URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Оболенский Л.Е. История мысли: Опыт критической истории философии Обложка Оболенский Л.Е. История мысли: Опыт критической истории философии
Id: 248175
684 р.

История мысли:
Опыт КРИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. Изд. стереотип.

История мысли: Опыт критической истории философии 2019. 368 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1901 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга философа и социолога Л.Е.Оболенского (1845–1906), в которой он рассматривает историю становления и развития философской мысли. Автор описывает влияние экономических и политических условий на области мышления, этапы эволюции различных философских течений; оценивает результаты, достигнутые философией с древнейших времен; делает попытку показать развитие философской мысли в будущем.

Книга, написанная... (Подробнее)


Оглавление
top
ГЛАВА I. Общая картина развитiя мысли
 § 1. Что заставляетъ мыслить человека? Доказательства единства методовъ мышленiя у всехъ сознательныхъ существъ. Когда и отчего разделились цели мышленiя у человека
 § 2. Дальнейшее разделенiе целей мысли, повлекшее различiя между мыслью теологической, метафизической и научной. Эти различiя лежать не въ томъ, въ чемъ ихъ виделъ О. Еонтъ.
 § 3. Элементарная необходимость изучать философiю
 § 4. Заключенiе 1-й главы
ГЛАВА II. Роль философiи какъ особой науки
 § 1. Почему наука не можетъ заниматься решенiемъ чисто-философскихъ вопросовъ. Каковы эти вопросы и каковы вопросы науки? Что должна брать отъ науки философiя и въ чемъ правъ позитивизмъ
 § 2. Можетъ-ли человеческая мысль ответить на вопросы чистой философiи?
 § 3. Почему до сихъ поръ философiя не исполнила своей задачи. Философскiя системы, какъ безсознательное, а потому и взаимно-враждебное разделенiе труда
 § 4. Ихъ примиренiю и синтезу поможетъ научная исторiя философiи
 § 5. Чемъ должна стать исторiя философiи
 § 6. Самосохраненiе идеаловъ
 § 7. Дальнейшiй планъ этой книги
ГЛАВА III. Будущность философiи и ея практическое значенiе
 § 1. Временная полезность борьбы философскихъ направленiй. Ея замена дружной кооперацiей направленiй
 § 2. Настолько-ли важно въ жизни общее мiровоззренiе, чтобы стоило заботиться о его правильности, какъ заботятся, напримеръ, о наукахъ, удовлетворяющихъ более насущнымъ требованiямъ самосохраненiя?
ГЛАВА IV. Объективныя условiя философской мысли
 § 1. Влiянiе политическихъ условiй среды. Три соцiо-генетическихъ иллюзiи
 § 2. Экономическiя влiянiя
ГЛАВА V. Исторiя античной мысли
 § 1. Связь матерiалистическихъ тенденцiй съ развитiемъ промышленности
 § 2. Греческiе идеалисты и моралисты: Сократъ, Платонъ, Эпиктетъ, Клеонъ, циники и др.
 § 3. Аристиппъ Киренскiй
 § 4. Аристотель
 § 4. bis. Стоики
 § 5. Эпикурейцы
 § 6. Античный позитивизмъ
ГЛАВА VI. Античные теологи
 § 1. Плутархъ
 § 2. Неоплатоники
 § 3. Теологическое мышленiе первыхъ эпохъ христiанства
ГЛАВА VII. Отделенiе науки отъ теологiи и ихъ союзъ
 § 1. Арабскiе мыслители
 § 2. Рожеръ Бэконъ
 § 3. Врачи и естествоиспытатели-теологи
 § 4. Начало насилiй противъ проблесковъ метафизики
 § 5. Общiе выводы
ГЛАВА VIII. Идеи XVII и XVIII вековъ
 § 1. Декартъ и Бэконъ. Сопоставленiе ихъ съ религiознымъ движенiемъ эпохи
ГЛАВА VIII(bis). Матерiалисты XVII и XVIII вековъ
 § 1. Гассенди
 § 2. Гоббсъ
ГЛАВА IX. Рацiоналистъ и моралистъ XVII века Барухъ Спиноза
ГЛАВА X. Родоначальникъ критической философiи
 § 1. Джонъ Локкъ
ГЛАВА XI. Общiе выводы изъ предыдущаго о сравнительномъ влiянiи философской и теологической мысли въ исторiи
 § 1. Движенiе теологической и политической мысли въ массахъ
ГЛАВА XII. Реформа понятiя о веществе: Толандъ и Бойль
ГЛАВА XIII. Философская мысль XVIII века
 § 1. Радикальный реформы понятiя о матерiи: Лейбницъ
ГЛАВА ХIV. Радикальная реформа нашихъ понятiй о мiре и способности познаванiя
 § 1. Берклей
 § 2. Давидъ Юмъ
ГЛАВА ХV. Дальнейшая критика идей о мiре, познанiи и о морали
 § 1. Эмануилъ Кантъ
 § 2. Кантовская критика чистаго разума
 § 3. Мораль Канта
 § 4. Фихте, какъ высокiй образецъ идеалистической морали
ГЛАВА ХVI. Возвращенiе къ схоластическимъ прiемамъ
