Обложка Кошевая И.Г. Проблемы языкознания и теории английского языка: Грамматический строй современного английского языка. Теоретический курс
Id: 247077
357 руб.

Проблемы языкознания и теории английского языка:
Грамматический строй современного английского языка. Теоретический курс Изд. стереотип.

URSS. 2019. 178 с. ISBN 978-5-397-06736-2.

Аннотация

В книге на основе анализа большого фактического материала рассматриваются теоретические положения, позволяющие дать новую классификацию слов в их лексическом и грамматическом выражении; показать аспектологическую характеристику семантико-фонетического комплекса, выделить отличительные признаки нормативно-речевого уровня и описать типизацию в выражении значения. При ознакомлении с базисными категориями грамматики автор особое внимание ...(Подробнее)уделяет вопросу константных дифференциаторов в плане раскрытия причин допустимости и недопустимости их использования в вопросительных и отрицательных предложениях.

Говоря о структурно-семантических особенностях построения сюжета, автор анализирует канал коммуникативного контакта с реципиентом и особо выделяет в этом плане триаду авторского ракурса.

Книга написана для филологов — студентов, аспирантов, преподавателей, а также лиц, желающих ознакомиться с языком в плане познания внутренних закономерностей его функционирования и эволюции.


Оглавление
ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I
ГЛАВА I. СЛОВО В ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
 § 1. Лексические типы слов
 § 2. Конкретизирующая лексика
 § 3. Ассоциативная лексика
 § 4. Синтезирующая лексика
 § 5. Онамотопоэтическая лексика
 § 6. Грамматические типы слов
 § 7. Агглютинаты
 § 8. Грамматические типы синтезирующей лексики
 § 9. О миграции словарных единиц
 § 10. О некоторых проблемных вопросах грамматики
ГЛАВА II. К СИНТЕЗИРОВАННОЙ ОСНОВЕ РЕЧЕВОГО АКТА
 § 11. Об интегрирующей взаимосвязи языковых единиц
 § 12. О взаимодействии грамматических сфер
 § 13. О видовой заряженности СФК
 § 14. О составных частях лимитативности
 § 15. О соотношении принципов интеграции
 § 16. Об обусловленности понятия бытия и обладания
 § 17. Лимитация в процессе кодирования
 § 18. О соотношении объективных и языковых форм
 § 19. Форма и содержание "Кн" обладания и бытия
 § 20. Роль лимитации в центроопределяющей направленности
 § 21. Раскрытие ФСнтЗ в декодировании
 § 22. Об отличительных признаках единицы нормативно-речевого уровня
 § 23. О характере корректирования
 § 24. О типизации выражения значения
 § 25. Высказывание как итог коррективности
ГЛАВА III. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЕ
 § 26. Дизъюнкция как принцип создания односоставных предложений и эллипсов
 § 27. Эллипсис как форма дизъюнкции
 § 28. Об отличительных чертах эллипсиса
 § 29. О членении языка
 § 30. Интегрирующая сущность субъектно-предикативной группы
 § 31. О количественно-доминантном "S" и "Р"
 § 32. Об условности расщепления "S" и "Р"
 § 33. О перенасыщении как факторе появления нового качества
ГЛАВА IV. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ЯЗЫКЕ
 § 34. Характер преломления времени в пространстве
 § 35. Типы грамматических моделей вида
 § 36. Роль длительности
 § 37. Роль автономии и субординации
 § 38. Уровни ограничения
ЧАСТЬ I I
ГЛАВА V. БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ-НАИМЕНОВАНИЯ ГРАММАТИКИ
 § 39. Об открытом характере базисных категории-наименования
 § 40. Категория-наименования (Кн) обладания
 § 41. Лексико-грамматические позиции "Кн" обладания
 § 42. Категория-наименования (Кн). модальности
 § 43. Языковые позиции Кн модальности
 § 44. Речевые позиции крайних групп модальности
 § 45. О роли доминантного глагола каждой Кн
ГЛАВА VI. КОНСТАНТНЫЕ ДИФФЕРЕНЦИАТОРЫ ИМЕН, ГЛАГОЛОВ И ЛИМИТАТОРОВ
 § 46. Об общеязыковой сущности номинализации
 § 47. Типы лимитации
 § 48. Внутренняя природа индикатива, императива и вонтатива
 § 49. Типы предложений (обращения, приветствия, пожелания)
 § 50. Константные наполнители имен и глаголов
 § 51. О природе "do" и "опе" в ряде константных наполнителей
 § 52. К вопросу о морфемных элементах
ГЛАВА VII. РАСКРЫТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ В РАМКАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 § 53. О типизированных чертах построения сюжета
 § 54. Ар в сюжетной канве трагедии В. Шекспира "Макбет"
 § 55. Фон и центральное звено Ар
 § 56. Ар в сюжете поэмы "Катерина"
 § 57. Композиционная структура Ар
 § 58. Ар как канал коммуникативного контакта с читателем
 § 59. Общая характеристика Ар
 § 60. К вопросу о триаде авторского ракурса
 § 61. "Слово о полку Игореве" и "Беовульф", их авторство
Предметный указатель
Заключение
Список сокращений

