URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Миронов А.С. Эпос русских: интерпретация: Культурфилософский анализ рецепции былин с конца XVIII столетия до 1917 года Обложка Миронов А.С. Эпос русских: интерпретация: Культурфилософский анализ рецепции былин с конца XVIII столетия до 1917 года
Id: 246418
2101

Эпос русских:
интерпретация: Культурфилософский анализ рецепции былин с конца XVIII столетия до 1917 года

2019. 528 с.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В настоящей книге разбираются десятки произведений литературы, музыки, архитектуры, живописи, труды ученых (эпосоведов) и педагогов, а также некоторые феномены массовой культуры, имеющие отношение к "богатырской" теме. В каждом случае аксиологический анализ позволяет сделать выводы о том, насколько сохранены или рекодированы интерпретатором исходные смыслы эпоса. Что есть «русский дух» в искусстве и можно ли всерьез говорить об... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение18
Что такое русский эпос18
Ключевые ценностные концепты русского эпоса21
ЧАСТЬ 1. Культурная трансмиссия ценностей в эпоху живого бытования былин. Аутентичное и фольклорно-сказочное значения эпоса24
Былину нельзя изменять26
Почитание эпических песен в народе28
Изгнание скоморохов29
Былины и гостеприимство33
Семейные вечерины35
Другие способы распространения эпоса36
Прозаические устные пересказы былин38
ЧАСТЬ 2. Начало рецепции былинных смыслов в культуре русского образованного общества Нового времени. Лубочное, сказочно-беллетристическое и просветительское значения эпоса49
Былина и русский лубок XVII–XIX вв50
Похвальба до подвига52
Лубочная визуализация извращает ценности былины53
Лубок европеизировал богатырей прежде авторской сказки и оперы54
Рукописные записи и пересказы былин57
«Гистория об Илье Муромце» — рукописная книга XVIII в58
1766–1789 — М. Д. Чулков. Сборники сказок 1766–1768, 1780; «Абевега русских суеверий»; «Пересмешник»60
1770–1771 — «Славенские древности» Михаила Ивановича Попова61
Ценность любви к прекрасной даме62
1772 — М. М. Херасков. «Рассуждение о российском стихотворстве»63
1779 — А. О. Аблесимов. Опера «Мельник — колдун, обманщик и сват»64
1780–1783 — Василий Левшин. «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся чрез пересказывание в памяти приключения»65
Сын жреца Алеса Попоевич65
Вместо отзывчивого сердца — ловкость шалуна66
Стерильный рыцарь добродетели67
Мотивация героя: куртуазное служение даме, верность сюзерену и воинская добыча68
Новгородский тиран Василий Боеславович68
Ирония Левшина несовместима с былинным этосом70
1786 — «Лекарство от задумчивости, или Настоящие русские сказки»71
1786 — Екатерина Великая. «Новгородский богатырь Боеславович»72
1787 — Сказка о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике76
1788 — И. Н. Болтин. «Примечания на историю древния и нынешния России г. Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным»77
1789 — Екатерина Великая. Либретто оперы «Горе-богатырь Косометович»77
1790 — Н. А. Львов. «Собрание русских народных песен с их голосами» (с нотными записями И. Прача)78
1795–1797 — Г. И. Угрюмов. «Испытание силы Яна Усмаря»79
ЧАСТЬ 3. Сентименталистское, оперно-феерическое и готико-романтическое значения русского эпоса82
1795 — Н. М. Карамзин. Поэма «Илья Муромец»82
1797 — Blin de Sainmore. “Histoire de Russie”87
1800 — Александр Радищев. «Бова»88
1801 — Н. А. Радищев. «Альоша Попович»90
1801 — речь Андрея Тургенева «О русской литературе» на заседании Дружеского литературного общества91
1803 — М. М. Херасков. «Бахариана, или Неизвестный. Волшебная повесть, почерпнутая из русских сказок»92
