ОТ АВТОРА |
ВВЕДЕНИЕ |
ПРЕДИСЛОВИЕ. К ОБОСНОВАНИЮ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ |
| § 1. К некоторым положениям исследуемого вопроса |
| § 2. К вопросу об антиментализме |
| § 3. О семантических направлениях языкового исследования |
| § 4. Значение как объект изучения |
| § 5. О методах исследования |
| § 6. Восприятие, знак, понятие |
| § 7. Слово в языковой системе |
| § 8. Порождающая система в лексике |
| § 9. Об отношении словесного знака к предмему и к мысли |
| § 10. Относительность противопоставления: "знак-значение" |
| § 11. О преодолении языком "экстралингвистического барьера" |
| § 12. О взаимопревращаемости "знак-значение", "значение-знак" |
| § 13. О принципах систематизации слов |
| § 14. О генеалогической классификации |
| § 15. Типологическая классификация в ее отношении к генеалогической |
| § 16. О границах типологического метода |
РАЗДЕЛ I. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ |
ГЛАВА I. ЧАСТИ РЕЧИ |
| § 17. К вопросу о термине части речи |
| § 18. О категориальном значении частей речи |
| § 19. О роли семантического значения в функционировании части речи |
| § 20. О лексико-грамматических оппозициях в формировании "Кн" |
| § 21. О соотносимости лексических и грамматических значений в частях речи |
| § 22. О преломлении "С" в уровнях абстракции |
ГЛАВА II. ЧИСЛОВОЙ ФАКТОР И ЧАСТЬ РЕЧИ |
| § 23. Роль категории числа при формировании частей речи |
| § 24. О числовых оппозициях |
| § 25. О выражении категории числа |
| § 26. Выражение числовых градаций в лимитативной части речи |
| § 27. К вопросу о степенях сравнения |
| § 28. О положительном и отрицательном пределе |
ГЛАВА III. СЕМАНТИКО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ЧАСТЬ РЕЧИ |
| § 29. Роль семантико-фонетического комплекса в формировании частей речи |
| § 30. Универсально-константные значения ("УКЗ") |
| § 31. Об упрочении грамматического типа |
ГЛАВА IV. ТИПЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ |
| § 32. О грамматической членимости словарного состава |
| § 33. Служебная лексика |
| § 34. О типизированной структуре языковой организации |
РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЕГО ЧАСТНОВАРИАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ |
ГЛАВА V. ПРОБЛЕМА ГРАММАТИЧЕСКОЙ ИСКЛЮЧЕННОСТИ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ |
| § 35. Исключенность в морфологии |
| § 36. Количественная абстрактность |
| § 37. Поссессивность |
| § 38. Процессная некоммуникабельность |
| § 39. Синтаксическая структура исключенности |
| § 40. Синтаксическая модель первичного приближения |
| § 41. Психологическая основа исключенности как центра вторичного приближения |
| § 42. Психологические и грамматические особенности неопределенно-личного подлежащего |
| § 43. Синтаксическая модель безличного предложения |
| § 44. Психологическая основа "it" как псевдоличного подлежащего |
| § 45. О связи безличного подлежащего в корреляцией и коррективностью |
| § 46. Знаковая и значащая структура центра вторичной приближенности |
| § 47. Вариативность структурных моделей исключенности |
| § 48. Пассив как структура исключенности |
| § 49. О так называемых рефлексивном и вазимном залогах |
| § 50. О вариативных значениях в рамках, центра первичной приближенности |
ГЛАВА VI. КАТЕГОРИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ |
| § 51. Морфологическая направленность и инфинитив |
| § 52. О значении частицы "to" |
| § 53. Синтаксическая направленность и структура дативности |
| § 54. Структура пространственно-временной и количественно-качественной указательности |
ГЛАВА VII. КАТЕГОРИЯ ПРОДОЛЖЕННОЙ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ |
| § 55. Вариативность причастной формы |
| § 56. Вариативность герундиальной формы |
| § 57. Вариативность континиусной формы |
| § 58. Вариативность отглагольно-именной формы |
РАЗДЕЛ III. МОДАЛЬНО-ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКА |
ГЛАВА VIII. К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИИ МОДАЛЬНОСТИ |
| § 59. О некоторых аспектах трактовки модальности |
