Изложенныя въ этой книге практическiя правила сценическаго искусства были въ 1884 году напечатаны въ разныхъ нумерахъ одного изъ русскихъ журналовъ и обратили на себя вниманiе многихъ любителей сцены, желавшихъ ближе познакомиться съ тайнами драматическаго искусства и находившихъ изложенiе ихъ вполне практичнымъ и полезнымъ. Но такъ какъ случившiйся зимой 1884 года пожаръ истребилъ все изданiе того журнала, то помещенная въ немъ статья моя о сценическомъ искусстве сделалась редкостью и даже переписывалась любителями. Изменивъ и дополнивъ, въ чемъ следовало, изложенныя въ той статье правила сценическаго искусства, я поручилъ театральной библiотеке "Заря" издать ихъ въ светъ отдельной книжкой, которую и посвящаю истиннымъ любителямъ этого искусства, надеясь, что она будетъ для нихъ не безполезна. Старый театралъ.
Прошло то блаженное время, когда на сценическiя исполненiя "любителей" драматическаго искусства наше общество смотрело съ темъ обязательнымъ снисхожденiемъ, при которомъ задача, какъ явиться на сцену и какъ вести себя на ней, не представляла для нихъ никакихъ затрудненiй. "Ну, что же и требовать отъ нихъ? Ведь это "любители", а не настоящiе актеры", говорили прежде великодушные зрители, видя, какъ безжалостно пародируютъ эти любители часто талантливыя произведенiя драматурговъ, какими марiонетками являются они на сцене вместо живыхъ людей. Теперь любительскiе спектакли не освобождены отъ строгой критики, устной и печатной, – да и странно бы было со стороны нашего общества и прессы оказывать имъ, по прежнему, великодушное снисхожденiе, когда эти спектакли, въ настоящее время, не безплатные, а имеютъ открытая кассы, где за зрительскiя места назначаются цены, большею частiю выше ценъ казенныхъ и частныхъ театровъ. Съ другой стороны и любителямъ, давнымъ давно пора бы понять, что снисхожденiе общества къ ихъ исполненiю должно быть обиднымъ для ихъ честолюбiя, и обратить более вниманiя на то искусство, любителями котораго они себя называютъ. Мне на это, вероятно, возразятъ, когда же учиться драматическому искусству любителямъ его, которые большею частiю заняты каждый своимъ деломъ? Ведь не въ театральныя же училища поступать имъ, въ самомъ деле, бросивши свои занятiя. На это у меня готовъ короткiй ответъ, который, признаюсь откровенно, я высказываю робко, пораженный ужасомъ, что-то скажутъ мне ревностные защитники теорiи драматическаго искусства, старающiеся ее поставить на степень науки. Ответъ этотъ состоитъ въ томъ, что учиться сценическому искусству, какъ науке, не нужно и безполезно, хотя въ тоже время соглашаюсь, что такая наука можетъ быть создана и изложена въ большей или меньшей системе. Я помню, около десяти летъ назадъ, тому, въ бывшемъ тогда Артистическомъ кружке, были объявлены теоретическiя лекцiи драматическаго искусства, начинавшiяся, если не ошибаюсь, анатомiей человеческаго горла и музыкальной гаммой. Программа первой лекцiи была вывешена въ зданiи кружка, на видномъ месте. Говорятъ, что М.П.С-скiй, увидавъ и прочитавъ эту программу, вдругъ сделалъ плаксивную физiономiю. - Что съ вами? – спросили его. "Да вотъ, отвечалъ онъ, прочиталъ я это, – и вдругъ мне стало такъ жалко Михаила Семеновича (Щепкина): ничего-то онъ этого не зналъ!" Дело въ томъ, что теоретическую науку можно создать о каждомъ предмете, безъ исключенiя. "Я учитель", – говорить трагикъ въ пiесе Островскаго "Таланты и поклонники", - Чему же вы учите? – спрашиваетъ его студентъ. "Благородству", отвечаетъ трагикъ. Предметъ обширный, – замечаетъ студентъ, сознавая при этомъ, что и благородству можно учить теоретическимъ, научнымъ путемъ, но что же изъ этого выйдетъ? Подлецъ, и выучившись теорiи благородства, останется подлецомъ. Подобнымъ образомъ и плохой актеръ, катя бы теорiи онъ ни изучалъ о театральномъ искусстве, все останется плохимъ актеромъ, если не имеетъ на то особой способности, а со способностями обойдется и безъ всякой теорiи. Поэтому, я вовсе не намеренъ вдаваться здесь въ теоретически взглядъ на театральное искусство, какъ совершенно лишнiй и без полезный, а хочу только, по мере возможности, дать нiсколько нрактическихъ советовъ темъ изъ способныхъ любителей, которые мало знакомы со сценой. Иван Леонтьевич ЛЕОНТЬЕВ (1856–1911) Российский писатель, драматург и театровед, более известный под псевдонимом Щеглов. Родился в Петербурге, в дворянской семье. В 1866–1874 гг. учился во 2-й Петербургской военной гимназии и в 1-м Павловском военном училище. В 1874 г. произведен в офицеры; служил в артиллерийских частях в Крыму и Бессарабии, принимал участие в русско-турецкой войне (в Закавказье). В 1878–1883 гг. служил в Петербурге, в Главном артиллерийском управлении. В 1883 г. вышел в отставку и занялся исключительно литературным трудом. Еще в 1881 г. обратил на себя внимание рассказами из военной жизни. С середины 1880-х гг. специализировался на юмористическом рассказе и драматургии. В 1906 г. работал редактором литературного отдела газеты "Слово", с 1908 г. сотрудничал в "Ежегоднике императорских театров". Точное, остроумное, изящное воспроизведение быта и нравов – самое ценное качество прозы И.Л.Леонтьева. Его первые военные рассказы были высоко оценены А.П.Чеховым. В конце 1880-х – начале 1890-х гг. он часто обращался к теме гибели чуткой души или таланта под натиском грубой реальности. При этом он считал беллетристику едва ли не развлечением и видел свое истинное призвание в драматургии. Многие его пьесы имели значительный успех; хотя им были свойственны самоценная развлекательность и упрощенное морализаторство, но лучшие из них остроумны и наблюдательны. Как и герои его ранних рассказов, он хотел создать "народный театр" – и как "театр для народа", и как театр любительский. Им были написаны учебные пособия и исследовательские работы по театральному искусству: "Натуральная школа сценического искусства" (1885, 1891), "Литературный чтец" (1887), "О народном театре" (1895), "Народный театр в очерках и картинках" (1898), "В защиту народного театра: Заметки и впечатления" (1903) и вышедшая посмертно книга "Народ и театр" (1911). |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |