ГЛАВА I. Общая картина развитiя мысли |
| § 1. Что заставляетъ мыслить человека? Доказательства единства методовъ мышленiя у всехъ сознательныхъ существъ. Когда и отчего разделились цели мышленiя у человека |
| § 2. Дальнейшее разделенiе целей мысли, повлекшее различiя между мыслью теологической, метафизической и научной. Эти различiя лежать не въ томъ, въ чемъ ихъ виделъ О. Еонтъ. |
| § 3. Элементарная необходимость изучать философiю |
| § 4. Заключенiе 1-й главы |
ГЛАВА II. Роль философiи какъ особой науки |
| § 1. Почему наука не можетъ заниматься решенiемъ чисто-философскихъ вопросовъ. Каковы эти вопросы и каковы вопросы науки? Что должна брать отъ науки философiя и въ чемъ правъ позитивизмъ |
| § 2. Можетъ-ли человеческая мысль ответить на вопросы чистой философiи? |
| § 3. Почему до сихъ поръ философiя не исполнила своей задачи. Философскiя системы, какъ безсознательное, а потому и взаимно-враждебное разделенiе труда |
| § 4. Ихъ примиренiю и синтезу поможетъ научная исторiя философiи |
| § 5. Чемъ должна стать исторiя философiи |
| § 6. Самосохраненiе идеаловъ |
| § 7. Дальнейшiй планъ этой книги |
ГЛАВА III. Будущность философiи и ея практическое значенiе |
| § 1. Временная полезность борьбы философскихъ направленiй. Ея замена дружной кооперацiей направленiй |
| § 2. Настолько-ли важно въ жизни общее мiровоззренiе, чтобы стоило заботиться о его правильности, какъ заботятся, напримеръ, о наукахъ, удовлетворяющихъ более насущнымъ требованiямъ самосохраненiя? |
ГЛАВА IV. Объективныя условiя философской мысли |
| § 1. Влiянiе политическихъ условiй среды. Три соцiо-генетическихъ иллюзiи |
| § 2. Экономическiя влiянiя |
ГЛАВА V. Исторiя античной мысли |
| § 1. Связь матерiалистическихъ тенденцiй съ развитiемъ промышленности |
| § 2. Греческiе идеалисты и моралисты: Сократъ, Платонъ, Эпиктетъ, Клеонъ, циники и др. |
| § 3. Аристиппъ Киренскiй |
| § 4. Аристотель |
| § 4. bis. Стоики |
| § 5. Эпикурейцы |
| § 6. Античный позитивизмъ |
ГЛАВА VI. Античные теологи |
| § 1. Плутархъ |
| § 2. Неоплатоники |
| § 3. Теологическое мышленiе первыхъ эпохъ христiанства |
ГЛАВА VII. Отделенiе науки отъ теологiи и ихъ союзъ |
| § 1. Арабскiе мыслители |
| § 2. Рожеръ Бэконъ |
| § 3. Врачи и естествоиспытатели-теологи |
| § 4. Начало насилiй противъ проблесковъ метафизики |
| § 5. Общiе выводы |
ГЛАВА VIII. Идеи XVII и XVIII вековъ |
| § 1. Декартъ и Бэконъ. Сопоставленiе ихъ съ религiознымъ движенiемъ эпохи |
ГЛАВА VIII(bis). Матерiалисты XVII и XVIII вековъ |
| § 1. Гассенди |
| § 2. Гоббсъ |
ГЛАВА IX. Рацiоналистъ и моралистъ XVII века
Барухъ Спиноза |
ГЛАВА X. Родоначальникъ критической философiи |
| § 1. Джонъ Локкъ |
ГЛАВА XI. Общiе выводы изъ предыдущаго о сравнительномъ влiянiи философской и теологической мысли въ исторiи |
| § 1. Движенiе теологической и политической мысли въ массахъ |
ГЛАВА XII. Реформа понятiя о веществе: Толандъ и Бойль |
ГЛАВА XIII. Философская мысль XVIII века |
| § 1. Радикальный реформы понятiя о матерiи: Лейбницъ |
ГЛАВА ХIV. Радикальная реформа нашихъ понятiй о мiре и способности познаванiя |
| § 1. Берклей |
| § 2. Давидъ Юмъ |
