URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Николау Н.Г. Краткий словарь новогреческой литературы Обложка Николау Н.Г. Краткий словарь новогреческой литературы
Id: 248643
613 р.

Краткий словарь новогреческой литературы Изд. стереотип.

2019. 296 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается краткий словарь новогреческой литературы, в котором представлены биографии современных поэтов и писателей Греции. Биографические статьи в алфавитном ряду даются на фамилию или же на монашеское имя автора, поскольку очень многие выдающиеся греческие писатели были духовными лицами и известны прежде всего по имени. Знакомство с жизнеописаниями современных греческих поэтов и писателей дает некоторое представление... (Подробнее)


Предисловие
top

Своими корнями история новогреческой литературы уходит в средневековье, в X–XI века. Именно к этому периоду относятся литературные памятники, написанные не на старом, архаизированном, греческом языке, а на языке, близком к народному, имевшем свои особенности и отличительные черты. Этим временем датируются многочисленные народные баллады, былины, песни, сказания, передававшиеся и развивавшиеся в устной фольклорной традиции и хронологически относящиеся к новому периоду греческой литературы.

Вне всякого сомнения, новогреческая литература тесными, неразрывными узами связана со всей многовековой историей греческой литературы в целом, начиная с древней гомеровской эпохи и заканчивая появлением греческих текстов Нового Завета.

Хронологически всю историю развития новогреческой литературы можно представить следующим образом:

1-й период: с X века до падения Константинополя (1453 г.).
Первый этап первого периода: с X века по 1204 г. (год завоевания Константинополя латинянами).
Второй этап первого периода: с 1205 г. по 1453 г. (год завоевания Константинополя турками).

2-й период: с 1453 по 1669 г. (год завоевания Крита турками).

3-й период: с 1669 (начало возрождения национального сознания греков) по 1830 г. (завоевание Грецией независимости). Третий период охватил эпоху гуманизма и греческого Просвещения.

4-й период: с 1830 г. (становление вновь созданного независимого греческого государства).

На протяжении первого периода, с X века по 1453 год, произошли такие качественные сдвиги в развитии языка и в целом национальной культуры, которые позволяют говорить о рождении нового мира, мира новогреческой культурной традиции. Исторически этот период охватывает последние века существования Византийской империи. Когда греческий мир соприкоснулся с западным, после завоевания Константинополя франками в 1204 году, перемены становятся еще более ощутимыми. Наиболее заметные проявления духовного возрождения наблюдались на Крите и на Ионических островах.

XVI–XVII веками датируется первый период расцвета новогреческой литературы. Этот процесс стал возможным благодаря особым историческим и культурным предпосылкам, созданным во времена владычества венецианцев в Греции и под влиянием идей эпохи Возрождения. Тогда на Крите появляются многочисленные сочинения для театра – трагедии, комедии, драмы на библейские сюжеты. Своей полной зрелости этот жанр достигает в XVII веке. Критская литература явила собой своего рода культурный феномен в порабощенной Греции после 1453 года – года падения Константинополя.

Именно эта литература несколько веков подряд была духовной пищей народа. Именно она заложила основы для дальнейшего развития национальной греческой литературы. Так называемая поствизантийская поэзия постепенно затухает на территории материковой Греции. Турецкое рабство не давало абсолютно никакой возможности для свободного духовного развития нации. Исключение составляли народные песни, сказки, былины – порождение неугасимого народного гения.

Крит дал Греции одно из самых замечательных произведений национальной литературы – пьесу "Эротокрит". Литературный расцвет Крита был связан прежде всего с театром. В XVI веке, впервые после античности, Эллада вновь обретает свой театр. Одним из авторов, привнесших поистине революционные перемены в национальную драматургию, был Георгиос Хортатзис, автор трагедии "Эрофиль" (1590 г.) – шедевра критской литературы и комедии "Катзурбос" (1593 или 1601 г.).

Эти и многие другие произведения (трагедия "Король Родолин", "Жертва Авраама"), написанные на критском диалекте народного языка – димотике (в отличие от языка архаистов, о котором речь впереди), возрождают греческую драматургическую традицию, привносят в поэзию свежесть стиля и конкретность содержания.

После завоевания Крита турками (1669 г.) многие литераторы покидают родину, и местом их пристанища становятся Ионические острова. В результате происходит своеобразный творческий синтез двух направлений – традиций критской литературы и местного устного народного творчества. Создается основа для последующего развития Ионической литературной школы. Огромен вклад интеллигенции, в частности, литераторов Ионических островов, в историю культуры Греции, в историю борьбы за свободу и независимость.