 § 1. Шеллингъ
 § 2. Гегель
ГЛАВА XVII. Построенiе сущности мiра изъ критики Канта и самонаблюденiя
 § 1. Артуръ Шопенгауэръ
 § 2. Введенiе естественныхъ наукъ вместо самонаблюденiя: Гартманъ
ГЛАВА XVIII. Предшественники O. Конта во Францiи XVIII века
 § 1. Вольтеръ
 § 2. Ламетри
 § 3. Кондильякъ
 § 4. Дидро
 § 5. Морелли
 § 6. Монтескье
 § 7. Гольбахъ
ГЛАВА XIX. Позитивизмъ
 § 1. Огюстъ Контъ
 § 2. Последователи О. Конта
 § 3. Сочетанiе идеализма и критицизма съ позитивизмомъ у Джона Стюарта Милля
ГЛАВА XX. Соединенiе идеализма, критицизма (пси-хологическаго), положительной науки и эволюцiонизма
 § 1. Гербертъ Спенсеръ
ГЛАВА XXI. Дiалектическiй эволюцiонизмъ и научно-эмпирическiй эволюцiонизмъ
 § 1. Карлъ Марксъ и Янгельсъ
 § 2. Марксизмъ, дарвинизмъ и спенсерiанство, какъ отрицатели автономiи личности въ борьбе за развитiе
 § 3. Н. К. Михайловскiй
 § 4. Неудачный протеста въ лагере бiологовъ противъ механическаго эволюцiонизма. Проф. Гексли
 § 4 (bis). Возраженiе противъ Гексли Лесли Стефена
ГЛАВА XXII. Новейшiя попытки примирить автономiю воли и идеаловъ съ научными законами природы
 § 1. Альфредъ Фуллье и его теорiя воли и идей, какъ силъ
 § 2. Определенiе сущности страданiя и удовольствiя въ теорiяхъ Герберта Спенсера, Дюмона, Н. Я. Грота, Маршаля, Джемса, Ланге и др.
 § 3. Работа воли по Фуллье, въ нашихъ умственныхъ и познавательныхъ процессахъ
 § 4. Габрiель Тардъ
 § 5. Теорiя автора этой книги
 § 6. Н. Я. Грота
ГЛАВА XXIII. Влiянiе на мысль классовой и групповой борьбы
 § 1. Определенiе групповой борьбы и ея общественно-моральнаго значенiя
 § 2. Влiянiе групповой борьбы на образованiе этическихъ идей и идеаловъ
 § 3. Этическiй идеалъ буддизма
 § 4. Этическiй идеалъ Сократа
 § 5. Демократически аристократизмъ и этическiй аристократизмъ
 § 6. Умственный аристократизмъ и аристократизмъ художественный
 § 7. Психологiя этическаго аристократизма: Неронъ и его время
 § 8. Опрощенство и другiя затемненiя этическаго идеала
 § 9. Этическiй аристократизмъ въ XYII - XIX вв.: Спиноза, Сенъ-Симонъ, Кантъ и его мораль
 § 10. Нео-христiанскiй и филантропическiй идеалы. Ламене, Кинлей, Гессъ, Грюнъ, Гисмонди. Т. Карлейль, Л. Толстой
 § 11. Влад. Соловьевъ и его попытка построить этику на почве синтеза, опыта (науки), разума и внутренняго чувства
 § 12. Внешнiе признаки новаго подъема этическаго идеала
 § 13. Философiя Ницше и анархизмъ, какъ отрицательные признаки близости такого подъема
 § 14. Вероятное будущее этическаго идеала
ГЛАВА XXIV. Краткiй обзоръ важнейшихъ открыли въ опытной науке, который обещаютъ новые горизонты философской мысли
 § 1. Спектральный анализъ
 § 2. Таблица Менделеева и др.
 § 3. Объективная сторона звука, света, теплоты и др. силъ
 § 4. Психометрическiя открытiя
 § 5. Психизмъ низшихъ животныхъ и растенiй по Дарвину, Романсу и др.
 § 6. Ощущенiе – какъ сужденiе, по Вундту и Гельмгольду
 § 7. Специальные нервы для разныхъ ощущенiй
 § 8. Клеточное или соцiальное устройство организмовъ и размещенiе способностей въ мозгу
 § 9. Такое-же устройство мозга и автономность его клетокъ
ГЛАВА ХХV. Критика философскихъ гипотезъ по типамъ мысли и психологическимъ условiямъ. порождающимъ ихъ
 § 1. Почему возникла мысль объ ошибочности нашего непосредственнаго знанiя вещей и мiра
 § 2. Типы мышленiя, создавшiе различныя представленiя о вещахъ и мiре, какъ они суть сами по себе
 § 3. Безыскусственно - чувственный и искусственно-чувственный типъ
 § 4. Абстрактно-чувственный типъ
 § 5. Современный абстрактно-интроспективный типъ
 § 6. Отрицательный или антиметафизическiй типъ
 § 7. Синтетическiй типъ
ГЛАВА XXVI. Наметившаяся въ науке возможность будущей философской системы, представляющей полный синтезъ субъекта и объекта
 § 1. Дополненiя къ дарвинизму
 § 2. Гипнотизмъ и сновиденiя, какъ доказательство кооперативности мозга
 § 3. Химiотаксизмъ кровяныхъ телецъ
 § 4. Чувствительность растенiй и минераловъ
Общее заключение. Какою следуетъ представлять предельную единицу мiровой ткани (атомъ). Общiе выводы
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Об авторе
top
dop Леонид Егорович ОБОЛЕНСКИЙ (1845–1906)