1803 — Опера «Днепровская русалка» на музыку Кауэра93
Былинная картина мира не вписывается в европейскую дихотомию возвышенного и комичного94
1804 — «Древние русские стихотворения», первое издание, 26 песен95
1804 — Г. Р. Державин. «Добрыня, театральное представление с музыкою в 5 действиях»96
Немецкий рыцарь Добрыня97
1804 — Н. А. Львов. Поэма «Добрыня»99
1804 — Г. А. Глинка. «Древняя религия славян»102
1804 — Г. П. Каменев. «Громвал»104
1805 — опера К. Кавоса «Князь-невидимка», либретто Е. Б. Лифанова105
1806 — Д. Н. Кашин. Публикация нот к текстам сборника «Древних российских стихотворений» в «Журнале отечественной музыки»106
1806 — В. А. Жуковский. «Богатырь Алеша Попович, или Страшные развалины»106
1806 — И. А. Крылов. «Илья Богатырь»108
Рождение и триумф потешного богатыря110
1806 — А. Х. Востоков. «Светлана и Мстислав»111
1807 — С. С. Андреев. «Левсил, русской богатырь»113
1807 — А. Писарев. «Предметы для художников, избранные из российской истории, словенского баснословия и из всех русских сочинений в стихах и в прозе»114
1807 — русское издание «Славянской мифологии» А. Кайсарова116
1808 — И. М. Борн. «Краткое руководство к российской словесности»118
1808 — Д. Н. Кашин. Пролог с хорами и балетами на текст С. Н. Глинки «Боян, песнопевец древних славян»118
1808 — С. Н. Глинка. Разбор издания «Древние русские стихотворения» в журнале «Русский вестник» (№ 3, 6)119
1808 — А. Ф. Мерзляков. «Слово о духе, отличительных свойствах поэзии первобытной и о влиянии, какое имела она на нравы, на благосостояние народное»120
1808 — А. Ларионова находит шлем князя Ярослава Всеволодовича121
1809 — М. Н. Макаров. Приложение к журналу «Московский вестник» под названием «Русское национальное песнопение»122
1810 — Н. М. Грамматин. «Услад и Всемила»122
1811 — А. С. Шишков. «Разговоры о словесности между двумя лицами Аз и Буки»124
1812 — Г. Р. Державин. «Царь-девица»124
1813 — письмо В. В. Капниста к С. С. Уварову об эксаметрах126
1814 — В. А. Жуковский. «К Воейкову. Послание»127
1816 — А. Пушкин. Первая попытка «Бовы»128
1816 — К. Кавос — Ф. Антонолини. Опера «Карачун, или Старинные диковинки» (либретто А. А. Шаховского)129
1818 — К. Кавос — Ф. Антонолини. Опера «Добрыня Никитич, или Страшный замок»129
1818 — второе издание сборника Кирши Данилова129
1819 — Karl Heinrich von Busse. “Furst Wladimir und dessen Tafelrunde: Alt-russische Heldenlieder”131
Первая попытка аксиологического анализа былины: взгляд с Запада132
1820 — князь Н. А. Цертелев. «Василий Новгородский (повесть во вкусе старинных русских стихотворений)»136
«Вавилонское смешение» сюжетов и подмена эпических смыслов138
1820 — А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»139
«Эпическая» стойкость героя и ценность верной любви140
1821 — А. Глушковский. Балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника»143
1822 — неудачная попытка князя Н. А. Цертелева издать по подписке «Дух русской поэзии»143
1822 — К. Кавос — Ф. Антонолини. Опера «Жар-птица, или Приключения Левсила-царевича» (либретто Языкова и М. С. Лебедева)143
1822 — А. С. Пушкин. Вторая попытка «Бовы»145
1822 — А. С. Пушкин. Набросок плана поэмы «Мстислав»145
1824 — А. С. Пушкин. «Как жениться задумал царской арап…»146
ЧАСТЬ 4. Национально-романтическое и карикатурное значения русского эпоса147
1825 — вопрос Пушкина: «Что есть народность?»147
1826 — А. С. Пушкин. «Что не конский топ, не людская молвь»148
1829 — М. Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»149
1829 — Ф. Л. Челаковский. «Отголосок русских песен»151
1830 — мощное влияние французского романтизма155
