Современные тенденции экономического развития убедительно свидетельствуют о том, что обеспечение устойчивого долгосрочного роста национальной экономики и социально-экономическое развитие общества невозможны без активизации инновационных процессов, весомую роль в осуществлении которых играет государство, негосударственные национальные субъекты хозяйствования, включая корпорации, малые и средние инновационные предприятия. В то же время источники и движущие силы инновационных процессов в странах с рыночной экономикой и странах с развивающимися рынками дифференцированы, что обусловливает также и различие подходов к формированию механизмов их осуществления. Определяющим признаком развитых стран является рыночная основа функционирования научно-технической и инновационной сфер экономики. В этих странах спрос на инновационную продукцию отличается высоким уровнем покупательной способности, а ее предложение формируется преимущественно субъектами инновационного предпринимательства, базируется на системном использовании результатов исследований и разработок и ориентируется на создание новых товаров и услуг и технологий их производства путем расширения потребностей рынка и создания нового спроса. В настоящее время важно изучать опыт не только развитых, но и развивающихся стран, которые уже добились серьезных успехов в инновационном процессе и вносят в него много нового и своеобразного. Это такие государства, как, например, Китай, Индия, Республика Корея, Бразилия. В развивающихся странах, как показывает мировая практика, значительная роль в формировании инновационного частного предпринимательства принадлежит государству. Поскольку в условиях глобализации инновационное развитие может обеспечить этим странам устойчивый экономический рост, социальный прогресс, национальную безопасность и более высокие позиции в мировых рейтингах, важно исследовать, как осуществляется рост инноваций в той или иной стране/регионе, установить роль инновационного предпринимательства, необходимость и возможность его государственного регулирования. Сказанное актуализирует необходимость изучения инновационного развития и инновационного процесса в развивающихся странах, для которых положительная социально-экономическая динамика, повышение национальной конкурентоспособности, диверсификация национальной экономики и внешнеторговой специализации, рост занятости, в том числе в наукоемких высокотехнологичных и высокооплачиваемых сферах, являются важнейшими направлениями государственной экономической политики. К таким странам относятся монархии Персидского залива (далее – Залива, или ССАГПЗ: Бахрейн, Кувейт, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар). Сегодня в странах Залива существует понимание важности активизации инновационных процессов во всех сферах национального хозяйства. Возможность инновационного развития предопределяется их значительными финансовыми ресурсами, аккумулированными как в государственном, так и в частном секторе, и ростом финансирования НИОКР. Вместе с тем, поиск механизмов обеспечения инновационного развития национального хозяйства и вывода стран региона в группу стран с конкурентоспособной на мировом уровне экономикой до сих пор остается актуальным вопросом для ученых, политиков, практиков. Одним из путей такого вывода мы полагаем государственное регулирование развития инновационного предпринимательства. Необходимость определения возможных положительных и отрицательных последствий влияния, оснований и пределов регулятивного вмешательства государства в процессы функционирования инновационного предпринимательства и обоснование выбора инструментов такого регулирования обусловили актуальность выбранной темы. Степень разработанности темы. В научной литературе, прежде всего, нужно отметить вклад в разработку проблем инновационного развития и роли в нем предпринимательства Й.Шумпетера. Значительное внимание теоретическим и методологическим аспектам государственного регулирования инновационной деятельности, стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования и создания благоприятной внешней среды для инновационных процессов уделялось в разное время в работах таких зарубежных исследователей, как Б.Верспаген, П.Друкер, К.Эрроу, П.Завлин, Б.Люндвал, Е. Мэнсфилд, К.Оппенлендер, П.Самуэльсон, Б.Санто, Р.Солоу, Дж.Стиглиц, Б.