Введение | 18
|
Что такое русский эпос | 18
|
Ключевые ценностные концепты русского эпоса | 21
|
ЧАСТЬ 1. Культурная трансмиссия ценностей в эпоху живого бытования былин. Аутентичное и фольклорно-сказочное значения эпоса | 24
|
Былину нельзя изменять | 26
|
Почитание эпических песен в народе | 28
|
Изгнание скоморохов | 29
|
Былины и гостеприимство | 33
|
Семейные вечерины | 35
|
Другие способы распространения эпоса | 36
|
Прозаические устные пересказы былин | 38
|
ЧАСТЬ 2. Начало рецепции былинных смыслов в культуре русского образованного общества Нового времени. Лубочное, сказочно-беллетристическое и просветительское значения эпоса | 49
|
Былина и русский лубок XVII–XIX вв | 50
|
Похвальба до подвига | 52
|
Лубочная визуализация извращает ценности былины | 53
|
Лубок европеизировал богатырей прежде авторской сказки и оперы | 54
|
Рукописные записи и пересказы былин | 57
|
«Гистория об Илье Муромце» — рукописная книга XVIII в | 58
|
1766–1789 — М. Д. Чулков. Сборники сказок 1766–1768, 1780; «Абевега русских суеверий»; «Пересмешник» | 60
|
1770–1771 — «Славенские древности» Михаила Ивановича Попова | 61
|
Ценность любви к прекрасной даме | 62
|
1772 — М. М. Херасков. «Рассуждение о российском стихотворстве» | 63
|
1779 — А. О. Аблесимов. Опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» | 64
|
1780–1783 — Василий Левшин. «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся чрез пересказывание в памяти приключения» | 65
|
Сын жреца Алеса Попоевич | 65
|
Вместо отзывчивого сердца — ловкость шалуна | 66
|
Стерильный рыцарь добродетели | 67
|
Мотивация героя: куртуазное служение даме, верность сюзерену и воинская добыча | 68
|
Новгородский тиран Василий Боеславович | 68
|
Ирония Левшина несовместима с былинным этосом | 70
|
1786 — «Лекарство от задумчивости, или Настоящие русские сказки» | 71
|
1786 — Екатерина Великая. «Новгородский богатырь Боеславович» | 72
|
1787 — Сказка о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике | 76
|
1788 — И. Н. Болтин. «Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным» | 77
|
1789 — Екатерина Великая. Либретто оперы «Горе-богатырь Косометович» | 77
|
1790 — Н. А. Львов. «Собрание русских народных песен с их голосами» (с нотными записями И. Прача) | 78
|
1795–1797 — Г. И. Угрюмов. «Испытание силы Яна Усмаря» | 79
|
ЧАСТЬ 3. Сентименталистское, оперно-феерическое и готико-романтическое значения русского эпоса | 82
|
1795 — Н. М. Карамзин. Поэма «Илья Муромец» | 82
|
1797 — Blin de Sainmore. “Histoire de Russie” | 87
|
1800 — Александр Радищев. «Бова» | 88
|
1801 — Н. А. Радищев. «Альоша Попович» | 90
|
1801 — речь Андрея Тургенева «О русской литературе» на заседании Дружеского литературного общества | 91
|
1803 — М. М. Херасков. «Бахариана, или Неизвестный. Волшебная повесть, почерпнутая из русских сказок» | 92
|
1803 — Опера «Днепровская русалка» на музыку Кауэра | 93
|
Былинная картина мира не вписывается в европейскую дихотомию возвышенного и комичного | 94
|
1804 — «Древние русские стихотворения», первое издание, 26 песен | 95
|
1804 — Г. Р. Державин. «Добрыня, театральное представление с музыкою в 5 действиях» | 96
|
Немецкий рыцарь Добрыня | 97
|
1804 — Н. А. Львов. Поэма «Добрыня» | 99
|
1804 — Г. А. Глинка. «Древняя религия славян» | 102
|
1804 — Г. П. Каменев. «Громвал» | 104
|
1805 — опера К. Кавоса «Князь-невидимка», либретто Е. Б. Лифанова | 105
|
1806 — Д. Н. Кашин. Публикация нот к текстам сборника «Древних российских стихотворений» в «Журнале отечественной музыки» | 106
|
1806 — В. А. Жуковский. «Богатырь Алеша Попович, или Страшные развалины» | 106
|
1806 — И. А. Крылов. «Илья Богатырь» | 108
|
Рождение и триумф потешного богатыря | 110
|
1806 — А. Х. Востоков. «Светлана и Мстислав» | 111
|
1807 — С. С. Андреев. «Левсил, русской богатырь» | 113
|
1807 — А. Писарев. «Предметы для художников, избранные из российской истории, словенского баснословия и из всех русских сочинений в стихах и в прозе» | 114
|
1807 — русское издание «Славянской мифологии» А. Кайсарова | 116
|
1808 — И. М. Борн. «Краткое руководство к российской словесности» | 118
|
1808 — Д. Н. Кашин. Пролог с хорами и балетами на текст С. Н. Глинки «Боян, песнопевец древних славян» | 118
|
1808 — С. Н. Глинка. Разбор издания «Древние русские стихотворения» в журнале «Русский вестник» (№ 3, 6) | 119
|
1808 — А. Ф. Мерзляков. «Слово о духе, отличительных свойствах поэзии первобытной и о влиянии, какое имела она на нравы, на благосостояние народное» | 120
|
1808 — А. Ларионова находит шлем князя Ярослава Всеволодовича | 121
|
1809 — М. Н. Макаров. Приложение к журналу «Московский вестник» под названием «Русское национальное песнопение» | 122
|
1810 — Н. М. Грамматин. «Услад и Всемила» | 122
|
1811 — А. С. Шишков. «Разговоры о словесности между двумя лицами Аз и Буки» | 124
|
1812 — Г. Р. Державин. «Царь-девица» | 124
|
1813 — письмо В. В. Капниста к С. С. Уварову об эксаметрах | 126
|
1814 — В. А. Жуковский. «К Воейкову. Послание» | 127
|
1816 — А. Пушкин. Первая попытка «Бовы» | 128
|
1816 — К. Кавос — Ф. Антонолини. Опера «Карачун, или Старинные диковинки» (либретто А. А. Шаховского) | 129
|
1818 — К. Кавос — Ф. Антонолини. Опера «Добрыня Никитич, или Страшный замок» | 129
|
1818 — второе издание сборника Кирши Данилова | 129
|
1819 — Karl Heinrich von Busse. “Furst Wladimir und dessen Tafelrunde: Alt-russische Heldenlieder” | 131
|
Первая попытка аксиологического анализа былины: взгляд с Запада | 132
|
1820 — князь Н. А. Цертелев. «Василий Новгородский (повесть во вкусе старинных русских стихотворений)» | 136
|
«Вавилонское смешение» сюжетов и подмена эпических смыслов | 138
|
1820 — А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» | 139
|
«Эпическая» стойкость героя и ценность верной любви | 140
|
1821 — А. Глушковский. Балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» | 143
|
1822 — неудачная попытка князя Н. А. Цертелева издать по подписке «Дух русской поэзии» | 143
|
1822 — К. Кавос — Ф. Антонолини. Опера «Жар-птица, или Приключения Левсила-царевича» (либретто Языкова и М. С. Лебедева) | 143
|
1822 — А. С. Пушкин. Вторая попытка «Бовы» | 145
|
1822 — А. С. Пушкин. Набросок плана поэмы «Мстислав» | 145
|
1824 — А. С. Пушкин. «Как жениться задумал царской арап…» | 146
|
ЧАСТЬ 4. Национально-романтическое и карикатурное значения русского эпоса | 147
|
1825 — вопрос Пушкина: «Что есть народность?» | 147
|
1826 — А. С. Пушкин. «Что не конский топ, не людская молвь» | 148
|
1829 — М. Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» | 149
|
1829 — Ф. Л. Челаковский. «Отголосок русских песен» | 151
|
1830 — мощное влияние французского романтизма | 155
|
1831 — Б. И. Орловский. Проект скульптурной группы «Ян Усмарь, останавливающий разъяренного быка» | 155
|
1831 — A. Dietrikh. «Russische Volksmârchen» (Leipzig) | 156
|
1833 — А. Ф. Вельтман. «Кощей бессмертный. Былина старого времени» | 156
|
Ни любви, ни вежества | 157
|
1833 — А. С. Пушкин. Набросок былины «В славной в Муромской земле…» | 159
|
1834 — А. С. Пушкин. Третья попытка «Бовы» | 160
|
1835 — В. А. Жуковский. Перевод «Ундины» Фридриха де ла Мотт-Фуке | 161
|
1835 — А. Н. Верстовский. Опера «Аскольдова могила» | 161
|
1835 — Jacob Grimm. “Deutsche Mythologie” | 162
|
1836 — Н. Прокопович. «Повесть о том, как Садко богатый был в гостях у царя морского» | 163