1831 — Б. И. Орловский. Проект скульптурной группы «Ян Усмарь, останавливающий разъяренного быка»155
1831 — A. Dietrikh. «Russische Volksmârchen» (Leipzig)156
1833 — А. Ф. Вельтман. «Кощей бессмертный. Былина старого времени»156
Ни любви, ни вежества157
1833 — А. С. Пушкин. Набросок былины «В славной в Муромской земле…»159
1834 — А. С. Пушкин. Третья попытка «Бовы»160
1835 — В. А. Жуковский. Перевод «Ундины» Фридриха де ла Мотт-Фуке161
1835 — А. Н. Верстовский. Опера «Аскольдова могила»161
1835 — Jacob Grimm. “Deutsche Mythologie”162
1836 — Н. Прокопович. «Повесть о том, как Садко богатый был в гостях у царя морского»163
1836 — В. И. Даль. «Сказка Руси богатырской»163
Сила как призвание164
1836 — М. И. Глинка. «Жизнь за царя»165
1839 — И. П. Сахаров. «Песни русского народа»166
1839 — рецензия Н. М. Каткова на «Песни русского народа» И. П. Сахарова; стихотворение А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?»166
Выдуманный русский характер: спячка либо буйство169
1841 — В. Г. Белинский. Статьи о народной поэзии. Статья II170
1842 — М. И. Глинка. «Руслан и Людмила»172
Языческая мифология вместо «русского духа»175
1842–1844 — И. С. Пименов работает над «Фонтаном богатырей»176
1843 — Н. Борисов. «Илья Муромец. Народная сказка» (публикация в журнале «Москвитянин»)178
Пример ценностно неадекватного личного творчества180
1846 — С. П. Шевырев. «История русской словесности, преимущественно древней»181
Открытие аутентичных смыслов русского эпоса183
1847 — Реставрация Дмитриевского собора во Владимире184
1848 — А. Д. Галахов. «Историческая хрестоматия церковно-славянского и русского языка»186
1849–1853 — Ф. Г. Солнцев. «Древности российского государства»188
Логика исторического факта против логики художественного образа189
1850 — И. С. Тургенев. «Певцы» (сборник «Записки охотника»)192
1851 — И. С. Никитин. «Русь»194
1851 — И. И. Давыдов. «История словесности. Курс гимназический»195
Духовный смысл былины196
1852 — А. Д. Галахов, Ф. И. Буслаев. «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях»198
1853 — Иллюстрации М. Зичи к «Слову о полку Игореве»199
1854 — И. С. Никитин. «Сказание о Мамаевом побоище» («Уж как был молодец — Илья Муромец…»)200
Жертвовать ближними ради Отечества — чуждая для эпоса ценность202
1851–1854 — М. А. Стахович. «Собрание русских народных песен»203
1856 — К. С. Аксаков. «Богатыри времен великого князя Владимира»204
1856 — Л. Мей. «Как перевелись богатыри на Святой Руси»205
Л. Мею не знаком эпический концепт силы206
Роковая смесь: богатыри используют магию207
Легализованная фальшивка208
ЧАСТЬ 5. Сравнительно-мифологическое, историко-аналогическое и либеральное значения русского эпоса212
1857 — А. Н. Пыпин. «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских»212
1858 — М. Балакирев. «Увертюра на три русские темы»213
1859 — П. Н. Рыбников. Начало публикации былин в «Олонецких губернских ведомостях»213
1860 — П. Бессонов начинает издание «Песен, собранных П. В. Киреевским»216
1860 — К. А. Тон. Храм Христа Спасителя в Москве216
1861 — Ф. Буслаев. «Русский богатырский эпос»218
«Разлад между классами» былинной Руси219
1861 — А. Д. Галахов. Девятое издание «Полной русской хрестоматии»220
1861 — Ф. И. Буслаев. «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков»222
1862 — М. О. Микешин. Памятник 1000-летию государства российского224
1863 — А. Г. Филонов. «Русская хрестоматия с примечаниями. Для высших классов средних учебных заведений. Часть I. Эпическая поэзия»226
Аксиологический анализ эпического концепта силы — в духе К. С. Аксакова228
1863 — шумный успех гастролей Рихарда Вагнера в Петербурге и Москве229
1864 — М. А. Балакирев. Симфоническая поэма «1000» («Русь»)230