| § 60. Объективно-субъективный характер модальности |
| § 61. Модальность в ее отношении к корреляции и коррективности |
| § 62. Модальность и эллиптизм речевых и языковых структур |
| § 63. Функции модальности |
| § 64. Факторы, предопределяющие структурность языка |
| § 65. Терминологическая сторона вопроса о модальности |
ГЛАВА IX. О СООТНОШЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ПРИ ВЫРАЖЕНИИ МОДАЛЬНОСТИ |
| § 66. Формы репрезентации модальности |
| § 67. Вводные слова |
| § 68. Принципы формирования высказывания |
| § 69. Вводные слова и частицы |
| § 70. Междометия и полнозначные единицы |
| § 71. Междометия и слова утверждения и отрицания |
| § 72. Морфологические структуры модальности |
| § 73. Модальность и побудительность |
| § 74. О внутренней дифференциации наклонений |
ГЛАВА X. КАТЕГОРИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ |
| § 75. О характере временных противопоставлений |
| § 76. Об определении пространственно-временного характера объекта |
| § 77. О несовпадении морфологического и синтаксического плана |
| § 78. Синтаксическая перспектива |
| § 79. Синтаксическая ретроспектива |
| § 80. О преломлении временного плана в видовом и модальном |
| § 81. Синтаксическая темпоральность |
ГЛАВА XI. СУБЬЕКТНО-ПРЕДИКАТИВНЫЕ И ОБЪЕКТНО-ПРЕДИКАТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ |
| § 82. К общей характеристике объективно-предикативных конструкций (ОПК) и субъектно-предикативных конструкций (СПК) |
| § 83. О членении СПК и ОПК |
| § 84. О роли грамматического элемента в конструкциях |
| § 85. О строении предикативной группы |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
ДОПОЛНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ |
Книга рассчитана на студентов специальных вузов и факультетов, изучающих английский язык как специальность. Освещение программных вопросов ведется в нем в несколько ином теоретическом ракурсе по сравнению с имеющимися учебниками и учебными пособиями по теоретической грамматике английского языка. Последнее обусловлено общим развитием лингвистической мысли по данному предмету и необходимостью в связи с этим учета тех новых достижений, которые привносятся наукой.
I. Необходимостью более строгого и конкретного подведения методологической основы под изучаемый материал. Сюда относятся: 1) вопросы связи элементов и структур грамматического строя английского языка с выражением многочисленных отношений человека к действительности в плане марксистско-ленинской теории отражения; 2) рассмотрение предложения как клеточки процесса общения и познания, в которой проявляются зачатки всех элементов диалектики; 3) изучение морфологических и синтаксических структур как проявления действительного, практического сознания – непосредственной действительности мысли и чувства; 4) морфология и синтаксис как структурное отражение явлений мира; 5) мировоззренческая функция морфологических и синтаксических структур; 6) морфологические и синтаксические структуры как материальное выражение идеального в плане марксистско-ленинского положения и единстве языка и мышления и т.д.
II. Необходимостью учета в преподавании и изучении достижений современной науки: 1) морфология и синтаксис как явления лингвистического моделирования, отражающего: а) явления действительности; б) отношение к ним личности; 2) знаковый символический характер морфологических и синтаксических структур, выражающий специфическое значение: отличия языковой символики от речевой.
В связи с тем, что подготовка данной книги основана на вышеизложенных принципах, студенты получат возможность активно развивать свое мышление, в научном аспекте творчески синтезировать языковой материал и более глубоко понять его общественную значимость.
Таким образом, основная цель складывается из двух взаимосвязанных сторон: 1) донести до сознания студента те положения, которые, являясь краеугольным камнем теоретической граматики английского языка, должны быть оценены в свете современной науки; 2) развить у студентов способность к самостоятельной творческой деятельности.
<