Настоящий словарь предназначен для студентов-иностранцев международных факультетов университетов и вузов России, владеющих английским или китайским языками и изучающих повторительный курс математики средней школы в условиях постепенного овладения русским языком. Цель словаря – помочь иностранным студентам в овладении математической лексикой на русском языке в объеме программы по математике для международных факультетов. Все слова и словосочетания расположены в порядке русского алфавита. Имена существительные даются в единственном числе и с указанием рода. Множественное число указывается в тех случаях, когда оно часто употребляется или значительно отличается от единственного числа, а также в тех случаях, когда существительное в качестве математического термина употребляется только во множественном числе. Например:
абсцисса, ж.p. векторы мн.ч. концы (мн.ч. от конец)
Имена прилагательные приводятся в мужском роде с указанием окончаний женского и среднего родов (через запятую), а также множественного числа (после точки с запятой). Например:
алгебраическ||ий, -ая, -ое; -ие
Глаголы, совершенный и несовершенный виды которых отличаются друг от друга, представлены видовыми парами: сначала идет несовершенный вид, а затем – совершенный. Например:
делить – разделить изображать – изобразить
Если совершенный вид глагола значительно отличается от его несовершенного вида, например, как в первом примере, то он помещается в словаре еще раз, уже в алфавитном порядке и с указанием вида:
разделить, сов.вид
С указанием вида даются и те глаголы, которые употребляются только в одном виде. Например:
понадобиться, сов.вид принадлежать, несов.вид
Глаголы с частицей -ся на конце выделяются отдельно лишь в тех случаях, когда их перевод отличается от перевода соответствующих глаголов без -ся. Например:
делать – сделать to make, to do 做 делаться – сделаться to become to get 成为;得到
делить(ся) – разделить(ся) to devide 除,分 Для составных терминов принята алфавитно-гнездовая система и словосочетания распола-гаются в следующем порядке: вначале даются словосочетания, в которых основное слово стоит первым – в алфавитном порядке по второму слову. При этом, если имеются третьи слова, а вторые слова совпадают или отличаются друг от друга только окончаниями – в алфавитном порядке по третьему слову. Далее следуют сочетания основного слова с согласованным определением (в алфавитном порядке по первому слову), а затем в алфавитном порядке остальные словосочетания. В некоторых случаях в словосочетаниях основное слово не повторяется, вместо него пишется знак (тильда). Эта замена производится в обязательном порядке в сочетаниях, в основе которых – глаголы в двух формах. ![]() Доктор педагогических наук, профессор кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Института русского языка и культуры МГУ имени М. В. Ломоносова (до 2013 г. — Центр международного образования МГУ), академик Международной академии наук педагогического образования. Окончила механико-математический факультет Московского университета (1968). Всю свою жизнь посвятила математике и ее преподаванию. С 1980 г. работает с иностранными студентами в группах предвузовской подготовки различных профилей, преподает математику и курс "Математические основы информатики". С 2010 г. проводит занятия в группах подготовки в магистратуру по специальности "Экономика".
На счету Т. И. Кузнецовой более 250 работ, среди которых три монографических исследования по проблемам обучения математике и информатике, два из которых проведены в ЦМО МГУ и одно — на базе ЕГУ имени И. А. Бунина, пособия по геометрии, тригонометрии, учебно-методический комплекс по дисциплине ОИиВТ, пособие "Введение в информатику", "Современная школьная энциклопедия" (раздел "Математика"). Много внимания уделяет разработке методики обучения студентов-иностранцев "русскому математическому языку", что отражено в учебных русско-англо-китайском и русско-англо-корейском словарях математической лексики, в более чем 50 публикациях, а также в докладах на конференциях и конгрессах Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). С 2009 г. является научным руководителем Всероссийского научно-методического семинара "Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом". ![]() Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественных наук Центра международного образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ЦМО МГУ). Специалист по методике преподавания повторительного курса математики иностранным учащимся; многие годы работала с контингентом иностранных студентов различных специальностей (математика, физика, химия, биология, экономика, социология и др.). Заслуженный преподаватель Московского университета. Более 30 лет заведовала секцией математики кафедры естественных наук ЦМО МГУ, некоторое время работала в качестве преподавателя-методиста в Центральном университете Лас Вильяс (г. Санта-Клара, Республика Куба). Автор более 60 научных статей, пособий для иностранных студентов, программ, словарей.
|