URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе Обложка Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе
Id: 248747
899 р.

Вопросы языкового развития в античном обществе Изд. стереотип.

URSS. 2019. 208 с. ISBN 978-5-397-06811-6.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Предлагаемая читателю книга является последним трудом выдающегося ученого, крупнейшего специалиста по античной литературе И.М.Тронского (1897–1970), над которым он работал до последнего дня своей жизни. Книга подводит итоги открытий и достижений в области изучения письменных и бесписьменных форм древнегреческого языка. Первая и третья главы содержат критический анализ и изложение оригинальных концепций автора по проблемам греческих диалектов... (Подробнее)


Содержание
top
Глава I.Греческие диалекты и их изучение
Глава II.Древнейший письменный язык
Глава III.Язык греческого эпоса
Глава IV.Полидиалектная поэзия VII–V вв. до н.э.
Примечания
Послесловие
Именной указатель
Список сокращений

Из главы I
top

Греки I тысячелетия до н.э., начиная по крайней мере с VII в., признавали себя членами единой народности – эллинами.

Этноним этот – в применении к общегреческому единству – является сравнительно новым. Греки сами обращали внимание на то, что в древнейшем известном им литературном памятнике – в поэмах Гомера – термин этот еще не получил своего позднейшего содержания. "Илиада" повествует об общегреческом походе на Трою, и для этнического обозначения всей собравшейся рати употребляются в расширительном значении три просодически различных названия племен, позволяющие варьировать их место в стихе: "данайцы", "аргивяне" и "ахейцы", – наименование "эллины" такого расширительного значения не имеет. Гомеровские этнонимы – эпическая традиция; самый интересный из них "ахейцы" встречается значительно чаще других и представляет собой название одного из индоевропейских племен. Впоследствии все они были вытеснены этниконом "эллины": "данайцы" вообще вышли из живого употребления; "аргивяне" вернулись к своему областному значению; "ахейцы" тоже сузились до обозначения жителей отдельных областей в Пелопоннесе (Ахайя) и Фессалии.

Фукидид в начале своей "Истории" рассуждает о гомеровском словоупотреблении: "Гомер жил ведь гораздо позже Троянской войны и нигде не обозначает всех эллинов в их совокупности таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Фтиотиды, – они-то и были первыми эллинами, – других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами и ахейцами".

По отношению к этнониму "эллины" Фукидид совершенно прав; однако хоронимический термин "Эллада" уже у Гомера приобретает более широкое значение.

Генеалогический миф о родоначальниках греческих племен сжато формулирован в одном из фрагментов "Каталога" Гесиода: "...от войнолюбивого царя Эллина родились Дор и Ксуф и конный боец Эол". Более подробное изложение мы находим уже в позднейших источниках. Эллин, владыка племен между Пенеем (река в Фессалии) и Асопом (в Беотии), передал власть над ними своему старшему сыну Эолу, а остальных разослал в чужие земли. Один из них, Дор, возглавил дорийцев; другой, Ксуф, стал отцом Ахея и Иона. Генеалогический миф, таким образом, объединяет родоначальников основных греческих племен – ионян, эолийцев и дорийцев – как потомков Эллина и провозглашает новое, неизвестное эпической традиции, общеэллинское единство.

Это не древнее народное предание, а сознательная и притом политически тенденциозная конструкция. При создании ее были использованы древние, прежде самостоятельные образы. Об Эоле существуют многочисленные мифы, дающие ему различные генеалогии. Еще сложнее дело обстоит с явно древней фигурой Ксуфа, имя которого не связано ни с какими этнонимами. Пришлось нарушить симметрию и повести этнонимы от имен его сыновей. Последующие попытки ввести Ксуфа и Иона в родословную афинских царей не приводили к общепризнанным результатам: аттические генеалогии были прочно установлены независимо от мифа о сыновьях Эллина.

Миф этот предполагает этнографическую ситуацию Греции I тысячелетия до н.э., когда субмикенские передвижения племен уже отошли в прошлое, окончательно установились наименования греческих племенных объединений исторического времени и, более того, стало возникать сознание общегреческого единства. В истоках своих единство возводится к фессалийской Элладе и ее герою Эллину и утверждается примат эолийского начала над прочими, в том числе над дорийским: Эол – старший из сыновей Эллина.

Фессалия играла значительную роль в греческой культуре на рубеже II и I тысячелетий до н.э. После падения южных центров "микенской" культуры эпическое песнопение ушло на север, в эолийские земли. Эолийская ступень в развитии греческого эпоса оставила следы в гомеровском языке (см. ниже, стр.121 сл.). В позднейшей общегреческой религии и мифологии очень многое связано именно с Фессалией. Там находится гора богов – Олимп. С пелопоннесскими фигурами, наследием "микенского" прошлого (Агамемнон, Менелай, Елена, Нестор и т.п.), в "Илиаде" неразрывно спаяны фессалийские – Ахилл и его круг. В этой же области, по преданию, происходили страшные бои лапифов и кентавров, неиссякаемый материал для греческого изобразительного искусства. Мудрый кентавр Хирон, наставник Ахилла и многих других героев, – одна из любимых фигур греческого дидактического фольклора. Поэма "Назидания Хирона" приписывалась Гесиоду. Из Иолка, фессалийской гавани, отправилась в плавание к берегам далекой Колхиды общегреческая экспедиция аргонавтов.

Тесные узы роднили Фессалию с оторванной от нее в результате племенных передвижений Додоной (около совр. Янины, на территории, в историческое время относящейся к Эпиру), местом древнейшего оракула Зевса, волю которого определяли по шелесту ветвей священного дуба. Додонский владыка Зевс – бог фессалийского героя Ахилла; именно к нему Ахилл обращается с мольбой в один из самых грозных моментов действия "Илиады", отправляя на бой с троянцами своего друга Патрокла. В интересующей нас связи это важно потому, что жрецы (толкователи оракула) Эллы, или Селлы, почти несомненно этимологически связаны с племенным наименованием "эллинов". Аристотель полагал, что "древняя Эллада" находилась в области Додоны и фессалийской реки Ахелоя. Очень возможно, что племя, уйдя на восток, в Фессалию, оставило толкователей оракула на священной территории.

Впоследствии к культурной роли Фессалии стало присоединяться ее растущее политическое значение. Довольно рано – точное время неизвестно, но, может быть, еще в VIII в. – здесь образовался союз, распространивший свое влияние на соседние области, а затем даже на дельфийскую амфиктионию. По своему значению он мог соперничать со Спартой. В этих условиях фессалийская тенденция генеалогического мифа не должна нас удивлять.

О факторах, определявших сознание общеэллинского единства, свидетельствует Геродот (VIII, 144). Согласно его рассказу, персидский полководец Мардоний, оставленный Ксерксом в Европе после Саламинского сражения, предложил афинянам вступить в союз с персами. Обеспокоенные этим спартанцы направили в Афины посольство и получили в ответ заверения, что афиняне не станут предателями эллинского единства, основанного "на единстве крови и единстве языка, на общих святилищах богов и общности культа, а также на одинаковости нравов". Антропологическое, социально-психологическое и культовое единство эллинов дополняется, таким образом, единством лингвистическим.

* * *

Осознание всеэллинской общности должно было обостриться со второй половины VIII в., когда начался интенсивный колонизационный процесс и греки заселяли местности, удаленные от их основной территории. Переселенцы зачастую собирались из разных областей Греции, а на новых местах встречались с самыми различными народностями. На грани VIII–VII вв., в поздних слоях эпоса и в "Каталоге" Гесиода, мы уже нашли расширенное употребление географического термина "Эллада" и родословную детей Эллина; в "Каталоге" встречалось также наименование "всеэллины". Тот же термин – в середине VII в. у Архилоха и как раз в связи с колонизационной экспедицией: "Горе всеэллинов стекалось в Фасос". Члены жюри на общегреческих играх в Олимпии уже в начале VI в. именовались "гелланодиками " – судьями эллинов. Когда при фараоне Амасисе девять греческих государств основали святилище в египетском Навкратисе, они назвали его Hellenion и адресовали там посвятительные надписи "богам эллинов".

Генеалогический миф, вероятно, не сразу отлился в ту форму, которую мы знаем из Гесиода; но было бы праздным делом строить догадки о конкретной истории его формирования. В нем зафиксировано возникновение общегреческого самосознания. Имплицитное противопоставление эллинов другим народам и языкам будет актуализовано лишь впоследствии, уже в развитом классовом обществе античного типа, при столкновении с политическим и идеологическим строем Персии, когда противоположным членом оппозиции окажутся "варвары". В период сложения генеалогического мифа "варваров" еще нет. В "Илиаде" военные противники ахейцев не имеют обобщенного наименования. Лишь в одном месте у Гомера (Илиада II, 867) говорится о "варвароязыких", т.е. "бормочущих" на непонятном языке карийцах. Впрочем, греки и на основной своей территории встречались с иноязычными племенами, со всевозможными "пеласгами", "тирренцами", "этеокритянами ", "финикийцами" и т.д.; языки эти засвидетельствованы также эпиграфически – на Лемносе, на Крите, на Кипре.

Следует обратить внимание еще на одну сторону генеалогического мифа. Он устанавливает не только этническую целостность эллинов, но и основные ее подразделения – эллинские племена. В сознании самих греков эти племенные единства – эолийское, ионийское и дорийское – имели этнолингвистический характер и были неразрывно связаны с группами диалектов. Если понимать эти группировки так, как это принято у современных диалектологов, необходимо будет признать, что они отнюдь не охватывают всего диалектного многообразия греческого языка. С этой точки зрения оказалось бы, что в мифе оставлены без внимания северо-западные говоры, составлявшие вместе с дорийскими обширную группу западногреческих диалектов, а также весьма архаичная аркадо-кипрская группа, о месте которой в диалектной системе греческого языка идут усиленные споры (см. ниже, стр.14). Весьма возможно, однако, что такая критика древнего мифа была бы несправедлива и что упоминаемые там племенные группы мыслились как более обширные. Заслуживает внимания в этом отношении традиция, сохраненная в географическом труде Страбона (VIII, 1, 2). Согласно Страбону, эолийцы занимали к северу от Пелопоннеса всю греческую территорию, кроме Аттики, Мегар и Дориды, а также весь Пелопоннес до прибытия туда дорийцев; тогда и аркадяне – Страбон их прямо называет – и северо-западные племена включаются в состав эолийцев. Духу генеалогического мифа, для которого Эол есть старший сын Эллина и, стало быть, главный его потомок, такое понимание вполне соответствует.


Об авторе
top
dop Иосиф Моисеевич Тронский (1897-1970)<\b>

Выдающийся отечественный лингвист и литературовед, исследователь классической филологии. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1919). С 1921 г. преподавал классические языки. В 1923 г. переехал в Петроград, где работал в Научно-исследовательском институте сравнительной истории литератур и языка Запада и Востока. Входил в состав первой кафедры классических языков и литератур (1935). В январе 1939 г. становится доцентом кафедры классической филологии. В 1941 г. в блокадном Ленинграде И. М. Тронский защитил докторскую диссертацию на тему "История античной литературы". В 1943 г. он получает дипломы доктора филологических наук и профессора ЛГУ. С 1950 г. - сотрудник Института языкознания АН СССР, в котором проработал до конца жизни.

В многочисленных работах И. М. Тронского история древнегреческого и латинского языков тесно связана с развитием античного общества и литературы. Его "История античной литературы" выдержала несколько изданий и была переведена на десять языков, что сделало ее классическим трудом, до сих пор непревзойденным по глубине и полноте материала.