ГЛАВА ХV. Дальнейшая критика идей о мiре, познанiи и о морали |
| § 1. Эмануилъ Кантъ |
| § 2. Кантовская критика чистаго разума |
| § 3. Мораль Канта |
| § 4. Фихте, какъ высокiй образецъ идеалистической морали |
ГЛАВА ХVI. Возвращенiе къ схоластическимъ прiемамъ |
| § 1. Шеллингъ |
| § 2. Гегель |
ГЛАВА XVII. Построенiе сущности мiра изъ критики Канта и самонаблюденiя |
| § 1. Артуръ Шопенгауэръ |
| § 2. Введенiе естественныхъ наукъ вместо самонаблюденiя: Гартманъ |
ГЛАВА XVIII. Предшественники O. Конта во Францiи XVIII века |
| § 1. Вольтеръ |
| § 2. Ламетри |
| § 3. Кондильякъ |
| § 4. Дидро |
| § 5. Морелли |
| § 6. Монтескье |
| § 7. Гольбахъ |
ГЛАВА XIX. Позитивизмъ |
| § 1. Огюстъ Контъ |
| § 2. Последователи О. Конта |
| § 3. Сочетанiе идеализма и критицизма съ позитивизмомъ у Джона Стюарта Милля |
ГЛАВА XX. Соединенiе идеализма, критицизма (пси-хологическаго), положительной науки и эволюцiонизма |
| § 1. Гербертъ Спенсеръ |
ГЛАВА XXI. Дiалектическiй эволюцiонизмъ и научно-эмпирическiй эволюцiонизмъ |
| § 1. Карлъ Марксъ и Янгельсъ |
| § 2. Марксизмъ, дарвинизмъ и спенсерiанство, какъ отрицатели автономiи личности въ борьбе за развитiе |
| § 3. Н. К. Михайловскiй |
| § 4. Неудачный протеста въ лагере бiологовъ противъ механическаго эволюцiонизма. Проф. Гексли |
| § 4 (bis). Возраженiе противъ Гексли Лесли Стефена |
ГЛАВА XXII. Новейшiя попытки примирить автономiю воли и идеаловъ съ научными законами природы |
| § 1. Альфредъ Фуллье и его теорiя воли и идей, какъ силъ |
| § 2. Определенiе сущности страданiя и удовольствiя въ теорiяхъ Герберта Спенсера, Дюмона, Н. Я. Грота, Маршаля, Джемса, Ланге и др. |
| § 3. Работа воли по Фуллье, въ нашихъ умственныхъ и познавательныхъ процессахъ |
| § 4. Габрiель Тардъ |
| § 5. Теорiя автора этой книги |
| § 6. Н. Я. Грота |
ГЛАВА XXIII. Влiянiе на мысль классовой и групповой борьбы |
| § 1. Определенiе групповой борьбы и ея общественно-моральнаго значенiя |
| § 2. Влiянiе групповой борьбы на образованiе этическихъ идей и идеаловъ |
| § 3. Этическiй идеалъ буддизма |
| § 4. Этическiй идеалъ Сократа |
| § 5. Демократически аристократизмъ и этическiй аристократизмъ |
| § 6. Умственный аристократизмъ и аристократизмъ художественный |
| § 7. Психологiя этическаго аристократизма: Неронъ и его время |
| § 8. Опрощенство и другiя затемненiя этическаго идеала |
| § 9. Этическiй аристократизмъ въ XYII - XIX вв.: Спиноза, Сенъ-Симонъ, Кантъ и его мораль |
| § 10. Нео-христiанскiй и филантропическiй идеалы. Ламене, Кинлей, Гессъ, Грюнъ, Гисмонди. Т. Карлейль, Л. Толстой |
| § 11. Влад. Соловьевъ и его попытка построить этику на почве синтеза, опыта (науки), разума и внутренняго чувства |
| § 12. Внешнiе признаки новаго подъема этическаго идеала |
| § 13. Философiя Ницше и анархизмъ, какъ отрицательные признаки близости такого подъема |
| § 14. Вероятное будущее этическаго идеала |
ГЛАВА XXIV. Краткiй обзоръ важнейшихъ открыли въ опытной науке, который обещаютъ новые горизонты философской мысли |
| § 1. Спектральный анализъ |
| § 2. Таблица Менделеева и др. |
| § 3. Объективная сторона звука, света, теплоты и др. силъ |
| § 4. Психометрическiя открытiя |
