Предисловие В. А. Беляева | 7
|
Предисловие В. М. Розина | 10
|
В. М. Розин. Типы, строение и концептуализация науки | 12
|
В. А. Беляев. К социокультурной методологии науки (полемика с позицией В. М. Розина) | 26
|
1. Проблематизации, которые Розин ставит относительно методологии науки | 26
|
2. Основные результаты исследования Розина | 29
|
3. Обсуждение «генома науки» | 31
|
3.1. О «построении идеальных объектов» | 31
|
3.2. Об «установке на получение непротиворечивого знания» | 34
|
3.3. О «концептуализации» | 35
|
4. О новом установлении «генома науки» в культуре Нового времени | 36
|
5. Вопросы, которые нужно задать к концепции Розина | 38
|
6. Выводы, которые можно сделать из добавочных проблематизаций | 41
|
7. Описание Розиным концептуализации (формирования идеи) естественных и гуманитарных наук в культуре Нового времени | 43
|
7.1. Описание концептуализации естественных наук | 44
|
7.2. Описание концептуализации гуманитарных наук | 45
|
7.3. Экзистенциально-теоретический путь Розина к его концепции | 47
|
8. Что получается в итоге | 49
|
9. Прорисовка социокультурного генезиса науки в контексте модерна (с точки зрения моей позиции) | 52
|
9.1. Относительно проблематизаций, которые касаются самосознания ученых (философов и методологов науки) | 52
|
9.2. Относительно группы проблематизаций, которые связывают генезис науки с процессами социокультурной эмансипации модерна | 55
|
9.3. Относительно группы проблематизаций, связывающей роль науки с формированием глобального социокультурного пространства на основе модерновой архитектуры | 59
|
9.4. Роль техники в процессе глобализации новоевропейской науки | 63
|
9.5. О метапозиции социокультурной методологии | 66
|
В. М. Розин. Методологический анализ науки, инициированный полемикой с Вадимом Беляевым | 68
|
В. А. Беляев. Еще раз о социокультурной методологии науки (продолжение полемики с позицией В. М. Розина) | 82
|
1. Контекст дискуссии | 82
|
2. Воспроизведение проигнорированных проблематизаций | 84
|
3. Обосновано ли отклонение Розиным предложенного расширения проблематизаций? | 87
|
4. Диалог или отражение атак оппонента? | 88
|
5. Изменилась ли позиция Розина в новой формулировке? | 89
|
5.1. Относительно понятия природы | 89
|
5.2. Относительно роли математики | 89
|
5.3. Относительно связи с модерном | 90
|
5.4. Что получается в итоге? | 90
|
6. Относительно связи формирования науки с формированием либеральной культуры | 92
|
7. О соотношении европейских наук с неевропейскими | 93
|
8. Итоги | 96
|
В. М. Розин. Реконструкция личности Марины Цветаевой как материал для уточнения строения гуманитарной науки | 97
|
В. А. Беляев. К социокультурной методологии построения гуманитарной реальности (продолжение полемики с позицией В. М. Розина) | 108
|
1. Предыстория полемики | 108
|
2. Содержание анализируемой статьи. Генезис позиции Розина | 111
|
3. О роли «генома науки». Краткий очерк социокультурной методологии гуманитарных наук | 115
|
4. О соотношении в позиции Розина «анализа случаев» и логики объемлющих процессов | 126
|
5. О соотношении генезиса науки и генезиса либерально-демократического общества | 128
|
6. Что можно сказать об анализе Розиным личности Марины Цветаевой? | 130
|
7. Принципы «гуманитарных наук» против принципов «объективного знания» | 133
|
8. О необходимости диалогизма | 135
|
В. М. Розин. Наука в контексте современности и истории (идеи новой концепции) | 136
|
В. А. Беляев. Об «интеркультурной» направленности новоевропейской науки (продолжение полемики с позицией В. М. Розина) | 152
|
1. Экспозиция проблем, инициирующих для Розина разбирательство с проблемой науки | 152
|
2. Предлагаемое мной расширение проблемного поля. Принципы конструктивного диалога | 154
|
3. О всемирной роли новоевропейской науки | 155
|
4. Новый вариант генезиса новоевропейской науки, представленный Розиным | 157
|
5. Анализ представленной позиции Розина. Наука как социальный институт модерна. Наука как выражение «интеркультурной» социокультурной архитектуры модерна | 159
|
6. Анализ конкретного описания Розиным науки как социального института модерна | 165
|
Приложение. В. М. Розин. История как знание о прошлом и как исторический способ жизни современного человека и культуры | 170
|
Приложение. В. А. Беляев. К социокультурной методологии исторического знания (критические замечания к позиции В. М. Розина) | 183
|
1. Задачи и решения, которые заявляются Розиным относительно истории и историографии | 183
|
2. Позиция Поппера относительно истории и «кризис историографии» | 184
|
3. Устанавливаем контекст разговора о проблемах истории. «Открытый» и «закрытый» социально-исторический универсумы. Модерн как переход к «посткультурно-интеркультурной» архитектуре | 186
|
4. Экзистенциальность борьбы Поппера за «открытое» общество. Процесс бесконечного «открывания» мира | 189
|
5. «Открытое» общество и «открытая» природа. Методология «открывания» мира в целом | 191
|
6. Две стороны модерновой «эволюции фактов». Позитивизм и контр-позитивизм. Стремление к «посткультуре» и «новая культурность» | 193
|
7. Ниспровержение «историцизма» и «новый историцизм». «История в человеке» и «человек в истории» | 198
|
8. Антиномия исторического сознания (существования) в ее индивидуалистическом и коллективистском выражении | 201
|
9. История как мир объектов и история как мир сознаний | 203
|
10. Историческое сознание (существования): генерализация и объективация против контр-генерализации и контр-объективации | 205
|
11. Итоги | 209
|
Приложение. В. А. Беляев. О роли науки и рациональной социальности в дегуманизирующих феноменах модерна (критические заметки к «Актуальности холокоста» З.Баумана) | 210
|
1. Уроки холокоста и «этиологический миф современности» | 211
|
2. Существует ли «этиологический миф современности»? | 213
|
3. Применим сделанные выводы к анализу геноцида | 219
|
4. Итоги проведенного анализа | 222
|
5. О факторах, конституирующих расизм | 224
|
6. Расизм, социальная инженерия и наука модерна | 227
|
|
|
Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.