Эта книга посвящена отнюдь не истории отдельных отраслей естествознания, а естествознанию в целом, его межотраслевым инвариантам, тем идеям, принципам и методам, которые связывают научную картину мира в нечто единое, тому, что с некоторыми оговорками может быть названо «парадигмой» науки, характерной для каждого этапа ее истории. Но тема книги, где говорится о современной науке, о завершении всего ее прошлого и о «генетической программе» ее будущего, требует некоторого специфического подхода к материалу. Здесь не только нужно отказаться от частных, отраслевых очерков и сосредоточить внимание на «парадигме». Здесь требуется осветить «антипарадигму», то, что заставляет переходить к новой общей концепции мироздания, осветить парадоксы, коллизии и противоречия, исторически подготавливавшие настоящее науки и чреватые ее будущим. Иначе говоря, осветить межэпохальные инварианты науки, то, что превращает ее историю в нечто единое, то, что началось вместе с самой наукой и уходит в ее бесконечное будущее. Что же является историческим инвариантом науки, что лежит в основе трансформирующихся вопросов, которые наука задает природе, в основе парадоксов и коллизий, заставляющих менять, уточнять, конкретизировать и обобщать эти вопросы? Таковы идеалы науки, не непосредственные и достижимые, а идеалы в точном смысле этого слова, разрешаемые на каждом этапе и вместе с тем уходящие в бесконечность. Отсюда — название книги. Понятие идеала науки связано с понятием бесконечности познания: идеал уходит в бесконечность, в потенциальную бесконечность (ряд логических дедукций не может достичь идеального завершения знания), но научная интуиция воспринимает этот идеал в качестве актуальной бесконечности. Идеал науки воздействует на ее развитие через интуицию, психологию научного поиска, который неотделим от эмпирических констатации, переходящих в цепь логических дедуктивных выводов. Понятие идеала науки как бесконечного инварианта ее трансформации позволяет доказать «теорему существования» истории науки XX в. Движение к идеалу — необратимое и непрерывное. Его констатация для XX в. служит ответом на вопрос о возможности исторического анализа науки в данный момент, в теперь и позволяет говорить об ограниченном промежутке времени в рамках историко-научного жанра. Книга эта, как мне кажется, вызовет споры, поставленные в ней вопросы еще далеко не нашли канонического ответа. Вместе с тем книга — результат в какой-то мере коллективного труда, конечно, не в смысле ответственности за высказанные здесь мнения, а в том смысле, что она могла появиться только в результате длительных, происходивших в течение нескольких лет дискуссий в Институте истории естествознания и техники Академии наук СССР. Теперь наиболее приятная часть предисловия. Мне хочется с благодарностью вспомнить тех, кто прочитал рукопись этой книги и чьи замечания я, может быть, не всегда принимал, но всегда очень внимательно продумывал. Прежде всего — первого читателя, рецензента при первом обсуждении рукописи, Г. М. Идлиса. Затем ответственного редактора этой книги М. В. Волькенштейна (я особенно благодарен ему за весьма существенные исправления в очерке «Жизнь и сознание как космическая проблема»). Кроме того, отдельные очерки (в частности «Детерминизм как идеал науки») были прочитаны Ю. Л. Климонтовичем, «Микрокосм и космос» И. Д. Новиковым, параграфы, теснее связанные с математикой,— С. С. Демидовым, и вся рукопись в целом — С. Р. Филановичем. Я должен также, last not least, поблагодарить И. Пригожина, который дал мне возможность ознакомить его и его группу с основными посылками и выводами этой книги и обсудить их, а также, рассказал мне об идеях, изложенных в его тогда еще не опубликованных статьях и книгах. Хочу предварить эпилог и сказать читателю несколько слов о том, что мне кажется основным в книге, которую он только что развернул. Эта книга о гуманизме науки XX в. Сейчас под гуманизмом следует понимать не только стремление к благу человека, но и стремление к его бесконечному существованию, к бесконечному сохранению самой обитаемости нашей планеты, к ее самозащите от угрозы термоядерной катастрофы. Эта угроза отнюдь не связана с существом науки. Напротив, основа науки — это разум: человечества, столь явно связанный в XX в. с изучением бесконечного Космоса и бесконечно сложного микрокосмоса, с интуицией бесконечного познания, с человеческими, гуманистическими идеалами науки. Понятие идеала, как актуального предвидения бесконечного познания и бесконечного бытия человека — субъекта познания, приближает нас к философии оптимизма, к уверенности в победе разума в решающий для нашей планеты момент. Основная тема «Идеалов современной науки» — анализ научной интуиции, которая заставляет менять логические нормы, приводит к металогическим преобразованиям, к новым кругам бесконечной и необратимой эволюции познания. Путь от эмпирических данных к новым и новым логическим нормам, переход от интуиции к логике, ставший особенно явным сейчас, во второй половине нашего столетия, связывает воедино не только отрасли науки, но и национальные научные школы в единую во всех отношениях картину мироздания. Выявляя ее растущее единство, история науки сама становится стимулом такого объединения. Она раскрывает единство разума, преемственность познания и гуманистическую роль интернационального научного общения. В отношении такого общения историк современной науки находится в привилегированном положении: он может не только читать статьи и книги своих героев, но и беседовать с ними. Мне хотелось бы в последних строках предисловия выразить благодарность не только прочитавшим рукопись книги, но и многим собеседникам, которым я обязан возникновением изложенных здесь мыслей. Иных уже нет, но благодарная память сохранила их образ и их идеи.
Кузнецов Борис Григорьевич Известный советский историк естествознания, специалист в области методологии и философии науки. Окончил аспирантуру Института экономики Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Работал в Институте истории науки и техники, в Комиссии по истории естествознания АН СССР. В 1937 г. защитил докторскую диссертацию. С 1944 г. занимал пост заместителя директора Института истории естествознания и техники АН СССР.
Б. Г. Кузнецов — автор многих книг по истории, методологии и философии науки, получивших широкое признание читателей. Большую популярность имели его трилогия о развитии физической картины мира в XVII–XX вв., одно из лучших в мировой литературе жизнеописаний Альберта Эйнштейна, книги о жизни и научной деятельности Исаака Ньютона, Галилео Галилея, Джордано Бруно, а также многие другие работы о становлении современной научной картины мира. |