|
1836 — В. И. Даль. «Сказка Руси богатырской» | 163
|
Сила как призвание | 164
|
1836 — М. И. Глинка. «Жизнь за царя» | 165
|
1839 — И. П. Сахаров. «Песни русского народа» | 166
|
1839 — рецензия Н. М. Каткова на «Песни русского народа» И. П. Сахарова; стихотворение А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?» | 166
|
Выдуманный русский характер: спячка либо буйство | 169
|
1841 — В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии. Статья II | 170
|
1842 — М. И. Глинка. «Руслан и Людмила» | 172
|
Языческая мифология вместо «русского духа» | 175
|
1842–1844 — И. С. Пименов работает над «Фонтаном богатырей» | 176
|
1843 — Н. Борисов. «Илья Муромец. Народная сказка» (публикация в журнале «Москвитянин») | 178
|
Пример ценностно неадекватного личного творчества | 180
|
1846 — С. П. Шевырев. «История русской словесности, преимущественно древней» | 181
|
Открытие аутентичных смыслов русского эпоса | 183
|
1847 — Реставрация Дмитриевского собора во Владимире | 184
|
1848 — А. Д. Галахов. «Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языка» | 186
|
1849–1853 — Ф. Г. Солнцев. «Древности российского государства» | 188
|
Логика исторического факта против логики художественного образа | 189
|
1850 — И. С. Тургенев. «Певцы» (сборник «Записки охотника») | 192
|
1851 — И. С. Никитин. «Русь» | 194
|
1851 — И. И. Давыдов. «История словесности. Курс гимназический» | 195
|
Духовный смысл былины | 196
|
1852 — А. Д. Галахов, Ф. И. Буслаев. «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях» | 198
|
1853 — Иллюстрации М. Зичи к «Слову о полку Игореве» | 199
|
1854 — И. С. Никитин. «Сказание о Мамаевом побоище» («Уж как был молодец — Илья Муромец…») | 200
|
Жертвовать ближними ради Отечества — чуждая для эпоса ценность | 202
|
1851–1854 — М. А. Стахович. «Собрание русских народных песен» | 203
|
1856 — К. С. Аксаков. «Богатыри времен великого князя Владимира» | 204
|
1856 — Л. Мей. «Как перевелись богатыри на Святой Руси» | 205
|
Л. Мею не знаком эпический концепт силы | 206
|
Роковая смесь: богатыри используют магию | 207
|
Легализованная фальшивка | 208
|
ЧАСТЬ 5. Сравнительно-мифологическое, историко-аналогическое и либеральное значения русского эпоса | 212
|
1857 — А. Н. Пыпин. «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских» | 212
|
1858 — М. Балакирев. «Увертюра на три русские темы» | 213
|
1859 — П. Н. Рыбников. Начало публикации былин в «Олонецких губернских ведомостях» | 213
|
1860 — П. Бессонов начинает издание «Песен, собранных П. В. Киреевским» | 216
|
1860 — К. А. Тон. Храм Христа Спасителя в Москве | 216
|
1861 — Ф. Буслаев. «Русский богатырский эпос» | 218
|
«Разлад между классами» былинной Руси | 219
|
1861 — А. Д. Галахов. Девятое издание «Полной русской хрестоматии» | 220
|
1861 — Ф. И. Буслаев. «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков» | 222
|
1862 — М. О. Микешин. Памятник 1000-летию государства российского | 224
|
1863 — А. Г. Филонов. «Русская хрестоматия с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Часть I. Эпическая поэзия» | 226
|
Аксиологический анализ эпического концепта силы — в духе К. С. Аксакова | 228
|
1863 — шумный успех гастролей Рихарда Вагнера в Петербурге и Москве | 229
|
1864 — М. А. Балакирев. Симфоническая поэма «1000» («Русь») | 230
|
1864 — К. Д. Ушинский. «Родное слово», хрестоматия к нему | 232
|
1864 — начинается программа МОЛХ по изданию лубков для народа | 232
|
Стасов против «Добрыни Никитича» | 233
|
1865 — А. Серов. «Рогнеда» | 237
|
1866 — «Сказка о славном и храбром русском витязе Илье Муромце» (изд. Эд. Веймара) | 239
|
1867 — Н. И. Алябьев. «Ильяда, или Песни об Илье Муромце» | 240
