В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего СССР уже более пятнадцати лет идет процесс перехода от одной хозяйственной системы к другой. Его результаты в научной литературе оцениваются далеко не однозначно. С одной стороны, уже сформировались некоторые основные институты рынка, динамично развивается экономика большинства стран. Десять стран ЦВЕ и Балтии стали членами Европейского союза. С другой стороны, для многих стран 1990-е гг. стали "потерянным десятилетием", характеризовавшимся спадом производства, падением доходов населения, возросшей социальной дифференциацией. Изменения в денежно-кредитной сфере переходных экономик были одними из наиболее значительных и быстрых среди других сфер экономики. Если в предшествовавшей хозяйственной системе эта сфера во многом играла подчиненную роль в обслуживании народнохозяйственного плана, то в новых условиях она заняла одно из ведущих мест. С началом проведения экономических преобразований деньги в переходных экономиках стали выполнять большинство присущих им в теории функций. Однако высокая инфляция сразу же снизила значимость этого достижения. Стал активно развиваться процесс замещения национальной валюты иностранной. На первом этапе перехода вновь созданные банковские системы и финансовые рынки трансформирующихся стран были слабыми, надежные и эффективные платежные системы отсутствовали, центральные банки сталкивались с проблемой узости инструментария по регулированию денежно-кредитной сферы. Создавались институты, не свойственные странам с рыночной экономикой, например, кредитование заведомо неплатежеспособных заемщиков. К настоящему времени в большинстве стран с переходной экономикой рыночные институты в денежно-кредитной сфере преобладают. Однако эффективность их работы в разных странах различна, в том числе и из-за того, что во многих других сферах процесс институциональных изменений протекает медленнее. Почти во всех рассматриваемых странах достигнут относительно низкий уровень инфляции, действуют независимые центральные банки, у которых в наличии есть достаточно широкий инструментарий денежно-кредитной политики. Страны ЦВЕ, вступившие в Европейский союз, в перспективе готовятся к введению у себя в качестве национальной валюты единой европейской валюты евро. Словения и Словакия уже присоединились к зоне евро. Однако большинство стран ЦВЕ еще сталкиваются с проблемой сближения по основным макроэкономическим показателям со странами ЕС, а их денежно-кредитная политика – с новыми вызовами переходного периода между вступлением в ЕС и введением евро, когда это направление экономической политики будет передано на наднациональный уровень. В других постсоциалистических странах, в том числе в России, процесс перехода, в том числе в денежно-кредитной сфере, протекал более сложно. Общее улучшение экономической ситуации в 2000-х гг. способствовало решению многих накопившихся за 1990-е гг. проблем. Тем не менее, изменившаяся под влиянием внешних потрясений макроэкономическая обстановка ставит новые вызовы перед Центральным банком Российской Федерации (ЦБР) и центральными банками ряда стран ЦВЕ. В ближайшей перспективе они должны будут сосредоточиться на преодолении негативных последствий мирового экономического кризиса. Однако проблематика текущего кризиса в основном не затрагивается в данной работе. Она главным образом посвящена рассмотрению всего трансформационного периода и оценке на его основе перспектив проведения денежно-кредитной политики в рассматриваемых странах в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом для выработки стратегии регулирования денежно-кредитной сферы в России обращение к опыту стран Центральной и Восточной Европы крайне важно, поскольку они прошли во многом схожий с Россией путь. Конечной целью движения переходных экономик было выбрано создание эффективного рыночного хозяйства. Сейчас ведутся дискуссии о том, остаются ли экономики стран ЦВЕ и России переходными, или они уже стали рыночными. Эта дискуссия во многом имеет политическую подоплеку. Вступление стран ЦВЕ в Европейский союз (ЕС) подразумевает наличие единой хозяйственной модели с другими членами этой организации. Для России признание ее экономики рыночной важно с точки зрения участия в ряде международных организаций, в том числе в "Большой семерке", для вступления во Всемирную торговую организацию. Однако институциональные отличия этих экономик от развитых рыночных, безусловно, сохраняются. Мы здесь не делаем окончательного вывода о том, к какому типу экономик отнести страны ЦВЕ и России, а пытаемся лишь показать в книге специфику функционирования их денежно-кредитной сферы, те проблемы, которые возникали в ней на протяжении трансформационного периода, и то, насколько они преодолены к настоящему времени. Заранее оговоримся, что среди стран ЦВЕ основное внимание уделяется тем, которые либо уже вступили в Европейский союз (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Болгария, Румыния), либо готовятся к вступлению (Хорватия). Меньший акцент делается на анализе денежно-кредитной сферы стран Балтии (Эстонии, Литвы и Латвии) и стран Юго-Восточной Европы, еще достаточно далеких от вступления в ЕС (Сербия, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Албания). Мы отдаем себе отчет в том, что достаточно большой круг стран, также осуществляющих переход к рынку, – страны СНГ, за исключением России, – остались за рамками данного исследования. Изучение закономерностей развития денежно-кредитной сферы в трансформационный период невозможно вне общего теоретического контекста исследования этой сферы в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому книга открывается рассмотрением основных теорий денег и кредита в их эволюции. Кроме того, те или иные теоретические подходы сыграли важную роль в практической реализации преобразований в денежно-кредитной сфере стран ЦВЕ и России. Автор выражает благодарность за неоценимую помощь в работе над книгой своему научному руководителю вице-президенту РАН, академику РАН А. Д. Некипелову и своему отцу Ю. В. Головнину. ![]() Кандидат экономических наук, заместитель руководителя Центра проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН (с 2005 г.), ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. В 2000 г. окончил экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «Экономическая и социальная политика», в 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время преподает в Московской школе экономики МГУ курс «Макроэкономика-I», ведет научные семинары у магистрантов.
М. Ю. Головнин — автор более 60 научных публикаций, в том числе статей в ведущих экономических журналах, таких как «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы прогнозирования», «Общество и экономика» и др. Сфера научных интересов — денежно-кредитная политика России и стран Центральной и Восточной Европы, проблемы финансовой глобализации, валютно-финансовая интеграция на постсоветском пространстве. Победитель конкурса на соискание грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей (2006–2007 гг.), лауреат конкурса «Лучшие экономисты РАН» в 2004, 2005 и 2008 гг. |