Под влиянием нарождающегося движения за освобождение страны от турецкого ига и позднее, после национально-освободительной революции 1821 года, в исторических условиях, сложившихся в результате итальянского господства на Ионических островах, наступает второй период расцвета новогреческой литературы, главными представителями которого являются Дионисий Соломос и Андреас Калвос. Характерной чертой Ионической поэтической школы было использование народного языка – димотики, религиозный и патриотический настрой, чистота и возвышенность слога.

Так называемая постреволюционная поэзия (1830–1899) берет свое начало с момента завоевания Грецией независимости и заканчивается в конце века. Самой яркой фигурой этого периода, несомненно, является Дионисий Соломос. Вся литература этого времени сформировалась под влиянием одного поэта, а именно, Д.Соломоса.

Однако, чтобы понять смысл происходивших в данный период процессов, нужно рассмотреть сначала творчество поэтов времен турецкого владычества, в частности, Р.Ферэоса, А.Христопулоса и И.Вилараса. Они оказали воздействие на развитие всей постреволюционной национальной поэзии.

В XVIII веке живое, здоровое начало в развитии литературы на димотике стало подавляться искусственно создаваемым направлением фанатичных приверженцев древнегреческого языка – так называемых архаистов. Они, пренебрегая настоящим, увлекались любованием и возвеличиванием прошлого, древней культуры эллинов. Архаисты, испытавшие на себе сильное влияние французской литературы, имели своим духовным центром Афины. Они писали практически только на кафаревусе – так называемом "чистом" языке. В сознании архаистов идея воссоздания греческого государства отождествлялась с идеей возвращения, в том числе и с языковой точки зрения, к идеалам и ценностям Древней Эллады.

Так называемая фанариотская поэзия, то есть поэзия фанариотов – уроженцев знаменитого греческого квартала Фанари в Константинополе, переселившихся позднее в Афины, заложила основы для последующего развития Афинской литературной школы. Темы произведений фанариотов были часто слишком надуманны, в них преобладали высокопарность и пессимизм, а также социально-caтирические мотивы. Этой литературе, несомненно, не хватало непосредственной связи с жизнью и внутреннего движения.

Второй центр культурного развития тогдашней Греции существовал на Ионических островах (Ионическая литературная школа), где господствовал, как мы уже сказали, народный язык – димотика, и ощущалось несомненное влияние итальянской поэзии.

На Ионических островах, вплоть до 1864 года находившихся под протекторатом Италии и практически никогда не знавших турецкого рабства, поэты творили, вдохновляясь самой жизнью, будучи одинаково искренними и в патетике патриотических мотивов, и в легкой любовной лирике. Хотя Ионическая школа и развивалась автономно, нельзя утверждать, что такие важнейшие культурные центры Греции, как Афины и Ионические острова не соприкасались друг с другом. Несомненно, существовали заимствования, взаимовлияния и отступления от жестких рамок, диктуемых принадлежностью к той или иной школе. Пример тому – творчество представителей Афинской школы Д.Папаригопулоса и Н.Василиадиса, а также крупнейшего представителя Ионической поэтической школы А.Калвоса (1792–1867), писавшего, вопреки традиции, на архаичном языке.

С новой силой споры о языке вспыхнули в конце XIX века, что, несомненно, оказало определяющее влияние на развитие всей национальной греческой литературы.

С момента создания свободного греческого государства и вплоть до 1888 года – года выхода в свет знаменитой книги Я.Психариса

"Мое путешествие", ставшей манифестом димотикистов, – в Афинах преобладал архаичный язык. Идеи "архаистов" отражал профессор Афинского университета Хатзидакис. Так называемый языковой вопрос касался тогда практически каждого образованного грека. Он был окончательно решен лишь в 1976 году, после принятия закона, по которому димотика признавалась официальным государственным языком Греции.

Произведение Я.Психариса, профессора Сорбонны, дало толчок в развитии димотики не только как языка – выразителя идей новейшей Греции, но и как средства духовного обновления национальной литературы.

Старую Афинскую литературную школу представляли такие писатели, как А.Парасхос (1838–1895), Г Парасхос (1822–1886), А.Влахос (1838–1920), А.Византиос (1841–1898), Д.Папаригопулос (1843–1873), С.Василиадис (1845–1874), Д.Викелас (1835–1908), Т.Абелас (1850–1926), К.Рангавис (1842–1917) и другие.

Ионическая поэтическая школа блистала такими именами, как А.Валаоритис (1824–1879), И.Типалдос (1814–1883), Г.Терцетис (1800–1874), Г.Маркорас (1824–1911), С.Мартзокис (1855–1913), Л.Мавилис (1860–1912) и другие.