|
1867 — И. С. Тургенев. «Дым» | 242
|
Русская сила не может быть красивой | 245
|
1867 — Анонимный автор. Опера-фарс «Богатыри» | 246
|
1867 — Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Садко» | 246
|
1868 — А. Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу» | 248
|
«Мифологические» смыслы не совместимы с ценностями русского эпического сознания | 250
|
1869 — О. Миллер. «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское» | 251
|
Открытие уникального ценностного концепта богатырской силы | 251
|
Слой «светлых» смыслов киевского земства и темные наслоения московской эпохи | 252
|
Либеральные «смыслы» русского эпоса | 254
|
1868–1869 — В. В. Стасов. «Происхождение русских былин» (статьи в «Вестнике Европы») | 255
|
1870 — А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Первая попытка создать оперу «Млада» | 256
|
1869–1870 — В. Гартман. Эскиз «богатырских» ворот в Киеве | 258
|
«Подлинный» индийский дух древнего славянства | 258
|
1869 — «Сказание об Илье Муромце» — чтение для начальных народных училищ | 261
|
Уникальный новаторский проект Комитета грамотности | 262
|
1870 — Ф. М. Буслаев. «Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности» | 264
|
Смесь мифологических и либеральных толкований | 265
|
От либерального значения эпоса к толстовскому: возвеличивание хлебопашца | 266
|
1870 — А. П. Бородин. «Песня темного леса» | 266
|
1870 — А. П. Бородин. «Богатырская» симфония | 268
|
Удальство и агрессия вместо любви и сострадания | 269
|
1870 — Л. Н. Толстой. Замысел написать драму о современном Даниле Ловчанине и роман о русских богатырях, живущих в конце XIX в | 272
|
1871 — А. К. Толстой. Баллады «Илья Муромец», «Порой веселой мая», «Сватовство», «Алеша Попович» | 275
|
«Господин Великий Новгород» — «потерянный рай» либералов | 276
|
Либеральное значение эпоса: честь как свободолюбие | 277
|
1871 — Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа» | 279
|
Былинный концепт силы отражает «ненасильственный» дух русской цивилизации | 280
|
1871 — «второе открытие» живого бытования русского эпоса А. Ф. Гильфердингом | 282
|
ЧАСТЬ 6. Эпоха Гильфердинга: от презрения к обожанию. Интеллигентское (толстовское) значение русского эпоса | 284
|
1871 — В. П. Верещагин. Панно «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович» | 285
|
1872 — Л. Н. Толстой. Переложение русских былин для «Азбуки» | 287
|
Гимн «мужичку-пахарьку» | 289
|
1872 — В. П. Геннинг. «Илья Муромец. Сводная былина. Пособие для преподавания словесности» | 291
|
1873 — И. З. Суриков. Былины «Садко в Новегороде», «Садко у Морского царя» | 293
|
1874 — М. П. Мусоргский. «Борис Годунов», сцена под Кромами | 295
|
1874 — М. П. Мусоргский. «Богатырские ворота» | 297
|
1875 — «Альбом русских народных сказок и былин» под редакцией П. Н. Петрова | 299
|
Смешение былины, литературной побывальщины и сказки | 300
|
«Улучшенный» вариант русского эпоса: больше мифологии и романтических сцен | 301
|
«Мифологический» подтекст оправдывает жестокость героя | 303
|
1875–1876 — В. Авенариус. «Книга о киевских богатырях» | 304
|
Стилизация Авенариуса похищает эпические смыслы под видом «очищения» от «безнравственного» | 305
|
Ненависть автора к «несимпатическому» Алеше Поповичу | 307
|
Русский эпос, бессмысленный и беспощадный | 309
|
Богатыри-полубоги и титаны | 310
|
Авторские «былины» Авенариуса: влияние сравнительно-мифологической и исторической школ | 311
|
1875–1876 — И. Е. Репин. «Садко» | 315
|
Выбор Садка и выбор художника: отказ от экзотической «прелести» | 317
|
Реванш русалок | 318
|
1877 — Н. А. Римский-Корсаков. «Сто русских песен» | 319
|
Русские былины: казнь через гармонизацию | 320
