URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Тард Г. Сущность искусства. Пер. с фр. Обложка Тард Г. Сущность искусства. Пер. с фр.
Id: 246200
504 р.

Сущность искусства.
Пер. с фр. Изд. стереотип.

G. Tard. L'art et la Logique
2019. 118 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Газетная пухлая бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1895г.)

Аннотация

G. Tarde. L'art et la Logique

Предлагаемая читателю книга известного французского мыслителя Г. Тарда (1843-1904) поднимает и решает один из самых интересных вопросов философии XIX века: самостоятельно ли искусство или оно является только случайным орудием общества и человечества для достижения других, высших, общественных целей? Автор, опираясь преимущественно на историю искусства, доказывает, что роль искусства была всегда "служебной". Отсюда он... (Подробнее)


Из предисловия редактора. Сущность красоты
top

Предлагаемое сочиненiе известнаго французскаго мыслителя Тарда возбуждаетъ и решаетъ одинъ изъ самыхъ животрепещущихъ вопросовъ нашего времени: самостоятельно-ли искусство или оно является только случайнымъ орудiемъ общества и человечества для достиженiя другихъ, высшихъ, общественныхъ и человечныхъ целей? Тардъ, въ блестящемъ очерке, опирающемся преимущественно на исторiю искусства, доказываетъ, что роль искусства была всегда служебной, а потому онъ приходитъ къ выводу, что это составляетъ сущность самого искусства, – что, какъ прежде, такъ и теперь, искусство падало и вырождалось, едва только пробовало отрешиться отъ служенiя жизни и ставить себе какiя-то свои собственныя цели.

Къ сожаленiго, историческiй прiемъ доказательствъ не всегда и не для всехъ убедителенъ, потому что можетъ встретить одно возражелiе: "да, такъ было всегда, но какъ знать, не будетъли иначе въ грядущемъ? Прежде искусство могло служить обществу и жизни, потому что недостаточно выделялось изъ другихъ общественныхъ отправленiй. Но-мало-по-малу оно могло крепнуть и развиваться само въ себе, т.е. выделиться (дифференцироваться), какъ самостоятельное".

Приводить подробно всю сумму доказательствъ, какая существуетъ и можетъ быть противопоставлена этому взгляду, я здесь не буду. Это потребовало бы черезчуръ много места. Мой большой трудъ по этому вопросу недавно напечатанъ особо, а здесь, для краткости, я хочу разсмотреть только одну изъ главныхъ опоръ, такъ называемой, теорiи "искусства для искусства." Эта основа состоитъ въ предположенiи, что есть въ природе особый предметъ, "красота", какъ есть магнетизмъ, электричество, теплота. И вотъ, если существуетъ такой особый предметъ, то искусство, имеющее назначенiемъ всюду его улавливать и изображать, имеетъ и полное основанiе игнорировать всякое иное служенiе человечеству и обществу. Въ виду этого весьма важно определить, действительно-ли красота есть особый предметъ, существующiй самъ по себе, хотя и разлитый во всехъ явленiяхъ мiра и жизни; или же она есть только наше чувствованiе, ощущенiе, зависящее не отъ внешнихъ воздействiй, исходящихъ отъ чего-то, а исключительно отъ нашего взгляда и отношенiя къ этому внешнему воздействiю?

Ответивъ на эти вопросы, мы ответимъ на вояросъ о сущности красоты вообще, а, стало быть, и красоты въ искусстве.

Такъ какъ мой взглядъ, лроводимый далее, опирается на физiологiю, то есть – науку точную, то онъ можетъ служить дополненiемъ къ теорiи Тарда, освещающей вопросъ объ искусстве со стороны исторической.

Я далеко не вполне согласенъ со всеми положенiями Тарда. Но свои возраженiя я развиваю въ другомъ месте, а здесь сами читатели, ознакомившись съ моей теорiей, легко увидятъ, въ чемъ можно согласиться съ Тардомъ и въ чемъ онъ увлекается привычнымъ благоговенiемъ передъ искусетвомъ.

Предварительно я долженъ какъ можно яснее поставить вопросъ, чтобы не ввести читателя въ заблужденiе. Онъ можетъ сказать:

"Конечно, красота существуетъ и вне человеческой души, напримеръ хорошенькая женщина, красивый пейзажъ и т.п. Это всякiй знаетъ". Читателю, стало быть, неизвестно, что тутъ дело идетъ вовсе не о томъ, существуютъ-ли вне насъ те предметы, которые мы называемъ красивыми и чувствуемъ, какъ прекрасные. Въ этомъ никто не заявлялъ сомненiя. Споръ идетъ о томъ, не зависитъ-ли самое чувство нашей красоты только отъ свойства нашей души? Напримеръ, далеко не все признаютъ одинаково, что такой-то или такой-то предметъ красивъ. Ддл одного кажетсл прекраснымъ то, что для другого – безобразно. Примеры я приведу далее и примеры поразительные. Относительно электричества подобнаго спора быть не можетъ: все согласны, что электричество есть ничто иное, какъ электричество, а светъ или теплота – ничто иное, какъ светъ и теплота. Споръ можетъ быть только о томъ, откуда и какъ являются светъ, тедлота, электричество, и не могутъли они быть сведены на какое-нибудъ одно явленiе, напримеръ, на колебанiя атомовъ, эфира и т.п.

Что-же касается красоты, то вопросъ идетъ не только о ея происхождеыiи, причинахъ и условiяхъ а о самыхъ предметахъ красоты. Если вы находите одинъ и тотъ-же предметъ – лицо, пейзажъ – красивымъ, а я – уродливымъ, то, спрашивается, есть-ли, действительно, во внешнемъ мiре красота сама по себе, т.е. независимо отъ человека, созерцающаго ее? Какими доводами доказываютъ это положенiе? Утверждаютъ, что "все цивилизованные люди согласны между собою относительно красоты некоторыхъ знаменитыхъ произведенiй искусства". И далее: что "все люди согласны между собою относительно того, что уродливо".


Об авторе
top
photoТард Габриэль
Известный французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии и психологического направления в социологии. Занимал должность судьи в провинции, затем был главой отдела криминальной статистики в Министерстве юстиции, профессором в Свободном колледже социальных наук и в Коллеж де Франс.

Г. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. Он поставил своей целью создать науку — социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе. С этой точки зрения Тард исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. При жизни идеи Тарда не получили широкого одобрения со стороны научного сообщества, но в наши дни он считается одним из родоначальников социальной психологии, внесшим значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах.