|
|
I. | Prolegomena |
| I. | Эллинскiй философъ и его основная проблема |
| | 1. | Эллинскiй философъ. 2. Его основная тема. 3. Его методъ. 4. Ошибки традицiонной исторiя философiи |
| II. | Платонизмъ въ эллинистической философiи |
| | 1. | Эллинистическiй философъ. 2. Академiя. 3. Посидонiй и Филонъ. 4. Эволюцiя пифагореизма |
| III. | Платонизмъ II в. по Р. X. |
| | 1. | Школа Гая и полемика съ стоицизмомъ. 2. Нуменiй. 3. Аммонiй. 4. Оригенъ, гностики и рацiонализмъ платониковъ |
| IV. | Личность Плотина |
| | 1. | Александрiйскiй перiодъ. 2. Римскiй перiодъ. 3. Психологическая характеристика |
| V. | Сочиненiя Плотина |
| | 1. | Изданiе Порфирiя. 2. Апологiя плана Порфирiя. 3. Апологiя текста. 4. Методъ изследованiя |
II. | Analesis |
| I. | Дофилософская основа мiросозерцанiя Плотина |
| | 1. | Трансцендентальное чувство и интуицiя. 2. Образы философiи Плотина. 3. Эротика Плотина. 4. Дофилософская основа философiи Плотина. 5. Отношенiе ея къ философскому творчеству |
| II. | Назначенiе человека |
| | 1. | Антропологiя Плотина. 2. Ученiе о добродетеляхъ. 3. Пути восхожденiя. 4. Ученiе о красивомъ. 5. Счастье. 6. Добро и зло. 7. Платонъ, какъ источникъ морали Плотина. 8. Мораль Плотина, стоицизмъ и христiанство. 9. Плотинъ и этика Аристотеля. 10. Философское значенiе морали Плотина |
| III. | Матерiальный мiръ |
| | 1. | Матерiя. 2. Историческая позицiя ученiя Плотина о матерiи. 3. Историко-философское влiянiе ученiя Пл. о матерiи. 4. Матерiя, какъ вечно потенцiальное, но не потенцiя. 5. Историко-философское значенiе реформы Пл. въ ученiи Ар. 6. Тело. 7. Место ученiе о матерiи въ философiи Плотина. 8. Космосъ. 9. Круговращенiе неба. 10. Влiянiе небеснаго мiра на земной. 11. Критика гностической космогонiи. 12. Критика гностической морали |
| IV. | Природа |
| | 1. | Ученiе о причинности. 2. Промыслъ. 3. Плотинъ, Филонъ и христiанская телеологiи. 4. Плотинъ и стоицизмъ. 5. Телеологiя Плотина, Лейбница, Канта и Спинозы. 6. Демонологiя Плотина. 7. Ученiе Плотина о времени. 8. Ученiе о "Природе" и его место въ исторiи философiи |
| V. | Душа |
| | 1. | Цельность души. 2. Индивидуальныя души и Душа. 3. Индивидуализацiя души. 4. Критика матерiализма. 5. Критика пифагорейцевъ и Ар. 6. Безсмертiе души. 7. Душа звездъ, земли и вселенной. 8. Аффекты, желанiя и страсти. 9. Ощущенiе. 10. Критика теорiи впечатленiй и ученiе о памяти. 11. Психологiя Пл. и позднiе платоники. 12. Место психологiи Плотина въ исторiи психологiи. 13. Значенiе психологiи Плотина |
| VI. | Умъ |
| | 1. | Отношенiе между психологiей и ноологiей. 2. Душа и умъ. 3. Три субстанцiи. 4. Взаимоотношенiе между ними. 5. "Путь впередъ". 6. Самопознанiе души. 7. Самопознанiе ума. 8. Данныя самопознанiя ума. 9. Индукцiя, какъ методъ Плотина. 10. Мнимыя "повторенiя" у Плотина. 11. Умъ и красота. 13. Отношенiе между умомъ, видами и предметами. 14. Эволюцiя творчества Плотина. 15. Плотинъ, эллинская философiя и Платонъ. 16. Плотинъ, Филонъ и позднiй платонизмъ. 17. Философская оригинальность Плотина. 18. Историко-философскiя основы философiи Плотина. 19. Генезисъ ученiя Плотина о видахъ. 20. Генезисъ и значенiе ученiя о красоте. 21. Историческiй анализъ |
| VII. | Единое и конкретно-множественный мiръ |
| | 1. | Критика уч. о категорiяхъ Ар. и стоиковъ. 2. Роды сущаго. 3. Роды чувственнаго. 4. Единство чувственнаго мiра. 5. Единство умственнаго мiра. 6. Ученiе о числахъ. 7. Чувственное и умственное, множественное и единое. 8. Индивидуальное и единое, свобода воли. 9. Абсолютъ. 10. Историко-философская позицiя генологiи Плотина. 11. Хронологическая связь шестой Девятки съ остальными |
III. | Summa |
| I. | Плотиновъ вопросъ |
| | 1. | Представленiе о Плотине до конца XVIII в. 2. Плотинъ въ конце ХVIII в. 3. Плотинъ въ начале ХIХ в. 4. Тридцатые годы. 5. Эпоха большихъ работъ. 6. Новыя работы о Плотине |
| II. | Подлинный Плотинъ |