|
1878 — народное сказание «Добрыня Никитич, богатырь времен Владимира Святого» | 321
|
1878 — Л. Д. Малашкин. «Илья Муромец, или Русские богатыри» | 322
|
1880 — К. П. Петров. «Русская историческая хрестоматия» | 324
|
1880 — А. Д. Галахов. «История русской словесности, древней и новой» (второе издание) | 325
|
Если богатыри суть полубоги, былина утрачивает актуальность для аудитории | 326
|
1880 — А. Онежанин. «Былина о великом святорусском богатыре Илье Муромце» | 328
|
1880 — В. Марков. «Илья Муромец» | 329
|
1878–1882 — В. Васнецов. «Витязь на распутье» | 330
|
Личный опыт принятия богатырской миссии | 333
|
ЧАСТЬ 7. Модерновое значение русского эпоса. Торжество историко-аналогической школы. Символистское и военно-патриотическое значения эпоса | 334
|
1881 — В. М. Васнецов. Декорации и костюмы для «Снегурочки» | 336
|
1881 — Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка» | 337
|
Пища и эротическая «любовь» — главные ценности берендеева мира | 338
|
Язычество, вольность, манерность | 339
|
1881 — Ф. Буслаев. «Общий план и программа обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях» | 340
|
1882 — Т. И. Филиппов. «Сорок народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым» | 341
|
1882 — В. Острогорский. «Илья Муромец, крестьянский сын. По народным былинам» | 342
|
1882 — Неизвестный автор. «Былина о Добрыне Никитиче, славном богатыре русском, исполине Полкане, змее Горыныче и о княжне Милолике» | 343
|
1882 — В. Суворов. «Святорусский богатырь славный Илья Муромец, оберегатель нашей ли родимой-то сторонушки» | 344
|
1883 — Образы богатырей в праздничном шествии на Ходынском поле в честь коронации Александра III в Москве | 344
|
1885 — Е. А. Лансере. «Илья Муромец на лошади» | 347
|
1886 — Ф. М. Истомин, Г. О. Дютш. «Песни русского народа» | 348
|
1887 — О. Е. Крестьянова. «Сказ об Илье Муромце» | 349
|
1887 — П. Н. Полевой. «Сказка об Илье Муромце, крестьянском сыне, и его славных подвигах» | 350
|
1887 — Н. Нежата. Сборник пьес «В стольном граде Киеве» (сцены из жизни богатырей) | 354
|
1888 — Л. Поливанов. «Русские народные былины. Тексты, объяснительные статьи и примечания» | 355
|
«Безнравственные» и несводимые к мифологическим сюжетам варианты — отбрасываются | 357
|
Илья Муромец — сонливый борец с кочевниками | 359
|
Аксиологический анализ Л. Поливанова | 360
|
1888 — А. П. Рябушкин. «Пир богатырей у ласкового княза Владимира» | 364
|
1889 — П. Полевой. «Сказка о царе-богатыре» | 366
|
1889 — Сборник «Вечера пения Д. А. Славянского. Русские песни и песни южных и западных славян» | 367
|
1889 — П. А. Велионский. Скульптура «Баян» | 369
|
1889 — «Кольцо нибелунга» в Мариинском театре | 370
|
1890 — премьера оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» | 371
|
1890 — М. О. Микешин. Проект игральных карт «В русском вкусе» для Императорской карточной фабрики | 372
|
1890 — В. и Л. Р-н. «Русские народные былины» | 373
|
1890 — С. В. Малютин. «Садко. Выбор невесты» | 375
|
1890 — «Илья Муромец, набольший богатырь земли Русской» (издательство И. П. Сытина) | 376
|
1892 — Анонимный автор. «Алеша Попович, русский богатырь и другие сказки» (издательство И. А. Морозова) | 377
|
1893 — выступления И. Т. Рябинина в Петербурге и Москве | 377
|
1892–1893 — В. С. Калинников. Увертюра «Былина» | 377
|
Духовный код русского эпоса | 379
|
Ценностный центр автора-композитора близок ценностному центру эпического сознания | 381
|
1893 — И. П. Сенигов. «Любимый богатырь русского народа Илья Муромец» | 383
|
1893 — А. П. Рябушкин. «Альбом былинных богатырей» (приложение к «Всемирной иллюстрации») | 384
|
