URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шимукович П.Н. Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций Обложка Шимукович П.Н. Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций
Id: 246305
1279 р.

Информационный метод творчества:
Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций. Изд. 2

2019. 504 с.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена информационному методу творчества --- новому методу создания оригинальных, прорывных решений как в технике, так и в других сферах человеческой деятельности. Метод базируется на категории "информация" --- основе современного информационного мира. В этой связи разработка метода соответствует нынешнему состоянию общества, потребностям современных, рационально мыслящих в информационных понятиях людей.

К важнейшим... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение6
1. Основное содержание информационного метода творчества14
1.1. Основания метода14
1.2. Алгоритм метода40
1.3. Пример применения метода43
2. Что такое информация?50
2.1. Место информации в окружающей действительности50
2.2. Концепции информации56
2.3. Атрибутивный и функциональный подходы к информации58
2.4. Внутренняя и внешняя информация62
2.5. Информация и энтропия70
2.6. Определение информации73
3. Понятия, связанные с информацией79
3.1. Информационный подход79
3.2. Информационное описание83
3.3. Информационные законы и принципы85
3.3.1. Информационный закон по В.А. Абрамову85
3.3.2. Информационные законы по Г. Апояну85
3.3.3. Информационные законы по Н. Г. Гладких86
3.3.4. Информационные законы по И.М. Гуревичу94
3.3.5. Информационные законы по В.Б. Гухману96
3.3.6. Информационные законы по А.И. Демину98
3.3.7. Информационный принцип по В.В. Дружинину и Д.С. Конторову100
3.3.8. Информационные принципы по Э.Х. Лийву100
3.3.9. Информационные законы по И.Ю. Нежданову103
3.3.10. Информационные принципы по Н.М. Соломатину104
3.3.11. Информационный закон по П.Ю. Черносвитову107
3.3.12. Информационные законы по И.И. Юзвишину108
3.3.13. О законах строения внутренней информации109
3.4. Информационное взаимодействие118
3.4.1. Общие представления об информационном взаимодействии118
3.4.2. Субъект в информационном взаимодействии124
3.5. Информационный процесс131
3.6. Информационный поток142
3.7. Информационный объект151
3.8. Информационное моделирование153
4. Что такое творчество?160
4.1. Развитие представлений о творчестве160
4.2. Когнитивный процесс и творческий акт169
4.3. Мышление в структуре творческой деятельности177
4.4. Воображение в структуре творческой деятельности197
4.5. Мышление и речь206
4.6. Рефлексия в структуре творческой деятельности219
4.6.1. Общие сведения219
4.6.2. Рефлексия в речемыслительной деятельности. Модель З.Я. Кармановой227
5. Семиотика и информационный метод творчества241
5.1. Общие сведения241
5.2. Имя и содержание знака251
5.3. Содержание денотата255
5.4. Содержание концепта259
5.5. Классификация знаков270
5.6. Знаковая система276
5.7. Сигнал как средство взаимодействия знаков288
5.8. Сообщение295
6. Модели порождения речи299
6.1. Слово в структуре языка300
6.2. Предложение в структуре языка306
6.3. Текст и язык316
6.4. Синтаксис в структуре языка319
6.5. Трансформационные грамматики329
6.6. Модель порождения речи Е.С. Кубряковой334
6.6.1. Общее описание модели334
6.6.2. Внутренняя речь в составе модели340
6.6.3. Смысл в составе модели346
7. Как создается новое?366
7.1. Варианты постановок задач синтеза371
7.2. Подготовительный этап синтеза381
7.2.1. Структурный анализ381
7.2.2. Декомпозиция385
7.3. Подходы к выполнению синтеза390
7.3.1. Структурный подход к синтезу390
7.3.1.1. Структура в задачах синтеза390
7.3.1.2. Связь в задачах синтеза395
7.3.1.3. Элемент в задачах синтеза399
7.3.1.4. Симметрия в задачах синтеза407
7.3.1.5. Форма в задачах синтеза412
7.3.2. Блочно-иерархический подход к синтезу425
7.3.3. Объектно-ориентированный подход к синтезу428
7.3.3.1. Общие положения428
7.3.3.2. Объекты и классы433
7.3.3.3. Объектно-ориентированный анализ440
7.3.3.4. Объектно-ориентированное проектирование444
7.3.3.5. Объектная модель445
7.4. Методы решения задач синтеза448
7.5. Совершенствование существующих систем466
7.6. Оценка результатов творческой работы471
Заключение474
Список литературы475

Заключение
top

Основоположник кибернетики Норберт Винер говорил об информации так: "Информация есть информация, а не материя и не энергия". Изложенный в книге материал, по мнению автора, является еще одним подтверждением справедливости этой цитаты. Включение категории информации и сопряженных с ней понятий в состав метода творчества позволило по-иному представить весь процесс генерирования новых идей. Хочется надеяться, что читателями будет позитивно воспринято деление творческой работы на синтаксическую и семантическую части. Во всяком случае такое деление позволило четко определить место в процессе как собственно объектов реальной действительности, с которыми ведется работа, так и психических и когнитивных процессов субъекта: искомый результат отыскивается при параллельной и согласованной работе с каждым из этих компонентов. Разработанный алгоритм обеспечивает условия для такой работы.

Важным видится вывод о главенстве словесно-логического мышления в техническом творчестве. Теоретические предпосылки того, что этот тип мышления неправомерно обходится стороной при работе с техническими изделиями, существуют уже достаточно давно. ИМТ явился инструментом, позволившим перевести теоретические рассуждения в плоскость практики. Как следует из приведенного в книге материала, не долго осталось ждать того времени, когда будут разработаны формализованные процедуры создания нового на основе формул и других семиотических знаков высокого уровня абстрактности.

Интересной и продуктивной оказалась увязка технических задач с наработками, полученными в семиотике, психологии, лингвистике и психолингвистике Именно объединение результатов нескольких научных направлений позволило сделать человека полноценным участником творческого процесса и построить формализованную схему работы со смыслами – той основой, которая движет творческую идею к реализации. Автор отдает себе отчет, что описание относящегося к (до)(под)(пред)сознанию с помощью слов даже на уровне общей схемы – чрезвычайно сложная задача. Удалось ли это реализовать в книге - судить читателю.

Приведенные позиции являются в методе основными Другие полученные результаты перечислять зддесь, очевидно, нет смысла Читатель, дошедший до этой страницы после ознакомления со всем текстом, сформирует мнение о методе самостоятельно. Для тех, кто любит читать книги с последней страницы – сердцевина результата показана, а дальше уже их решение: если интерес возник – книга остается открытой для полного прочтения и последующего применения полученных знаний на практике.


Об авторе
top
photoШимукович Петр Николаевич
Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил более 35 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, консалтинга и обучения специалистов современных рыночных компаний, а также проектно-технической и административной работы в компаниях разных отраслей промышленности сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики творческого решения проблем. Автор книг по данной тематике, выпущенных издательской группой URSS: «Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций», «ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод», «У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении», «Побуждение к творчеству: Истоки успешных инноваций», «ТРИЗ-идеи в системном изложении. Практика», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Патентование и воплощение творческого результата», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: 25 ключевых вопросов творческого процесса», «ТРИЗ-идеи в системном изложении vs Джефф Безос, Стив Джобс, Илон Маск, Генри Форд, Ли Якокка: Творческое решение бизнес-проблем».