Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так: "Информация есть информация, а не материя и не энергия". Изложенный в книге материал, по мнению автора, является еще одним подтверждением справедливости этой цитаты. Включение категории информации и сопряженных с ней понятий в состав метода творчества позволило по-иному представить весь процесс генерирования новых идей. Хочется надеяться, что читателями будет позитивно воспринято деление творческой работы на синтаксическую и семантическую части. Во всяком случае такое деление позволило четко определить место в процессе как собственно объектов реальной действительности, с которыми ведется работа, так и психических и когнитивных процессов субъекта: искомый результат отыскивается при параллельной и согласованной работе с каждым из этих компонентов. Разработанный алгоритм обеспечивает условия для такой работы. Важным видится вывод о главенстве словесно-логического мышления в техническом творчестве. Теоретические предпосылки того, что этот тип мышления неправомерно обходится стороной при работе с техническими изделиями, существуют уже достаточно давно. ИМТ явился инструментом, позволившим перевести теоретические рассуждения в плоскость практики. Как следует из приведенного в книге материала, не долго осталось ждать того времени, когда будут разработаны формализованные процедуры создания нового на основе формул и других семиотических знаков высокого уровня абстрактности. Интересной и продуктивной оказалась увязка технических задач с наработками, полученными в семиотике, психологии, лингвистике и психолингвистике Именно объединение результатов нескольких научных направлений позволило сделать человека полноценным участником творческого процесса и построить формализованную схему работы со смыслами – той основой, которая движет творческую идею к реализации. Автор отдает себе отчет, что описание относящегося к (до)(под)(пред)сознанию с помощью слов даже на уровне общей схемы – чрезвычайно сложная задача. Удалось ли это реализовать в книге - судить читателю. Приведенные позиции являются в методе основными Другие полученные результаты перечислять зддесь, очевидно, нет смысла Читатель, дошедший до этой страницы после ознакомления со всем текстом, сформирует мнение о методе самостоятельно. Для тех, кто любит читать книги с последней страницы – сердцевина результата показана, а дальше уже их решение: если интерес возник – книга остается открытой для полного прочтения и последующего применения полученных знаний на практике. Шимукович Петр Николаевич
Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил более 35 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, консалтинга и обучения специалистов современных рыночных компаний, а также проектно-технической и административной работы в компаниях разных отраслей промышленности сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики творческого решения проблем. Автор книг по данной тематике, выпущенных издательской группой URSS: «Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций», «ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод», «У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении», «Побуждение к творчеству: Истоки успешных инноваций», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Практика», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Патентование и воплощение творческого результата», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: 25 ключевых вопросов творческого процесса».
|