Данное исследование представляет собой плод многолетней научной деятельности автора, посвященной изучению переломных процессов в развитии русской архитектуры и градостроительства на путях от средневековья к Новому времени, в хронологических границах последней четверти XVII в. – первой четверти XVIII в. Из данного этапа выделен только московский материал, учитывая растущий интерес к его историческому архитектурному наследию, до сих пор еще недостаточно изученному или понесшему большие невозвратимые утраты. Чтобы придать работе определенную концептуальную направленность и цельность, весь материал рассматривался в аспекте тех новых процессов, которые имели отношение к Петербургу, ставшему качественно новым явлением в развитии русской архитектуры и градостроительства, соответствующим условиям века Просвещения. Автор поставил перед собой задачу показать роль Москвы в зачинании движения европеизации в архитектуре и градостроительстве еще в условиях XVII в. и в пору начавшихся петровских преобразований. Этим, собственно, и определяются две основные части работы, т.е. Москва в преддверии перемен и Москва петровская. Каждой из частей предшествуют вступительные главы с социокультурным, мировоззренческим и эстетическим обоснованием перемен. Рассмотрение самого материала построено по жанрово-типологическому принципу, т.е. сначала все, что касается градостроительства, затем – архитектуры общественных зданий, храмов и монастырей, различных видов жилища и дворцов, усадебных комплексов. В заключении всего исследования делаются выводы о той роли, которую сыграла Москва в обновлении русского градостроительства и архитектуры на путях европеизации и в подготовке перелома, который произошел в Петербурге. Динамика перехода русской архитектуры и градостроительства на новые европейские пути развития привлекала внимание многих исследователей. Но до сего времени в нашей науке некоторые принципиальные вопросы остаются неразрешенными, высказываемые суждения специалистов подчас противоречивы... Прежде всего хотелось бы обратить внимание на стилевую проблематику этого переходного времени и такие важные показатели, как упорядоченное структурирование архитектурных и градостроительных организмов и становление нового знакового языка европейского ордера. В осмыслении стилевой проблематики использовался метод комплексного анализа с опорой на широкий культурный контекст, через который только и можно обосновать становление стилевой модели. Предстояло более четко определить само понятие "регулярство", применительно к процессам обновления в русской архитектуре второй половины XVII в. и затем уже в пору начавшихся петровских преобразований. Нам представляется, что стадии обновления соответствует лишь "предрегулярство", а петровским начинаниям в Москве – "регулярство". Исходя из этого, определились две основные части работы. Назрела необходимость в сквозном прослеживании становления архитектурных типологий, имеющих отношение к Новому времени, в преддверии же Петербурга московский материал приобретает особую актуальность. Нуждаются в дальнейшем изучении русско-европейские архитектурные связи, что также стало предметом нашего интереса.
Кириллов Василий Владимирович Кандидат искусствоведения. Окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и аспирантуру Государственного института искусствознания. Неоднократно участвовал в археологических экспедициях в Крым и на Таманский полуостров. В последние годы в основном занимался изучением построек русской провинции; работал в отделе свода памятников архитектуры ГИИ, сотрудничал с Москомнаследием, Министерством культуры РФ. Автор нескольких статей для иллюстрированной энциклопедии по архитектуре России. В настоящее время продолжает заниматься изучением архитектуры модерна.
|