
top

Теоретическая грамматика – это раздел языкознания, изучающий структурную организацию языка и его системные связи.

В книге рассматриваются наиболее актуальные вопросы, которые уже получили права "научного гражданства", хотя сохраняют за собой проблемность и многоаспектность их разрешения.

Теоретическая грамматика анализирует формирование слова, его сужение в грамматическую форму и его расширение в высказывание. В этом плане в книге предусмотрен методологически новый подход к систематизации языкового материала. В рамках этого подхода впервые выделение грамматики языка и грамматики речи идет в плане нахождения их общих и дифференциальных черт.

В результате ознакомления с курсом студент должен получить представление о характере внутренней и внешней речи, специфике словосложения, дифференцированном влиянии пространственного и временного факторов на формирование различных грамматических моделей и форм, о причинах появления эллипсов, о сути моно- и бицентризма в структуре предложения и высказывания, о соотношении логического и эмоционального факторов в образовании таких грамматизированных типов лексики, как конкретизированная, ассоциативная, синтезированная, о наличии ряда универсальных категорий, определяющих структурно-семантическую организацию текста, и т.д.

Грамматика рассматривается не в плане традиционно-классической схемы разделения на морфологию и синтаксис, а в свете порождающей функциональной модели: "смысл – система – текст".

Такой подход обусловливает построение курса в соответствии с тремя уровнями грамматической абстракции: кодово-направительным, системно-языковым, индивидуально-речевым.

Трехуровневый подход к пониманию грамматических явлений позволит студенту понять разницу между семантико-фонетическим комплексом – как единицей понятийно-мыслительного уровня, словом – как единицей системно-языкового уровня, фразой/высказыванием – как единицей коммуникативно-речевого уровня. При таком подходе можно легко установить различие между константами – понятийными значениями и транзиторами – речевыми значениями, каждые из которых также закреплены за отдельными уровнями, но в языке имеют общие грамматические формы и в речи воспринимаются синтезированно. Грамматика языка стабильна в своих моделях. Она описывает объект действительности в одном из его проявлений и поэтому не выходит за пределы предложения. Грамматика речи, напротив, описывает объект в речевой ситуации, поэтому она изменчива в своих моделях и, в связи с многомерностью речевой ситуации, выходит за пределы одного предложения, образуя речевые комплексы, сверхфразовые единства и текстовые сегменты, переходящие в текст.

Среди всех лингвистических дисциплин теоретическая грамматика отмечена самым высоким уровнем абстракции. В данной книге теоретическая грамматика рассматривается с позиций комплексного подхода к пониманию языка как средства кодирования и декодирования информации. В связи с тем, что отражательная способность языка реализуется через взаимодействие кодирующих, декодирующих и коммуникативных связей, изложение материала строится в плане последовательного изучения этого взаимодействия по формуле: "мышление – язык – речь".

Курс основан на новейших научных достижениях в области лингвистики.

Цель курса – выработать у студента способность к самостоятельной работе с научной литературой, творческой ориентации во все возрастающем потоке теоретической информации и умению делать теоретически грамотный перевод научной литературы – статей, материалов конференций, монографий и т.п.

Помимо указанной литературы рекомендуется широко использовать авторефераты, статьи, монографии, связанные с изучаемой темой, а также новейшие исследования в области грамматики.

Творческих Вам успехов!


Об авторах
top
photoКошевая Инна Георгиевна
Доктор филологических наук, профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова.

Автор множества монографий, учебников, статей и методических пособий, отличающихся самобытностью поставленных в них проблем и оригинальностью их решения.

photoСвиридова Лариса Константиновна
Доктор филологических наук, профессор. Является специалистом в области теории языка. Круг научных интересов — теория текста, включающая в себя методологические проблемы фонетического строя, закономерности грамматического моделирования, особенности языкового отражения окружающей нас действительности. Особое место в научном и практическом поиске отводится работе над проблемами тождества при переводе с одного языка на другой и в описании и систематизации принципов языкового моделирования, что является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач современной научной мысли. Автор трех учебных пособий, двух монографий, более тридцати научных статей и методических пособий.