К конце XIX века на смену многочисленным литературным направлениям и взглядам приходит некое единообразие, которому стремилась противопоставить себя Новая Афинская школа в лице своего основателя поэта К.Паламаса и его последователей Г.Дросиниса и Я.Полемиса. Поколение К.Паламаса, боровшееся за утверждение димотики, обновляет греческую поэзию, привнеся в нее народные языковые традиции. По пути К.Паламаса и Я.Психариса пошли позже А.Эфталиотис, А.Паллис, П.Властос, М.Малакасис, Д.Тагопулос и его журнал "Нумас", ставший органом димотикистов.

Соединить элементы греческой традиции с духовным наследием Запада необыкновенно гармонично удалось поэту А.Сикелианосу (1884–1951).

Литераторы первого десятилетия, так называемого межвоенного периода (1920–1940), – А.Мелахринос, Ф.Филирас, Н.Лапафиотис, К.Уранис, Т.Аграс, М.Папаниколау, И.Панайотопулос, К.Кариотакис, М.Полидури – становятся главными носителями нового духа в поэзии. Интеллигенция межвоенных лет, изверившись в настоящем, с долей скептицизма думая о будущем, искала новые идеалы, новые точки опоры. Поэт К.Кариотакис становится ярким выразителем этих настроений.

Литература Греции в этот период находится под влиянием французского символизма. Известными становятся такие имена, как К.Варналис, Т.Папацонис, С.Миривилис, Ф.Контоглу. Так называемое поколение 30-х годов представлено в греческой литературе именами И.Венезиса, А.Терзакиса, Г.Феотокиса, Г.Сефериса, А.Эмпирикоса, Н.Энгонопулоса, О.Элитиса, Н.Каввадиаса, Н.Вреттакоса, Я.Рицоса и многих других авторов.

Для послевоенного развития греческой литературы характерны поиски новых выразительных средств, попытки отойти от традиций, обновить идеи и социально-политические ориентиры. Сюрреалистические тенденции толкают многих литераторов к отходу от изображения реальной действительности. Поэты все чаще пишут свободным размером. К уже известным именам прибавляются новые. Это поэты Г.Фемелис, Р.Буми-Папа, 3. Карелли, прозаики А.Самаракис, Г.Маниатакос, Т.Гритси-Милиекс и другие.

Международным признанием греческой литературы стало присуждение Нобелевской премии поэтам Г.Сеферису в 1963 г. и О.Элитису в 1979 г., а также награждение международной Ленинской премией мира К.Варналиса в 1959 г. и Я.Рицоса в 1977 г.

Необыкновенно возрос в последние годы интерес к изучению греческого языка и литературы в университетах многих европейских стран, Америки и Австралии. Без сомнения, современная греческая литература обладает мощным духовным потенциалом.

Знакомство с биографиями современных греческих поэтов и писателей, представленных в словаре, дает некоторое представление о Греции нового времени, стремящейся сохранить духовное наследие древних эллинов.

Настоящий краткий словарь предназначен для студентов-филологов, изучающих новогреческий язык и литературу.

Учитывая то обстоятельство, что очень многие выдающиеся греческие писатели были духовными лицами, биографическая статья в алфавитном ряду может быть дана на имя (монашеское), если автор известен по имени. В этом случае (как и при наличии псевдонимов) в словаре сделаны дополнительные отсылки.


Содержание
top
Предисловие
Авгерис Маркос
Авлихос Михелис
Агапий Ландос
АграсТеллос
Адамантиу Адамантиос
Аксиотис Панайотис
Алексиу Галатея
Алексиу Элефтериос
Алепуделис Одиссей
Алиберти Сотирия
Амандос Константинос
Анагностакис Манолис
АнгулесФотис
Андруцос Одиссеас
Аннинос Бабис
Апостолакис Янис
Апостолидис Петрос
Аргириаду Хрисула
Асопиос Константинос
Афанас Георгиос
Афанасий Варухас, иеромонах
Афинская Ирина
Баланос Димитриос
Барлас Такис
Бастьяс Костас
Бекес Омирос
Бератис Яннис
Булгарис Евгений, епископ
Буми-Папа Рита
Валаванис Демосфен
Валаоритис Аристотель
Валасиадис Мекелай
Вамвас Неофит
Вардалахос Константинос
Варналис Костас
Варухас Афанасий
Василиадис Спиридон
Вафопулос Георгиос
Велестинлис
Велимезис Константин
Велмирас Костис
Венезис Илья
Веритис Георгиос
Вернардакис Димитриос
Византиос Александр
Византиос Димитриос
Визиинос Георгиос
Викелас Димитриос
Виларас Иоаннис
Властос Петрос
Влахос Ангелос
Влахос Герасим
Влахоянис Янис
Враилас Петрос Арменис
Вреттакис Никифорос
Вулгарис Евгений
Вутиеридис Илья
Вутирас Демосфен
Ганиарис Хризостом
Гатопулос Димитриос
Геннадиос Иоанн
Герасим Влахос, митрополит
Гералис Георгиос
Герман Патрский, митрополит
Гиалас Александр
Гианнопулос Алкивиад
Глинос Димитриос
Голфис Ригас
Гранитсас Стефан
Грипарис Иоанн
Гудас Анастасиос
Далас Иоанн
Дамвергис Иоанн
Дапондэс Кесарий
Дафни Эмилия
Дафнис Стефан
Делис Георгиос
Делмузос Александр
Дельта Пинелопа
Дильбоис Георгиос
Димитракопулу Эвридика
Димитриадис Димитрис
Димула Кики
Досифей Иерусалимский, патриарх
Драгуми Юлия
Драгумис Ион
Драгумис Николай
Дросинис Георгиос
Дракопулу Феона
Дукас Неофит
Евгений (Булгарис), епископ
Забелиос Иоанн
Забелиос Спиридон
Завирас Георгиос
Залокостас Георгиос
Зервос Иоанн
Зойопулос Трасивол
Икономопулос Иоанн
Икономос Константин, монах
Илия (Минятий), архиепископ
Иоанну Георгиос
Иоанну Евангел
Ипсилантис Комнинос Афанасий
Кавафис Константинос
Каввадиас Никос
Казандзаки Галатея
Казандзакис Никос
Каздаглис Никое
Кайрис Феофил
Калвос Андреас
Калосгурос Георгиос
Камбас Николаос
Камбисис Янис
Камбуроглу Димитриос
Карагатсис Михалис
Карандонис Андреас
Карасутсас Иоанн
Карвунис Николаос
Карелли Зои
Кариотакис Костас
Каркавитсас Андреас
Карузос Никое
Карфэос Костас
Касомулис Николаос
Кастанакис Фрасос
Катакузин Александр
Катарзис Димитриос (Фотиадис)
Катифорос Антоний, протоиерей
Кесарии Дапондэс
Кириазис Антоний
Кириазис Афанасий
Киру Ахиллес
Кодрикас Панайотис
Козьма Этолийский
Коккинос Дионисий
Коккос Димитриос
Кондилакис Иоанн
Константин Икономос
Контоглу Фотис
Кораис Адамантиос
Корнарос Винченцо
Котзиас Александр
Кристаллис Костас
Ксенопулос Григориос
Ксенос Стефан
Ксефлудас Стелиос
Ксидис Феодорос
Кукулас Леон
Кукулес Фэдон
Куртели Эмилия
Куманудис Стефан
Кумас Константин
Куртидис Аристотель
Куя-Скандилаки Ива
Кэрофилас Костас
Лаврас
Лаконос Клеандр
Ламброс Спиридон
ЛандосАгапий
Лапафиотис Наполеон
Ласкаратос Андреас
Либераки Маргарита
Ливатидис Тасос
Ликудис Эммануил
Луварис Николаос
Лудемис Менелай
Мавилис Лоренцо
Маврокордатос Александр
Маврокордатос Николаос
Макриянис Янис
Малакасис Мильтиадис
Мамелис Апостолос
Манос Константинос
Манусис Антониос
Маркорас Герасим
Мартинелис Георгос
Мартзокис Андреас
Мартзокис Стефан
Матэсис Андонис
Мацукас Спиридон
Мегас Георгиос
Мелас Леон
Мелас Спирос
Мелахринос Апостолос
Мелисанфи
Меллос Илья
Мелиссиотис Панагос
Менардос Симос
Миниатис Илиас
Миривилис Стратис
Миртиотисса
Михаилидис Георгиос
Михаилидис Клеанф
Мицакис Михалис
Морайтидис Александрос
Морайтинис Тимос
Морей Жан
Мутзан-Мартинеги Елисавета
Неархос Костас
Неофит (Вамвас), монах
Нерулос Яков Ризос
Никифор Феотоки, епископ
Николаидис Аристотель
Нирванас Павлос
Нотарас Досифей, Патриарх Иерусалимский
Орфанидис Феодор
Паламас Костис
Паллис Александрос
Панайотопулос Иоанн
Панселину Эфи
Пападитсас Димитриос
Пападопулос Георгиос
Пападьямандис Александрос
Пападьямандопулос Иоанн
Папандониу Захариас
Папаниколау Мицос
Папаригопулос Димитриос
Папаригопулос Константинос
Папацонис Такис
Парасхос Ахиллес
Парасхос Клеон
Парнос Афанасий
Париотис Николос
Пасаянис Костас
Патрикиос Тит
Пендзикис Никос Гавриил
Перанфис Михаил
Периалитис Иоанн
Петмезас Николаос
Пецалис Диомид-Афанасий
Пиципиос Яков
Пласковитис Спирос
Полемис Иоанн
Полидури Мария
Полилас Яковос
Политис Козмас
Политис Николаос
Политис Фотос
Порфирас Ламброс
Превелакис Панделис
Провеленгиос Аристотель
Психарис Янис
Рамфос Константинос
Рангавис Александр Ризос
Рангавис Яков Ризос
Ригас Фереос (Велестинлис)
Рицос Янис
Родинос Неофит
Родоканакис Платон
Родопулос Димитрис
Ройдис Эммануил
Ромас-Кондианос Георгиос
Ротас Василис
Самаракис Антонис
Сарандарис Георгиос
Сахтудис Мильтос
Сеферис Георгиос
Сикелианос Ангелос
Симириотис Ангелос
Синопулос Такис
Скарос Зисис
Скипис Сотирис
Скуфос Франциск
Соломос Дионисий
Сотириу Дидо
Ставрокиас Козмас
Ставру Фрасиволос
Стасинопулос Михалис
Стергиопулос Костас
Стоматопулос Стратис
Сурис Георгиос
Сутсос Александрою
Сутсос Панайотис
Тавелудис Парис
Тандалидис Илиас
Терзакис Ангелос
Терцетис Георгиос
Типалдос Юлиос
Трикупис Спиридон
Троилос Иоаннис-Андреас
Уранис Костас
Фемелис Георгиос
Феотокас Георгиос
Феотокис Константинос
Феотокис Никифор, епископ
Феофил (Кайрис)
Ферианос Дионисий
Филирас Ромос
Фотиадис Александрос
Франгяс Андреас
Хатзарас Николас
Хатзиаслани Димитриос
Хатзиандреас Янис
Хатзис Димитриос
Хатзопулос Константинос
Хорн Панделис
Хортатзис Георгий
Христоманос Константинос
Христопулос Афанасиос
Циркас Стратис
Элитис Одиссей
Элия Йозиф
Эмпирикос Андреас
Энгонопулос Никос
Эрмон
Этолийский Козьма, священномученик
Эфталиотис Аргирис
Янукос Иоанн
Яннопулос Алкивиад
Библиография