| | 1. | Методъ изследованiя. 2. Мiросозерцанiе Плотина въ системе. 3. Хронологическiй методъ. 4. Сравнительно-генетическiй методъ. 5. Плотинъ и Платонъ. 6. Плотинъ и пифагорейцы. 7. Плотинъ и Аристотель. 8. Плотинъ и стоицизмъ. 9. Плотинъ, эпикурейцы, скептики и Филонъ. 10. Плотинъ и позднiе платоники |
| III. | Влiянiя Плотина |
| | 1. | Плотинъ и неоплатоники. 2. Плотинъ и христiанство. 3. Плотинъ и раннее Средневековье. 4. Плотинъ и азiатская философiя. 5. Плотинъ и позднее Средневековье. 6. Плотинъ и новая философiя |
| IV. | Общiе выводы |
| | 1. | Единство эллинской философiи. 2. Единство всеобщей философiи. 3. Предметъ исторiи философiи. 4. Философiя и значенiе для нея Плотина |
IV. | Аnnоtаtiоnеs |
| А.Рrоlеgоmеnа. В.Analysis. С. Summa |
Эту книгу посвящаю моей бабушке Анне Васильевне Донъ-Алонзо
Если основнымъ признакомъ совершенства научной работы является
исчерпывающее изложенiе, то моя работа, безусловно, далека отъ совершенства.
Мне приходилось слишкомъ много тратить на то, чтобы
делать "неудобочитаемаго" Плотина яснымъ, и къ этой черновой работе
присоединялась иная, также черновая работа – устранять многочисленныя
прежнiя затрудняющiя пониманiе Плотина реконструкцiи его.
Поэтому моя работа слишкомъ часто была работой чернорабочаго, лишь
сносящаго старыя постройки и успевающаго только расчищать место
для возведенiя новой постройки. Это новое, уже совершенное построенiе,
по моему убежденiю, дело не близкаго будущаго, и одна изъ задачъ
моей работы-убедить, что мы не въ конце, а въ начале изученiя
Плотина.
Если бы моя работа уничтожила хотя часть обычныхъ легендъ
о Плотине, я считалъ бы себя достигшимъ многаго. Однако, я все же
хотелъ бы дать читателю и положительное представленiе объ исключительной
философской генiальности "подлиннаго" Плотина. Я хотелъ бы
убедить читателя въ поразительномъ богатстве философскаго наследства
Плотина: невозможенъ историкъ философiи безъ детальнаго знанiя Плотина;
нетъ философа безъ рефлексiи надъ мыслями Плотина! Въ моей
книге, наверное, есть слишкомъ много спорнаго. Но я не очень боялся
спорнаго. Наиболее всего я боялся неплодотворнаго.
То обстоятельство, что я не буду свою работу защищать въ качестве
диссертацiи въ Москве, даетъ мне независимость и свободу въ принесенiи
благодарности проф. Г. II. Челпанову. Я считаю счастьемъ для своего
философскаго развитiя, что учился философiи въ его школе. Вторая
моя благодарность-моему старшему товарищу Г.Г.Шпету, безъ чьей
помощи и содействiя эта книга не увидала бы света.
Посвятить эту книгу я считаю должнымъ своей бабушке А.В.Донъ-Алонзо,
почившей уже 17 летъ назадъ, но вечно живой въ моихъ
воспоминанiяхъ. Именно ей я считаю себя обязаннымъ основой всего
хорошаго, что только можетъ быть во мне, и именно ея образъ
до последнихъ дней моихъ будетъ наиболее сильнымъ и отраднымъ вдохновителемъ моего лучшаго "я".
Блонский Павел Петрович Выдающийся отечественный психолог, философ и педагог. Родился в Киеве. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Вел научно-исследовательскую и преподавательскую работу в Московском университете и других вузах и научных учреждениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. — профессор Московского университета. В 1919 г. организовал и возглавил Академию социального воспитания и до 1931 г. был ее профессором. Доктор педагогических наук (1935). В 1930–1941 гг. заведовал лабораториями в Институте экспериментальной психологии.
П. П. Блонский — автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии. Среди них ряд работ по философии и истории философии, серия педагогических статей, направленных против обособления школы от реальной жизни. Он разрабатывал идеологию и теорию трудовой народной школы, был одним из ведущих теоретиков педологии. В своих работах по психологии он охватил почти все области психической жизни. Принципиально важное значение имели его исследования мышления, речи, памяти, эмоций, взаимосвязи и взаимодействия психических процессов, а также проблем, смежных для психологии и педагогики. И хотя ему так и не удалось создать собственную научную школу, многие его труды навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии.
|
|
|
|