Обложка Беляев В.А., Розин В.М. К социокультурной методологии науки: Опыт коллективного мышления
Id: 248658
438 руб.

К социокультурной методологии науки:
Опыт коллективного мышления

URSS. 2019. 232 с. ISBN 978-5-9710-6348-3.

Аннотация

Эта книга является результатом совместного творчества двух авторов, размышляющих на темы методологии науки. Характер этих размышлений позиционировался как «социокультурная методология науки». Понятие «социокультурная методология» акцентирует на размышлениях о роли социокультурных факторов в формировании науки вообще и новоевропейской науки в частности. Также это понятие подразумевает связь генезиса и эволюции науки с генезисом и ...(Подробнее)эволюцией других социокультурных форм, с жизненными вызовами крупного масштаба, с изменением социокультурных проектов и архитектур.

Книга построена как последовательность статей, в которых одна статья является ответом на другую. В той мере, в какой полемика между авторами приобретала характер конструктивного диалога, становилось возможным коллективное мышление. Авторы надеются, что в какой-то мере это коллективное мышление состоялось.

Хотя культурно-историческое пространство, охватываемое методологическими размышлениями авторов, простирается от Античности до Нового времени (модерна), именно наука модерна стоит в центре их внимания. Это определяется центральным, определяющим характером самого модерна в современном мире. Понимание социокультурной логики модерна и понимание его науки являются взаимосвязанными процессами. Выявление этой взаимосвязи и акцентируется авторами.

Важной темой для авторов является соотношение между естественными и гуманитарными науками, генезис этих наук. В этой точке, можно сказать, находится центр их полемики.

Книга рассчитана на всех, кто интересуется культурологией, философией и методологией науки и социокультурной логикой модерна.


Оглавление
Предисловие В. А. Беляева7
Предисловие В. М. Розина10
В. М. Розин. Типы, строение и концептуализация науки12
В. А. Беляев. К социокультурной методологии науки (полемика с позицией В. М. Розина)26
1. Проблематизации, которые Розин ставит относительно методологии науки26
2. Основные результаты исследования Розина29
3. Обсуждение «генома науки»31
3.1. О «построении идеальных объектов»31
3.2. Об «установке на получение непротиворечивого знания»34
3.3. О «концептуализации»35
4. О новом установлении «генома науки» в культуре Нового времени36
5. Вопросы, которые нужно задать к концепции Розина38
6. Выводы, которые можно сделать из добавочных проблематизаций41
7. Описание Розиным концептуализации (формирования идеи) естественных и гуманитарных наук в культуре Нового времени43
7.1. Описание концептуализации естественных наук44
7.2. Описание концептуализации гуманитарных наук45
7.3. Экзистенциально-теоретический путь Розина к его концепции47
8. Что получается в итоге49
9. Прорисовка социокультурного генезиса науки в контексте модерна (с точки зрения моей позиции)52
9.1. Относительно проблематизаций, которые касаются самосознания ученых (философов и методологов науки)52
9.2. Относительно группы проблематизаций, которые связывают генезис науки с процессами социокультурной эмансипации модерна55
9.3. Относительно группы проблематизаций, связывающей роль науки с формированием глобального социокультурного пространства на основе модерновой архитектуры59
9.4. Роль техники в процессе глобализации новоевропейской науки63
9.5. О метапозиции социокультурной методологии66
В. М. Розин. Методологический анализ науки, инициированный полемикой с Вадимом Беляевым68
В. А. Беляев. Еще раз о социокультурной методологии науки (продолжение полемики с позицией В. М. Розина)82
1. Контекст дискуссии82
2. Воспроизведение проигнорированных проблематизаций84
3. Обосновано ли отклонение Розиным предложенного расширения проблематизаций?87
4. Диалог или отражение атак оппонента?88
5. Изменилась ли позиция Розина в новой формулировке?89
5.1. Относительно понятия природы89
5.2. Относительно роли математики89
5.3. Относительно связи с модерном90
5.4. Что получается в итоге?90
6. Относительно связи формирования науки с формированием либеральной культуры92
7. О соотношении европейских наук с неевропейскими93
8. Итоги96
В. М. Розин. Реконструкция личности Марины Цветаевой как материал для уточнения строения гуманитарной науки97
В. А. Беляев. К социокультурной методологии построения гуманитарной реальности (продолжение полемики с позицией В. М. Розина)108
1. Предыстория полемики108
2. Содержание анализируемой статьи. Генезис позиции Розина111
3. О роли «генома науки». Краткий очерк социокультурной методологии гуманитарных наук115
4. О соотношении в позиции Розина «анализа случаев» и логики объемлющих процессов126
5. О соотношении генезиса науки и генезиса либерально-демократического общества128
6. Что можно сказать об анализе Розиным личности Марины Цветаевой?130
7. Принципы «гуманитарных наук» против принципов «объективного знания»133
8. О необходимости диалогизма135
В. М. Розин. Наука в контексте современности и истории (идеи новой концепции)136
В. А. Беляев. Об «интеркультурной» направленности новоевропейской науки (продолжение полемики с позицией В. М. Розина)152
1. Экспозиция проблем, инициирующих для Розина разбирательство с проблемой науки152
2. Предлагаемое мной расширение проблемного поля. Принципы конструктивного диалога154
3. О всемирной роли новоевропейской науки155
4. Новый вариант генезиса новоевропейской науки, представленный Розиным157
5. Анализ представленной позиции Розина. Наука как социальный институт модерна. Наука как выражение «интеркультурной» социокультурной архитектуры модерна159
6. Анализ конкретного описания Розиным науки как социального института модерна165
Приложение. В. М. Розин. История как знание о прошлом и как исторический способ жизни современного человека и культуры170
Приложение. В. А. Беляев. К социокультурной методологии исторического знания (критические замечания к позиции В. М. Розина)183
1. Задачи и решения, которые заявляются Розиным относительно истории и историографии183
2. Позиция Поппера относительно истории и «кризис историографии»184
3. Устанавливаем контекст разговора о проблемах истории. «Открытый» и «закрытый» социально-исторический универсумы. Модерн как переход к «посткультурно-интеркультурной» архитектуре186
4. Экзистенциальность борьбы Поппера за «открытое» общество. Процесс бесконечного «открывания» мира189
5. «Открытое» общество и «открытая» природа. Методология «открывания» мира в целом191
6. Две стороны модерновой «эволюции фактов». Позитивизм и контр-позитивизм. Стремление к «посткультуре» и «новая культурность»193
7. Ниспровержение «историцизма» и «новый историцизм». «История в человеке» и «человек в истории»198
8. Антиномия исторического сознания (существования) в ее индивидуалистическом и коллективистском выражении201
9. История как мир объектов и история как мир сознаний203
10. Историческое сознание (существования): генерализация и объективация против контр-генерализации и контр-объективации205
11. Итоги209
Приложение. В. А. Беляев. О роли науки и рациональной социальности в дегуманизирующих феноменах модерна (критические заметки к «Актуальности холокоста» З.Баумана)210
1. Уроки холокоста и «этиологический миф современности»211
2. Существует ли «этиологический миф современности»?213
3. Применим сделанные выводы к анализу геноцида219
4. Итоги проведенного анализа222
5. О факторах, конституирующих расизм224
6. Расизм, социальная инженерия и наука модерна227

Об авторах
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.
Розин Вадим Маркович
Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 550 научных работ, в том числе 80 книг и учебников.