В настоящем пособии освещаются основные понятия, предусмотренные вузовской программой по разделу "Лексикология". Слово является основной, центральной единицей языка, поэтому многие аспекты его изучения оказываются до некоторой степени общими для лексикологии и синтаксиса, для лексикологии и словообразования, для лексикологии и морфологии. В лексикологии, однако, слова изучаются прежде всего как единицы номинации, т.е. как языковые единицы, служащие для называния предметов и явлений окружающей действительности, их выделения и формирования соответствующих понятий. Известная условность такого отграничения предмета лексикологии (так как в языке слово является целостной единицей, в которой лексическое и грамматическое значения неразрывно связаны друг с другом) требует от студентов активного применения тех знаний о языке, которые были получены ими в школе, а также соотнесения содержащихся в этой книге сведений с теми положениями, с которыми их знакомит курс "Введение в языкознание". Изучение лексики приобретает все большее значение в практике школьного преподавания. Смысловая сторона слов все больше привлекает к себе внимание и исследователей языка. По многим важнейшим вопросам лексикологии в настоящее время среди лингвистов существуют серьезные разногласия. Думается, что нет смысла даже в учебном пособии для студентов-филологов представлять эти вопросы решенными. Поэтому в ряде случаев в книге излагаются различные точки зрения, отмечается возможность различного подхода к решению изложенных проблем. Автор убежден, что показ спорности и сложности проблем, которые возникают при изучении освещаемого в этом пособии материала, должен способствовать большему интересу к нему со стороны тех, кто, приступая к его изучению, будет стремиться соотнести почерпнутые из книги сведения с собственными наблюдениями над употреблением слов. Необходимость в этом неизбежно возникает перед изучающими язык: лексика настолько необозрима по своему составу, что приводимые примеры не могут отразить с доступной полнотой всего многообразия существующих в ней связей и отношений. При встрече с новыми фактами часто возникают (даже у специалистов) сомнения в их характеристике в соответствии с уже установленными "рубриками". Между тем задачи лингвистического анализа текстов неизбежно ставят студентов и учителей словесников перед необходимостью лексикологической и стилистической характеристики различных групп слов. Автор стремился дать в пособии те сведения, которые бы помогли проводить подобный анализ самостоятельно, исходя из собственных наблюдений над словом. Учебное пособие "Современный русский язык. Лексика" состоит из введения и пяти глав. Во введении говорится о предмете и задачах лексикологии, о месте лексики среди других уровней языка и ее особенностях, об историческом и синхронном аспектах изучения лексики. Здесь же содержатся краткие сведения о различных типах словарей, так как в дальнейшем изложении на многие из них даются ссылки, из некоторых приводятся примеры. Лексикографическое изучение слова основано на представлении об его тождестве, что предполагает разграничение многозначности и омонимии, определение различных видов многозначности. Рассмотрению этих вопросов посвящена первая глава. Во второй главе содержится описание стилистической дифференциации словарного состава современного русского языка. Представление о языке как системе делает необходимым определить характер системности лексики, что и составляет содержание третьей главы, в которой освещаются вопросы выделения различных тематических и лексико-семантических групп слов, синонимии, антонимии, лексической и синтаксической сочетаемости слова и т.д. О том, какие группы слов выделяются в словарном составе современного русского языка с точки зрения их происхождения, и о том, какие способы номинации действуют в русском языке в настоящее время, говорится в четвертой главе. Последняя, пятая глава посвящена фразеологическим единицам русского языка. В конце каждой главы дается список дополнительной литературы. В списки литературы не включены учебники и учебные пособия, а также малодоступные для студентов издания и литература на иностранных языках. ![]() Языковед, лексиколог и лексикограф, синтаксист, академик АН СССР (1987; член-корреспондент с 1984 г.), доктор филологических наук (1969), профессор (1970). Окончил филологический факультет (1951) и аспирантуру (1954) МГУ имени М. В. Ломоносова. После аспирантуры преподавал в Орехово-Зуевском педагогическом институте; с 1958 г. и до конца жизни работал в Институте русского языка АН СССР, в котором последние двадцать с лишним лет руководил сектором, а затем отделом современного русского языка.
Д. Н. Шмелев одним из первых в русистике сформулировал принципы системного семантического анализа русской лексики, описал парадигматические, синтагматические и деривационные отношения в лексике и семантике русского языка; разработал классификацию функциональных стилей современного русского литературного языка; исследовал организацию русского предложения, описал его структурные схемы и их лексическое наполнение; занимался изучением грамматических аномалий современного русского языка, а также проблемами художественной речи, эстетической функции языка, художественного образа. Автор более 100 научных работ, в том числе 6 монографий. |