Введение

Проблема формирования специалиста в условиях языкового вуза связана не только с передачей ему основной суммы знаний в области профилирующих дисциплин, но, главное, с выработкой у него способности к самостоятельной ориентации в непрерывно поступающем потоке научной информации.

При донесении основных положений лингвистики до сознания студентов с целью прочного их усвоения нельзя не учитывать общий уровень развития науки и практики. Переживая сейчас период своего творческого расцвета, лингвистика требует новых форм систематизации и изложения своих основ.

В то же время очевидно, что современное научное понимание языка возможно лишь при правильной координации всех лингвистических дисциплин (и теоретических, и практических), предполагающей, с одной стороны, выявление общесмыслового качества, а с другой -- его выражение знаковыми средствами языка.

В этом отношении преподавание всех языковых курсов -- практической и теоретической грамматики, лексики и лексикологии, истории языка, стилистики, фонетики и фонологии -- должно быть освещено в одном ракурсе: нахождении и специфическом выражении значения.

Такой подход не означает, естественно, что каждая из названных дисциплин должна утратить присущую ей самостоятельность и превратиться в придаток какой-то иной дисциплины. Речь идет лишь об общей линии изучения объекта, пре- дусматривающеи единый методологический подход к интерпретации языковых фактов и выражаемых ими значений.

Если основу языка составляют языковые факты и выражаемые ими значения, которые передаются комплексно, но интегрируются по-разному различными языковыми уровнями, то становится ясным, что содержанием любого языкового курса (а в связи с этим и содержанием метод пособия для изучения языка) должно явиться изучение этих двух компонентов: во-первых, в смысле определения взаимодействия и взаимосвязи их сущности; во-вторых, в смысле формирования языковых структур, служащих выразителями значений.

Не случайно изучению языка именно в этих двух компонентах придавалось столь большое и противоречивое внимание, нередко доходящее до крайностей, когда (в зависимости от дисциплины и концепции автора) значение то расширялось до охвата общемыслительных категорий, то сужалось до далее неделимого "микролингвистического" элемента, а то и вообще изгонялось из преподавания, подменяясь анализом "голых" форм и даже алгеброизацией языка.

Этим, надо полагать, и объясняется тот факт, что программы практических и теоретических курсов до сих пор еще не всегда связаны в едином ключе и не предусматривают системного изложения вопроса о знаковой и значащей сторонах языка.

Современное состояние лингвистической мысли поставило проблемы, решение которых связано с общим прогрессом науки и общества. Это проявляется, в частности, в появлении многочисленных школ и направлений (типа дескриптивизма, структурной лингвистики, глоссематики, семиотики, лингвистической философии и т.д.). Предлагаемые ими методы, несмотря на целый ряд ценных исследований, являются, однако, локальными. В силу отсутствия научной методологии кординальных проблем лингвистики они решить не могут. В то же время языкознание имеет свой предмет, подойти к изучению которого необходимо с новой платформы, которая позволила бы не только углубить наше понимание той или иной филологической проблемы, но, главное, служить инструментом для изучения любого лингвистического явления и языка в целом. Такая платформа существует. Ею является марксистско-ленинская теория отражения, рассматривающая весь процесс отражения как активный и понимающая:

1) язык как основной элемент мышления; 2) признающая его действительным практическим сознанием; 3) объявляющая предложение -- ячейкой, клеточкой процесса познания, в которой находят свое выражение зачатки всех элементов диалектики.

Теория отражения должна стать не декларативной, а действенной основой языкового анализа, тем инструментом, с помощью которого может быть препарировано любое языковое явление, поскольку его появление и функционирование является следствием универсального процесса отражения.

Поэтому естественно, методпособие к курсу лекций по теоретической дисциплине всегда будет теоретично: оно не может быть сведено к сборнику упражнений, какие издаются по практике языка.

Все эти положения и легли в основу данного методического пособия, столь необходимого для курса лекций по теоретической грамматике современного английского языка -- одного из самых серьезных филологичеческих курсов. <


Об авторе
Кошевая Инна Георгиевна
Доктор филологических наук, профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова.

Автор множества монографий, учебников, статей и методических пособий, отличающихся самобытностью поставленных в них проблем и оригинальностью их решения.