1864 — К. Д. Ушинский. «Родное слово», хрестоматия к нему232
1864 — начинается программа МОЛХ по изданию лубков для народа232
Стасов против «Добрыни Никитича»233
1865 — А. Серов. «Рогнеда»237
1866 — «Сказка о славном и храбром русском витязе Илье Муромце» (изд. Эд. Веймара)239
1867 — Н. И. Алябьев. «Ильяда, или Песни об Илье Муромце»240
1867 — И. С. Тургенев. «Дым»242
Русская сила не может быть красивой245
1867 — Анонимный автор. Опера-фарс «Богатыри»246
1867 — Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Садко»246
1868 — А. Н. Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»248
«Мифологические» смыслы не совместимы с ценностями русского эпического сознания250
1869 — О. Миллер. «Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. Илья Муромец и богатырство киевское»251
Открытие уникального ценностного концепта богатырской силы251
Слой «светлых» смыслов киевского земства и темные наслоения московской эпохи252
Либеральные «смыслы» русского эпоса254
1868–1869 — В. В. Стасов. «Происхождение русских былин» (статьи в «Вестнике Европы»)255
1870 — А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Первая попытка создать оперу «Млада»256
1869–1870 — В. Гартман. Эскиз «богатырских» ворот в Киеве258
«Подлинный» индийский дух древнего славянства258
1869 — «Сказание об Илье Муромце» — чтение для начальных народных училищ261
Уникальный новаторский проект Комитета грамотности262
1870 — Ф. М. Буслаев. «Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности»264
Смесь мифологических и либеральных толкований265
От либерального значения эпоса к толстовскому: возвеличивание хлебопашца266
1870 — А. П. Бородин. «Песня темного леса»266
1870 — А. П. Бородин. «Богатырская» симфония268
Удальство и агрессия вместо любви и сострадания269
1870 — Л. Н. Толстой. Замысел написать драму о современном Даниле Ловчанине и роман о русских богатырях, живущих в конце XIX в272
1871 — А. К. Толстой. Баллады «Илья Муромец», «Порой веселой мая», «Сватовство», «Алеша Попович»275
«Господин Великий Новгород» — «потерянный рай» либералов276
Либеральное значение эпоса: честь как свободолюбие277
1871 — Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа»279
Былинный концепт силы отражает «ненасильственный» дух русской цивилизации280
1871 — «второе открытие» живого бытования русского эпоса А. Ф. Гильфердингом282
ЧАСТЬ 6. Эпоха Гильфердинга: от презрения к обожанию. Интеллигентское (толстовское) значение русского эпоса284
1871 — В. П. Верещагин. Панно «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Алеша Попович»285
1872 — Л. Н. Толстой. Переложение русских былин для «Азбуки»287
Гимн «мужичку-пахарьку»289
1872 — В. П. Геннинг. «Илья Муромец. Сводная былина. Пособие для преподавания словесности»291
1873 — И. З. Суриков. Былины «Садко в Новегороде», «Садко у Морского царя»293
1874 — М. П. Мусоргский. «Борис Годунов», сцена под Кромами295
1874 — М. П. Мусоргский. «Богатырские ворота»297
1875 — «Альбом русских народных сказок и былин» под редакцией П. Н. Петрова299
Смешение былины, литературной побывальщины и сказки300
«Улучшенный» вариант русского эпоса: больше мифологии и романтических сцен301
«Мифологический» подтекст оправдывает жестокость героя303
1875–1876 — В. Авенариус. «Книга о киевских богатырях»304
Стилизация Авенариуса похищает эпические смыслы под видом «очищения» от «безнравственного»305
Ненависть автора к «несимпатическому» Алеше Поповичу307
Русский эпос, бессмысленный и беспощадный309
Богатыри-полубоги и титаны310
Авторские «былины» Авенариуса: влияние сравнительно-мифологической и исторической школ311
1875–1876 — И. Е. Репин. «Садко»315
