Эта книга основана на лекциях по дисциплине "Концепции современного естествознания", которые автор читает на протяжении ряда лет в Российской академии музыки им.Гнесиных для студентов, обучающихся по специальности "Музыкальный менеджмент". Прежде чем приступить к основному содержанию, считаю необходимым разъяснить некоторые особенности моего изложения. Первое. Я позволю себе говорить с читателем от своего лица. Академическое "мы" представляется мне не обязательным и во многом неудобным. Отсюда вытекает второе. Довольно часто у меня будут встречаться обороты: "я считаю..." или "я пришел к выводу...". Заранее разъясняю. В этих случаях полностью отсутствует попытка утвердить свой авторитет исследователя или, простите, мыслителя. Дело совсем в другом. Там, где такой оговорки нет, я стараюсь изложить достаточно признанные, проверенные научным сообществом точки зрения. Конечно, и научное сообщество может ошибаться, но на уровне концепций это происходит редко. А там, где речь – о моем мнении, за него отвечаю только я, чья компетенция во многих областях естествознания невелика. Поэтому в таких местах читатель вправе быть наиболее критичным. В этой связи оговорю еще вот что. Учитывая состав аудитории, я часть примеров беру из материала музыки. Здесь я намного слабее, чем мои слушатели, и потому все время просил их по возможности корректировать меня. Надеюсь, в основном это удалось. Далее. Рассматриваемые концепции столь общие, что зачастую распространяются и за пределы естествознания. Считаю, что таким "выходам за пределы" тоже может найтись место в изложении. Ведь главная цель данной учебной дисциплины, как я ее понимаю, – способствовать расширению общекультурного контекста, объединяющего и науку, и искусство, и остальные сферы духовной жизни. И последнее. Говоря о науке на концептуальном уровне, неизбежно выходишь на вопросы взаимоотношения науки и веры, науки и религии. Чтобы не было неясностей, сразу скажу: я не верую в Бога. Но хорошо понимаю, что в религиозных учениях сконцентрирована многовековая мудрость человечества. И в тех случаях, когда я обращаюсь к таким вопросам, мое отношение к взглядам верующих основано на глубоком уважении (уважении, предполагающем возможность критики мнений и верующих, и неверующих). И если при этом я где-то пишу, что какое-то утверждение не относится к науке, это вовсе не значит, что оно ложно. Есть огромное число истин, лежащих вне науки. Например, утверждение: "Моцарт – гений" истинно, но доказать его истинность только методами науки вряд ли удастся. Точно так же вопросы об истинности или ложности тех или иных положений религии или атеизма не могут быть решены в рамках науки: это область веры. В приложении в конце книги я подробнее говорю об этом; но в основном тексте мое утверждение о том, что некий тезис лежит вне науки, не означает его определения в качестве ложного или истинного. Работа в Гнесинской академии дала мне очень много хорошего. Я благодарен Д.К.Кирнарской, вовлекшей меня в это дело, благодарен О.М.Агеевой, заботу которой я ощущал все эти годы. И особенно благодарен моим слушателям, показавшим мне, технарю, что люди искусства неравнодушны к вопросам, поднимаемым наукой. Александр Юделевич ЗАКГЕЙМ (род. в 1930 г.) Кандидат технических наук, профессор. Окончил Московский химико-технологический институт им.Д.И.Менделеева (ныне РХТУ). Более 40 лет работает в Московском государственном университете тонких химических технологий им.М.В.Ломоносова (МИТХТ), где ведет разработанный им курс моделирования химико-технологических процессов. Кроме того, на протяжении последних 10 лет А.Ю.Закгейм читает курс "Концепции современного естествознания" для группы музыкального менеджмента в Российской академии музыки им.Гнесиных. В свободное время пишет стихи и рассказы, в основном фантастические; часть из них опубликованы. |