Известный русский философ, социолог, публицист, издатель. Родился в Малоархангельске Орловской губернии, в дворянской семье. Учился в Медико-хирургической академии и на юридическом факультете Московского университета. В 1866 г. за близость к некоторым каракозовцам был выслан из столицы; освобожден от надзора в 1872 г. В 1878 г. поселился в Санкт-Петербурге, где совместно с профессором Н.П.Вагнером основал журнал "Свет", позже переименованный в "Мысль". В 1883 г. приобрел в собственность журнал "Русское богатство" и издавал его до 1891 г. Сотрудничал в журнале "Вопросы философии и психологии", газетах "Россия", "Русские ведомости", "Новости" и других изданиях.

В своих философских работах Л.Е.Оболенский пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи; по его мнению, этика должна воздвигаться на психологической основе. Вначале он проявлял интерес к теориям позитивистского типа (О.Конт и др.), а в 1890-е гг. увлекся эмпириокритицизмом. Итог этой эволюции был подведен им в книге "История мысли" (1901). Называя собственную философскую концепцию "панфилософией", он предложил вариант позитивистски интерпретированного спинозизма: реальность представляет собой единую мировую субстанцию, само существование которой делает невозможным противостояние духа и материи, являющихся соответственно "субъективной" и "объективной" сторонами субстанции. В области социальной теории Л.Е.Оболенский, как и другие философы-народники (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский), считал основным критерием социального прогресса уровень развития личности. Он также получил известность как редактор переводов сочинений зарубежных мыслителей, таких как А.Фулье, Дж.Сёлли, Г.Тард, Г.Гёффдинг и другие.