Выбор Садка и выбор художника: отказ от экзотической «прелести»317
Реванш русалок318
1877 — Н. А. Римский-Корсаков. «Сто русских песен»319
Русские былины: казнь через гармонизацию320
1878 — народное сказание «Добрыня Никитич, богатырь времен Владимира Святого»321
1878 — Л. Д. Малашкин. «Илья Муромец, или Русские богатыри»322
1880 — К. П. Петров. «Русская историческая хрестоматия»324
1880 — А. Д. Галахов. «История русской словесности, древней и новой» (второе издание)325
Если богатыри суть полубоги, былина утрачивает актуальность для аудитории326
1880 — А. Онежанин. «Былина о великом святорусском богатыре Илье Муромце»328
1880 — В. Марков. «Илья Муромец»329
1878–1882 — В. Васнецов. «Витязь на распутье»330
Личный опыт принятия богатырской миссии333
ЧАСТЬ 7. Модерновое значение русского эпоса. Торжество историко-аналогической школы. Символистское и военно-патриотическое значения эпоса334
1881 — В. М. Васнецов. Декорации и костюмы для «Снегурочки»336
1881 — Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка»337
Пища и эротическая «любовь» — главные ценности берендеева мира338
Язычество, вольность, манерность339
1881 — Ф. Буслаев. «Общий план и программа обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях»340
1882 — Т. И. Филиппов. «Сорок народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым»341
1882 — В. Острогорский. «Илья Муромец, крестьянский сын. По народным былинам»342
1882 — Неизвестный автор. «Былина о Добрыне Никитиче, славном богатыре русском, исполине Полкане, змее Горыныче и о княжне Милолике»343
1882 — В. Суворов. «Святорусский богатырь славный Илья Муромец, оберегатель нашей ли родимой-то сторонушки»344
1883 — Образы богатырей в праздничном шествии на Ходынском поле в честь коронации Александра III в Москве344
1885 — Е. А. Лансере. «Илья Муромец на лошади»347
1886 — Ф. М. Истомин, Г. О. Дютш. «Песни русского народа»348
1887 — О. Е. Крестьянова. «Сказ об Илье Муромце»349
1887 — П. Н. Полевой. «Сказка об Илье Муромце, крестьянском сыне, и его славных подвигах»350
1887 — Н. Нежата. Сборник пьес «В стольном граде Киеве» (сцены из жизни богатырей)354
1888 — Л. Поливанов. «Русские народные былины. Тексты, объяснительные статьи и примечания»355
«Безнравственные» и несводимые к мифологическим сюжетам варианты — отбрасываются357
Илья Муромец — сонливый борец с кочевниками359
Аксиологический анализ Л. Поливанова360
1888 — А. П. Рябушкин. «Пир богатырей у ласкового княза Владимира»364
1889 — П. Полевой. «Сказка о царе-богатыре»366
1889 — Сборник «Вечера пения Д. А. Славянского. Русские песни и песни южных и западных славян»367
1889 — П. А. Велионский. Скульптура «Баян»369
1889 — «Кольцо нибелунга» в Мариинском театре370
1890 — премьера оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»371
1890 — М. О. Микешин. Проект игральных карт «В русском вкусе» для Императорской карточной фабрики372
1890 — В. и Л. Р-н. «Русские народные былины»373
1890 — С. В. Малютин. «Садко. Выбор невесты»375
1890 — «Илья Муромец, набольший богатырь земли Русской» (издательство И. П. Сытина)376
1892 — Анонимный автор. «Алеша Попович, русский богатырь и другие сказки» (издательство И. А. Морозова)377
1893 — выступления И. Т. Рябинина в Петербурге и Москве377
1892–1893 — В. С. Калинников. Увертюра «Былина»377
Духовный код русского эпоса379
Ценностный центр автора-композитора близок ценностному центру эпического сознания381
1893 — И. П. Сенигов. «Любимый богатырь русского народа Илья Муромец»383
1893 — А. П. Рябушкин. «Альбом былинных богатырей» (приложение к «Всемирной иллюстрации»)384
Жанровый «типаж» лишает образ эпического масштаба и психологической глубины385