Твисс и др. Арабские ученые в последние десятилетия также внесли значительный вклад в исследование проблем и перспектив развития стран Залива, в том числе и в инновационном направлении. Среди них – Шейх Сауд бин Сакр ал Казими, Мустафа Кхан, Мухаммед аль Джассер, Аль Мубараки, Аамир Рехман, Ахмед Заки Ямани. Среди наследия отечественных ученых в данном направлении следует выделить работы Абалкина Л.И., Авдокушина Е.Ф., Дынкина А.А., Иноземцева В.Л., Полтеровича В.М., Яковца Ю.В. В своей работе авторы руководствовались результатами исследований социально-экономического, интеграционного и инновационного развития арабских стран Персидского залива следующих ученых: Айдрус И.А., Азатян В.В., Александров И.А., Батыршин И.М., Бирюков Е.С, Васи¬льев А.М., Вознесенский А.Д., Гукасян Г.Л., Гусаров В.И., Жданов С.В., Журавлев А.Ю., Исаев В.А., Люкманов А. Р., Мельянцев В.А., Русакович В.И., Ткаченко А.А., Федорченко А.В., Филоник А.О. Рост интереса в течение последних лет среди отечественных исследователей к вопросам роли государства в обеспечении устойчивого инновационного развития подтверждает как высокий уровень актуальности этой проблемы, так и отсутствие единых подходов к ее решению. Несмотря на глубокий уровень теоретического раскрытия подходов к системному видению государственной инновационной политики и инструментов ее осуществления, большинство из них основывается на априорном предположении способности обеспечения эффективной реализации такой государственной политики во всех сферах, имеющих отношение к инновационному развитию экономики. Информационной базой исследования послужили, прежде всего, Программы и стратегии долгосрочного социально-экономического и инновационного развития стран Залива, международные нормативно-пра¬во¬вые документы, обзорные и справочные материалы, данные, представленные в трудах ведущих вузов и НИИ России: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (У) МИД РФ, ИМЭМО РАН, Института Востоковедения РАН, Института Ближнего Востока РАН, ИНИОН РАН, РЭА им. Г.В.Плеха¬нова, Российского университета дружбы народов и др. Статистическая информация для монографии была почерпнута из документов и публикаций международных экономических организаций: ООН и региональных комиссий, ОЭСР, МВФ, ВТО, ВБ и др., министерств и ведомств РФ, а также ряда специализированных зарубежных информационно-аналитических агентств: Economist Intelligence Unit, International Country Risk Guide и ряд других. В качестве важных источников фактического материала для настоящей работы были привлечены документы, отчеты и материалы, прежде всего статистические сборники, публикуемые государственными ведомствами стран – членов ССАГПЗ и национальными статистическими организациями арабских государств, межарабскими организациями (ЛАГ, ОПЕК, Арабский Валютный Фонд и др.), периодические издания, научные сборники, материалы научно-практических конференций, монографии и печатные труды отечественных и зарубежных ученых. Структура и объем работы. Монография состоит из введения, 6 глав, заключения, списка литературы из 359 источников на русском и английском языках, включает 67 таблиц и 22 рисунка, 13 приложений.
Шкваря Людмила Васильевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии Российского университета дружбы народов, директор Центра азиатских исследований Российского университета дружбы народов, главный редактор сетевого издания "Россия и Азия". На протяжении более двух десятилетий занимается исследованиями социально-экономических процессов в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Автор более 100 публикаций, в том числе монографий: "Экономическое развитие и структурные сдвиги в экономиках стран Персидского залива (опыт Бахрейна)", "Проблемы субрегиональной межарабской экономической интеграции в условиях глобализации" и др.
Соловьёва Юлиана Владимировна Кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики Российского университета дружбы народов, главный редактор Крымского научного вестника Межрегионального института развития территорий. Автор более 80 публикаций по проблемам трансферта технологий, инновационной политики и др., изданных в России и за рубежом, в том числе монографий: "Трансферт технологий в инновационной экономике" (Германия), "Механизм трансферта технологий в инновационной экономике" (Россия) и др.
|