Об авторе
top
dop Наталия Георгиевна НИКОЛАУ

Кандидат философских наук. Окончила философский факультет МГУ им.М.В.Ломоносова. С 1982 по 1986 гг. – преподаватель новогреческого языка и литературы на отделении классической филологии филфака МГУ. В 1980–1990 гг. – старший преподаватель филологии Тбилисского государственного университета, руководитель отдела неоэллинистики. С 1995 г. возглавляет Школу греческого языка Московского общества греков. Лауреат премии Афинской академии наук за выдающийся вклад в дело сохранения и распространения греческого языка и культуры в странах бывшего СССР (1992), а также премии Союза литературных переводчиков Греции в номинации "Лучшие переводы с греческого на иностранный" (2001). Награждена серебряной медалью им.Великого греческого просветителя Адамантия Кораиса. Н.Г.Николауявозглавляла многочисленные проекты по переводу на русский язык и изданию произведений греческих авторов (Н.Василиадиса, А.Пападиамандиса и др.). Автор учебника "Греческий язык для детей" (в 3-х ч.; 2006–2007).


Об авторе
top
photoНиколау Наталия Георгиевна
Кандидат философских наук. Окончила философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1982 по 1986 гг. — преподаватель новогреческого языка и литературы на отделении классической филологии филфака МГУ. В 1980–1990 гг. — старший преподаватель филологии Тбилисского государственного университета, руководитель отдела неоэллинистики. С 1995 г. возглавляет Школу греческого языка Московского общества греков. Лауреат премии Афинской академии наук за выдающийся вклад в дело сохранения и распространения греческого языка и культуры в странах бывшего СССР (1992), а также премии Союза литературных переводчиков Греции в номинации «Лучшие переводы с греческого на иностранный» (2001). Награждена серебряной медалью им. Великого греческого просветителя Адамантия Кораиса. Н. Г. Николау возглавляла многочисленные проекты по переводу на русский язык и изданию произведений греческих авторов (Н. Василиадиса, А. Пападиамандиса и др.). Автор учебника «Греческий язык для детей» (в 3 ч.).