От ироничности жанра — к классовой ненависти387
1893 — В. В. Авенариус. «Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии»388
Взгляд немца: русский эпос как безлепица, нередко безнравственная389
Немецкий размер для немецких «былин»390
Авторские вставки и купюры391
1893 — О. И. Рогова. «Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей»394
Наследница Чулкова, Левшина и Вельтмана396
Удаль молодецкая вместо силы богатырской397
1893 — Е. П. К-в. «Крестьянин-богатырь Илья Муромец» (былина в четырех действиях для детского театра)400
1894 — А. В. Оксенов. «Народная поэзия: былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести»402
1894 — «Русские былины и сказания про богатырей древнекиевского периода. В новом общедоступном изложении» (редакция журнала «Родина»)404
1896 — М. Врубель. Панно «Микула Селянинович»406
1896 — «Илья Муромец, богатырь крестьянин времен Владимировых и Соловей-разбойник. Народная сказка» (издано товариществом И. Д. Сытина)408
1896 — Н. Рерих. «Вечер богатырства Киевского», «Утро богатырства Киевского»408
1897 — Н. А. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»409
Республиканский рай Великого Новгорода410
Ностальгия по язычеству: индийские культы древних новгородцев411
Мотивации эпического героя и оперного персонажа415
Результаты сравнительного аксиологического анализа421
1897 — В. Ф. Миллер. «Очерки русской народной словесности. Былины. Очерки 1–16»424
1898 — А. С. Аренский. Фантазия на темы И. Рябинина для фортепиано с оркестром426
1898 — В. Васнецов. «Богатыри»428
Концепт силы429
Концепт смелости430
Концепт любви431
Концепт красоты431
Концепт чести432
Концепт вежества432
Восприятие аутентичных смыслов эпоса433
1899 — М. Врубель. «Богатырь»434
1899 — М. М. Иванов. «Забава Путятишна»436
1899 — В. Серова-Бергман. Опера «Илья Муромец»437
1900 — И. А. Бунин. «На распутье»439
1901 — М. Врубель. «Тридцать три богатыря»440
1902 — И. Билибин. Серия «Богатыри»441
Метод Билибина не позволяет показать глубину душевного переживания441
1902 — А. Острогорский. «Живое слово. Книга для изучения родного языка»443
1902 — С. В. Юферов. Былина-кантата «Илья Муромец» для солиста, хора и оркестра444
1903 — А. Т. Гречанинов. «Добрыня Никитич»444
1902 — Энбе. Пьеса «Илья Муромец — богатырь земли русской»445
1904 — И. Ф. Жирков. «Русские былины»448
1904 — плакаты и карикатуры времен Русско-японской войны450
Образы богатырей в коммерческой рекламе451
1906 — А. Алферов, А. Грузинский. Хрестоматия «Допетровская литература и народная поэзия»452
Системность былинного этоса и отвержение ценностно неприемлемых вариантов453
Чуждый русскому духу Святогор455
1907 — Н. А. Римский-Корсаков. «Сказание о граде Китеже и деве Февронии»456
14 ноября 1907 г. — первый концерт в серии «Вечера русской песни»458
1907 — К. Бальмонт. Сборник стихов «Жар-птица. Свирель славянина»459
Бессмертные богатыри, воплощения стихий460
1908 — сервиз «Застава богатырская» фабрики М. Я. Тарасова465
1909 — Е. П. Карпов. «Илья Муромец славный русский богатырь»465
1910 — Н. Рерих. Серия «Богатырский фриз»466
1910 — И. Сац. «Не хвались, идучи на рать»468
1911–1912 — концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами-великороссами470
1911 — А. Д. Кастальский. Кантата «Стих о церковном русском пении»471
1912 — В. В. Авенариус. «Книга былин» (с иллюстрациями В. Спасского)472
1912 — Аполлон Коринфский. «Седая старина. Десять побывальщин» (рисунки В. В. Спасского)472
1912 — Р. М. Глиэр. Третья симфония «Илья Муромец»473
Калики стихирой пробуждают мужика от спячки474
Илья отбирает силу у Святогора и устраивает погром в соловьином раю476