| § 5. Психизмъ низшихъ животныхъ и растенiй по Дарвину, Романсу и др. |
| § 6. Ощущенiе – какъ сужденiе, по Вундту и Гельмгольду |
| § 7. Специальные нервы для разныхъ ощущенiй |
| § 8. Клеточное или соцiальное устройство организмовъ и размещенiе способностей въ мозгу |
| § 9. Такое-же устройство мозга и автономность его клетокъ |
ГЛАВА ХХV. Критика философскихъ гипотезъ по типамъ мысли и психологическимъ условiямъ. порождающимъ ихъ |
| § 1. Почему возникла мысль объ ошибочности нашего непосредственнаго знанiя вещей и мiра |
| § 2. Типы мышленiя, создавшiе различныя представленiя о вещахъ и мiре, какъ они суть сами по себе |
| § 3. Безыскусственно - чувственный и искусственно-чувственный типъ |
| § 4. Абстрактно-чувственный типъ |
| § 5. Современный абстрактно-интроспективный типъ |
| § 6. Отрицательный или антиметафизическiй типъ |
| § 7. Синтетическiй типъ |
ГЛАВА XXVI. Наметившаяся въ науке возможность будущей философской системы, представляющей полный синтезъ субъекта и объекта |
| § 1. Дополненiя къ дарвинизму |
| § 2. Гипнотизмъ и сновиденiя, какъ доказательство кооперативности мозга |
| § 3. Химiотаксизмъ кровяныхъ телецъ |
| § 4. Чувствительность растенiй и минераловъ |
Общее заключение. Какою следуетъ представлять предельную единицу мiровой ткани (атомъ). Общiе выводы |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Известный русский философ, социолог, публицист, издатель. Родился
в Малоархангельске Орловской губернии, в дворянской семье. Учился
в Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Московского
университета. В 1866 г. за близость к некоторым каракозовцам был выслан
из столицы; освобожден от надзора в 1872 г. В 1878 г. поселился
в Санкт-Петербурге, где совместно с профессором Н.П.Вагнером основал журнал
"Свет", позже переименованный в "Мысль". В 1883 г. приобрел в собственность
журнал "Русское богатство" и издавал его до 1891 г. Сотрудничал в журнале
"Вопросы философии и психологии", газетах "Россия", "Русские ведомости",
"Новости" и других изданиях.
В своих философских работах Л.Е.Оболенский пытался найти рациональное зерно
в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве
нравственного ориентира избрав альтруистические идеи; по его мнению, этика
должна воздвигаться на психологической основе. Вначале он проявлял интерес
к теориям позитивистского типа (О.Конт и др.), а в 1890-е гг. увлекся
эмпириокритицизмом. Итог этой эволюции был подведен им в книге "История
мысли" (1901). Называя собственную философскую концепцию "панфилософией", он
предложил вариант позитивистски интерпретированного спинозизма: реальность
представляет собой единую мировую субстанцию, само существование которой
делает невозможным противостояние духа и материи, являющихся соответственно
"субъективной" и "объективной" сторонами субстанции. В области социальной
теории Л.Е.Оболенский, как и другие философы-народники (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский), считал основным критерием социального прогресса уровень
развития личности. Он также получил известность как редактор переводов
сочинений зарубежных мыслителей, таких как А.Фулье, Дж.Сёлли, Г.Тард, Г.Гёффдинг и другие.