Жанровый «типаж» лишает образ эпического масштаба и психологической глубины | 385
|
От ироничности жанра — к классовой ненависти | 387
|
1893 — В. В. Авенариус. «Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии» | 388
|
Взгляд немца: русский эпос как безлепица, нередко безнравственная | 389
|
Немецкий размер для немецких «былин» | 390
|
Авторские вставки и купюры | 391
|
1893 — О. И. Рогова. «Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей» | 394
|
Наследница Чулкова, Левшина и Вельтмана | 396
|
Удаль молодецкая вместо силы богатырской | 397
|
1893 — Е. П. К-в. «Крестьянин-богатырь Илья Муромец» (былина в четырех действиях для детского театра) | 400
|
1894 — А. В. Оксенов. «Народная поэзия: былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести» | 402
|
1894 — «Русские былины и сказания про богатырей древнекиевского периода. В новом общедоступном изложении» (редакция журнала «Родина») | 404
|
1896 — М. Врубель. Панно «Микула Селянинович» | 406
|
1896 — «Илья Муромец, богатырь крестьянин времен Владимировых и Соловей-разбойник. Народная сказка» (издано товариществом И. Д. Сытина) | 408
|
1896 — Н. Рерих. «Вечер богатырства Киевского», «Утро богатырства Киевского» | 408
|
1897 — Н. А. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко» | 409
|
Республиканский рай Великого Новгорода | 410
|
Ностальгия по язычеству: индийские культы древних новгородцев | 411
|
Мотивации эпического героя и оперного персонажа | 415
|
Результаты сравнительного аксиологического анализа | 421
|
1897 — В. Ф. Миллер. «Очерки русской народной словесности. Былины. Очерки 1–16» | 424
|
1898 — А. С. Аренский. Фантазия на темы И. Рябинина для фортепиано с оркестром | 426
|
1898 — В. Васнецов. «Богатыри» | 428
|
Концепт силы | 429
|
Концепт смелости | 430
|
Концепт любви | 431
|
Концепт красоты | 431
|
Концепт чести | 432
|
Концепт вежества | 432
|
Восприятие аутентичных смыслов эпоса | 433
|
1899 — М. Врубель. «Богатырь» | 434
|
1899 — М. М. Иванов. «Забава Путятишна» | 436
|
1899 — В. Серова-Бергман. Опера «Илья Муромец» | 437
|
1900 — И. А. Бунин. «На распутье» | 439
|
1901 — М. Врубель. «Тридцать три богатыря» | 440
|
1902 — И. Билибин. Серия «Богатыри» | 441
|
Метод Билибина не позволяет показать глубину душевного переживания | 441
|
1902 — А. Острогорский. «Живое слово. Книга для изучения родного языка» | 443
|
1902 — С. В. Юферов. Былина-кантата «Илья Муромец» для солиста, хора и оркестра | 444
|
1903 — А. Т. Гречанинов. «Добрыня Никитич» | 444
|
1902 — Энбе. Пьеса «Илья Муромец — богатырь земли русской» | 445
|
1904 — И. Ф. Жирков. «Русские былины» | 448
|
1904 — плакаты и карикатуры времен Русско-японской войны | 450
|
Образы богатырей в коммерческой рекламе | 451
|
1906 — А. Алферов, А. Грузинский. Хрестоматия «Допетровская литература и народная поэзия» | 452
|
Системность былинного этоса и отвержение ценностно неприемлемых вариантов | 453
|
Чуждый русскому духу Святогор | 455
|
1907 — Н. А. Римский-Корсаков. «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» | 456
|
14 ноября 1907 г. — первый концерт в серии «Вечера русской песни» | 458
|
1907 — К. Бальмонт. Сборник стихов «Жар-птица. Свирель славянина» | 459
|
Бессмертные богатыри, воплощения стихий | 460
|
1908 — сервиз «Застава богатырская» фабрики М. Я. Тарасова | 465
|
1909 — Е. П. Карпов. «Илья Муромец славный русский богатырь» | 465
|
1910 — Н. Рерих. Серия «Богатырский фриз» | 466
|
1910 — И. Сац. «Не хвались, идучи на рать» | 468
|
1911–1912 — концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами-великороссами | 470
|
1911 — А. Д. Кастальский. Кантата «Стих о церковном русском пении» | 471
|
1912 — В. В. Авенариус. «Книга былин» (с иллюстрациями В. Спасского) | 472