Стихира вторгается в языческий Киев; калики снова усыпляют русского богатыря478
1912 — М. Горький и Ф. Шаляпин затевают оперу «Василий Буслаев»480
1914 — образы богатырей в пропагандистских материалах Первой мировой войны482
1915 — Н. Гумилев. «Змей»482
1916 — И. А. Бунин. Баллада «Святогор и Илья»483
1917 — В. Васнецов. Эскиз «Микула Селянинович»483
Конец живого бытования былин на русском Севере484
Заключение. Комплекс значений русского эпоса в культуре Нового времени в России487
Аутентичное ценностно-нормативное значение487
Фольклорное сказочное значение эпоса488
Таблица 1. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и фольклорного сказочного значения эпоса489
Коммерческое лубочное значение эпоса490
Таблица 2. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и коммерческого лубочного значения эпоса491
Книжное развлекательно-дидактическое значение эпоса492
Таблица 3. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и книжного дидактического значения эпоса492
Сказочно-беллетристическое значение эпоса493
Таблица 4. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и беллетристического (фантастического) значения эпоса495
Просветительское значение эпоса496
Таблица 5. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и просветительского значения эпоса497
Внешнеполитическое карикатурное значение эпоса498
Таблица 6. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и внешнеполитического карикатурного значения эпоса499
Оперно-феерическое значение эпоса500
Таблица 7. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и оперно-феерического значения эпоса501
Сентименталистское значение эпоса503
Таблица 8. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и сентименталистского значения эпоса503
Готико-романтическое значение эпоса504
Таблица 9. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и готико-романтического значения эпоса505
Национально-романтическое значение эпоса506
Таблица 10. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и национально-романтического значения эпоса508
Научное сравнительно-мифологическое значение509
Внутриполитическое карикатурное значение эпоса510
Таблица 11. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и внутриполитического карикатурного значения эпоса512
Либеральное значение513
Таблица 12. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и либерального значения эпоса515
Научное историко-аналогическое значение516
Интеллигентское (толстовское) значение эпоса517
Таблица 13. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и интеллигентского (толстовского) значения эпоса518
Декоративное модерновое значение эпоса519
Таблица 14. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и модернового значения эпоса519
Военно-патриотическое значение520
Таблица 15. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и военно-патриотического значения эпоса522
Символистское значение523
Таблица 16. Результаты сравнительного аксиологического анализа аутентичного и символистского значения эпоса524
Коммерческое рекламно-китчевое значение525
Комплекс значений эпоса в русской культуре Нового времени. Изломы рецепции525

Об авторе
top
photoМиронов Арсений Станиславович
Доктор философских наук, кандидат филологических наук, специалист в области актуализации нематериального культурного наследия. Ректор Московского государственного университета технологий и управления. В 2014–2017 гг. — директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, в 2017–2022 гг. — ректор Московского государственного института культуры. Член Бюро научного совета РАН по культурному и природному наследию.