Задача настоящей книги – подвести учащихся к пониманию закономерностей истории латинского языка в аспекте развития его фонетической и морфологической системы. Филолог-классик – непосредственный адресат этого учебника. Поскольку этот читатель в первую очередь заинтересован в историческом анализе структуры латинского языка классической эпохи и предшествующего ей архаического периода, основное содержание книги составляют вопросы происхождения и развития "архаической" и "классической" латыни. Однако и позднейшее языковое развитие в той мере, в какой оно происходило еще в рамках единой латыни, не оставлено без внимания, и важнейшие фонетические закономерности предроманского периода намечены в заключительных разделах глав, посвященных истории латинских гласных и согласных звуков. Вопрос о распределении материала по "аспектам" или по периодам истории языка является, как известно, весьма спорным. В пользу и того и другого способа изложения можно было бы привести серьезные теоретические и практические доводы. Однако "классическая" латынь имеет лишь очень короткую предысторию, документируемую письменными памятниками архаического периода (III–II вв. до н.э.). Основные особенности фонетического и морфологического строя классической латыни сложились почти в окончательном виде уже к началу архаического периода, и исторические процессы, рассматриваемые в этой книге, относятся, главным образом, к эпохе, предшествующей письменным памятникам, и восстанавливаются на основе сравнительно-исторического метода и анализа противоречий исторической структуры языка. В этих условиях изложение историко-грамматического материала по периодам было бы нецелесообразно, и я ограничился тем, что предпослал историко-фонетической и историко-морфологической части главу, содержащую краткий обзор истории латинского языка по периодам его развития. Более подробные сведения по этим вопросам читатель найдет в моих "Очерках из истории латинского языка", М.–Л.1953. Некоторые разделы курса не могли быть изложены без привлечения материала сравнительной грамматики индоевропейских языков. Это тем более являлось необходимым в данном учебнике, что он предназначен для студентов-классиков, одновременно специализирующихся по греческому языку и заинтересованных в сравнительно-историческом сопоставлении античных языков. Учебник открывается поэтому небольшой главой, посвященной фонетической и морфологической характеристике реконструируемого сравнительно-историческим методом общеиндоевропейского языкового состояния, разумеется, без подробностей, парадигм и т.п.; исключение сделано лишь для вопроса об индоевропейском чередовании гласных (§§ 13–17), которое оставило в латинском языке ряд следов и нуждалось в систематическом изложении. Сравнительно-исторический материал преобладает также и во II главе, где дается характеристика общеиталийского языкового состояния, являющегося исходным пунктом для истории латинского языка на путях его самостоятельного развития. При отсутствии у нас справочных пособий историко-лингвистического характера для латинского языка я не считал возможным ограничиться "учебным" материалом в строгом смысле слова. Отсюда – широкое применение петита для подробностей, которые не должны служить предметом лекционного изложения или экзаменационных требований, но окажутся полезными как справочный материал при чтении архаических и даже классических текстов. Полным реперторием фонетико-морфологических особенностей архаической латыни эта книга однако не является, и ставить себе подобную задачу было бы невозможно при небольшом ее объеме. По этой же причине я ограничился наиболее важными для учащегося разделами, фонетикой и флексией, и опустил вопросы словообразования и употребления именных и глагольных форм, входившие в первоначальный замысел книги. И.Тронский.
Иосиф Моисеевич Тронский (1897–1970) Выдающийся отечественный лингвист и литературовед, исследователь классической филологии. Родился в 1897 г. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1919). С 1921 г. преподавал классические языки. В 1923 г. переехал в Петроград, где работал в Научно-исследовательском институте сравнительной истории литератур и языка Запада и Востока. Входил в состав первой кафедры классических языков и литератур (1935). В январе 1939 г. становится доцентом кафедры классической филологии. В 1941 г. в блокадном Ленинграде И.М.Тронский защитил докторскую диссертацию на тему "История античной литературы". В 1943 г. он получает дипломы доктора филологических наук и профессора ЛГУ. С 1950 г. – сотрудник института языкознания АН СССР, в котором проработал до конца жизни. В многочисленных работах И.М.Тронского история древнегреческого и латинского языка тесно связана с развитием античного общества и литературы. Среди них наиболее известны "Очерки из истории латинского языка" (1953), "Историческая грамматика латинского языка" (1960), "Вопросы языкового развития в античном обществе" (1973). Его "История античной литературы" выдержала несколько изданий и была переведена на десять языков, что сделало ее классическим трудом, до сих пор непревзойденным по глубине и полноте материала. |