URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Попова А.П. Астрономия в образах и цифрах Обложка Попова А.П. Астрономия в образах и цифрах
Id: 287706
379 р.

Астрономия в образах и цифрах Изд. стереотип.

URSS. 2022. 120 с. ISBN 978-5-9710-9718-1.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Авторские методические разработки • Подробные сценарии занятий • Анализ астрофизических явлений • Астрономия, астрофизика и математика во взаимосвязи • Турниры, викторины, КВН, обучающие игры.

Аннотация

Настоящее пособие представляет собой авторский элективный курс "Астрономия в образах и цифрах", предназначенный для учащихся 8–11 классов общеобразовательных учреждений естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении математики и физики с использованием астрономического материала.

Основная задача курса --- показать возможность межпредметной интеграции астрономии, математики... (Подробнее)


Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ N 1
 ИЗУЧЕНИЕ ТАЙН ПРИРОДЫ И ЧИСЕЛ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ И АСТРОНОМИИ
ЗАНЯТИЕ N 2
 МАСШТАБЫ ВСЕЛЕННОЙ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЙ В АСТРОНОМИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (ПРИМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГЕОМЕТРИИ)
ЗАНЯТИЕ N 3
 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. РАСЧЁТ РАССТОЯНИЙ ДО НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
ЗАНЯТИЕ N 4
 ГЕОМЕТРИЯ НА НЕБЕ
ЗАНЯТИЕ N 5
 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: НАБЛЮДЕНИЕ ОСЕННЕГО НЕБА
ЗАНЯТИЕ N 6
 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ – РАБОТА С ПКЗН, КАРТОЧКАМИ ЗВЁЗДНОГО НЕБА, СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЗАНЯТИЕ N 7
 АСТРОНОМИЯ, ФУНКЦИЯ И ТЕЛЕСКОПЫ
ЗАНЯТИЕ N 8
 СОЛНЦЕ – РЯДОВАЯ ЗВЕЗДА, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, ЧИСЛО ВОЛЬФА И БОЛЬШИЕ ЧИСЛА
 ЦЕФЕИДЫ – МАЯКИ ВСЕЛЕННОЙ; РОЛЬ ЦЕФЕИД В ОПРЕДЕЛЕНИИ МАСШТАБОВ ВО ВСЕЛЕНОЙ
ЗАНЯТИЕ N 9
 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2. ОБЪЕКТЫ ЗВЁЗДНОГО АТЛАСА И ПОДВИЖНОЙ КАРТЫ ЗВЁЗДНОГО НЕБА
ПРИЛОЖЕНИЯ
 I.Бессель – астроном и математик
 II.Гиппарх – древнегреческий учёный
 III.История создания звёздной карты
 IV.Шарль Мессье – ловец комет
 V.Гевелий – польский астроном
 VI.Струве Василий Яковлевич – основатель и первый директор Пулковской Обсерватории
 VII.Улугбек, Мухаммед Тарагай
 VIII.Карл Фридрих Гаусс и астрономия
 IX."Гиппарх, Тихо Браге и HIPPARCOS" – зачем это нужно?
 X.Метод прямых линий
 XI.Большая Медведица – "часовая стрелка"
 XII.Рука – "угломерный инструмент"
 XIII.Галилей Галилео
 XIV.График солнечной активности
 XV.Цефеиды – маяки Вселенной
 XVI.Треки звёзд, полученные неподвижным фотоаппаратом
 XVII.Дидактический материал для закрепления – кроссворды
 XVIII."Своя игра": Играя, познаём Вселенную
 XIX.Таблицы о звёздах
ОТВЕТЫ
ЛИТЕРАТУРА

Введение
top

Природа говорит языком математики:
круги, треугольники и иные математические фигуры.
Г. Галилей

Одной из особенностей современной школы является процесс интег- рации учебных предметов. Это диктуется жизненной необходимостью – известно, что знания современных учащихся часто представляют отдельные "лоскутки": физика – сама по себе, математика, астрономия, которую часто именуют астрологией, и другие предметы – отдельные островки знаний. Поэтому в последнее время в теории и практике развивающего образования встал вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Основная задача курса - показать возможность межпредметной интеграции предметов астрономии, математики и физики с целью более продуктивного усвоения знаний по данным дисциплинам.

Интеграция [лат. Integratio – восстановление, восполнение, integer - целый] – объединение в целом каких-либо частей, элементов (Современный словарь иностранных слов). Большое значение интеграции для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется усиливающейся тенденцией науки к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. Ставится вопрос о формировании нового, обобщённого способа мышления, что способствует выработке системы знаний и развитию умения к их переносу. Кроме того, овладение общечеловеческой культурой немыслимо на основе только специальных знаний, без целостного видения мира. Интеграция позволяет показать взаимопроникновение идей и методов различных наук в познании окружающего мира, способствует выработке целостного восприятия природы.

Содержание элективного курса базируется на основе материала курсов астрономии, математики, физики с элементами истории развития этих наук: на примерах жизни и деятельности учёных, внесших значительный вклад в развитие этих наук. За стержневую основу предлагаемого варианта программы и дидактического материала для занятий были взяты астрономические понятия, при формировании которых требуется широкое использование математического аппарата. Подобное построение элективного курса предусматривает расширение и углубление математических знаний: способствует формированию прикладной математической культуры.

Так как астрономические понятия являются в высшей степени абстрактными понятиями, то для их формирования требуются различные средства наглядности и астрономические наблюдения. Поэтому целесо-образно при изучении курса широко использовать средства наглядности: диапозитивы, таблицы, видеофильмы, фотографии, портреты учёных, компьютерные программы, презентации. Программой предусмотрены уроки-наблюдения, методика проведения которых рассмотрена в описании соответствующего занятия. При построении курса предусмотрена система заданий, позволяющая закрепить и расширить изучаемые темы курса: карточки-задания, тестовые вопросы, которые можно использовать для подготовки к наблюдениям, для повторения и закрепления полученной учебной информации и подготовки к олимпиадам разного уровня.

В пособии содержатся подробные разработки некоторых тем предлагаемого курса.


Об авторе
top
photoПопова Алевтина Петровна
Кандидат педагогических наук, доцент по кафедре астрономии, учитель высшей квалификационной категории, преподаватель астрономии, дважды лауреат премии губернатора Челябинской области. Автор многих публикаций в различных журналах, нескольких методических пособий по астрономии. Успешно работает с одаренными детьми, которые занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах разного уровня в России и за рубежом и, благодаря своим успехам в области астрономии и астрофизики, поступают в лучшие российские вузы. Имя автора внесено в два выпуска Российской энциклопедии «Одаренные дети — будущее России», ежегодного приложения к популярной общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России». Награждена медалью «За вклад в развитие образования».