|
1912 — Аполлон Коринфский. «Седая старина. Десять побывальщин» (рисунки В. В. Спасского) | 472
|
1912 — Р. М. Глиэр. Третья симфония «Илья Муромец» | 473
|
Калики стихирой пробуждают мужика от спячки | 474
|
Илья отбирает силу у Святогора и устраивает погром в соловьином раю | 476
|
Стихира вторгается в языческий Киев; калики снова усыпляют русского богатыря | 478
|
1912 — М. Горький и Ф. Шаляпин затевают оперу «Василий Буслаев» | 480
|
1914 — образы богатырей в пропагандистских материалах Первой мировой войны | 482
|
1915 — Н. Гумилев. «Змей» | 482
|
1916 — И. А. Бунин. Баллада «Святогор и Илья» | 483
|
1917 — В. Васнецов. Эскиз «Микула Селянинович» | 483
|
Конец живого бытования былин на русском Севере | 484
|
Заключение. Комплекс значений русского эпоса в культуре Нового времени в России | 487
|
Аутентичное ценностно-нормативное значение | 487
|
Фольклорное сказочное значение эпоса | 488
|
Таблица 1. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и фольклорного сказочного значения эпоса | 489
|
Коммерческое лубочное значение эпоса | 490
|
Таблица 2. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и коммерческого лубочного значения эпоса | 491
|
Книжное развлекательно-дидактическое значение эпоса | 492
|
Таблица 3. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и книжного дидактического значения эпоса | 492
|
Сказочно-беллетристическое значение эпоса | 493
|
Таблица 4. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и беллетристического (фантастического) значения эпоса | 495
|
Просветительское значение эпоса | 496
|
Таблица 5. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и просветительского значения эпоса | 497
|
Внешнеполитическое карикатурное значение эпоса | 498
|
Таблица 6. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и внешнеполитического карикатурного значения эпоса | 499
|
Оперно-феерическое значение эпоса | 500
|
Таблица 7. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и оперно-феерического значения эпоса | 501
|
Сентименталистское значение эпоса | 503
|
Таблица 8. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и сентименталистского значения эпоса | 503
|
Готико-романтическое значение эпоса | 504
|
Таблица 9. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и готико-романтического значения эпоса | 505
|
Национально-романтическое значение эпоса | 506
|
Таблица 10. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и национально-романтического значения эпоса | 508
|
Научное сравнительно-мифологическое значение | 509
|
Внутриполитическое карикатурное значение эпоса | 510
|
Таблица 11. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и внутриполитического карикатурного значения эпоса | 512
|
Либеральное значение | 513
|
Таблица 12. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и либерального значения эпоса | 515
|
Научное историко-аналогическое значение | 516
|
Интеллигентское (толстовское) значение эпоса | 517
|
Таблица 13. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и интеллигентского (толстовского) значения эпоса | 518
|
Декоративное модерновое значение эпоса | 519
|
Таблица 14. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и модернового значения эпоса | 519
|
Военно-патриотическое значение | 520
|
Таблица 15. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и военно-патриотического значения эпоса | 522
|
Символистское значение | 523
|
Таблица 16. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и символистского значения эпоса | 524
|
Коммерческое рекламно-китчевое значение | 525
|
Комплекс значений эпоса в русской культуре Нового времени. Изломы рецепции | 525
|