Предавая плоды восьмилетняго труда гласности, я прежде всего вменяю себе въ обязанность выразить гласно мою признателъность. Излагаемыя здесь изследованiя требовали для ихъ окончательнаго уясненiя изготовленiя новыхъ инструментовъ, не вполне подходившихъ къ инвентарю Физiологическаго института и стоимость которыхъ превосходила обыденныя средства немецкаго ученаго. Описанный на стр.164 до 173 приборъ для искусственнаго составленiя звуковъ гласныхъ построенъ благодаря щедрости Его Величества Короля Максимилiана Баварскаго, содействiю котораго германское просвещенiе уже обязано въ столькихъ научныхъ отрасляхъ. Земмерингенская премiя, которую мне присудило зенкенбергское общество естествоиспытателей въ Франкфурте на Майне, послужила мне для изготовленiя гармонiона натуральной верной настройки, описаннаго на стр.450. Выражая еще разъ гласно мою признателъность за такое содействiе моимъ трудамъ, я надеюсь, что излагаемыя здесь изследованiя могутъ показать лучше всякихъ словъ благодарности, насколько я старался серьезно воспользоваться доставленными мне средствами, чтобы принести ими полъзу науке. Гейдельбергъ, въ Октябре 1862.
Г.Гельмгольцъ. Находящееся передъ читателемъ третье изданiе потерпело более существенныя измененiя, чемъ прежнiя. Въ шестой главе я могъ именно воспользоваться новейшими трудами по физiологiи и анатомiи уха, вследствiе чего должно было во первыхъ измениться сужденiе объ отправленiяхъ Кортiевыхъ дугъ и во вторыхъ, особое суставное соединенiе между молоточкомъ и наковальнею является причиною, что къ сильнейшимъ простымъ тонамъ легко присоединяются верхнiе гармоническiе тоны въ самомъ ухе, отчего этотъ особый рядъ верхнихъ тоновъ, на существованiи которыхъ существенно основана данная здесь теорiя музыки, прiобретаетъ субъективное значенiе, независимое отъ внешнихъ измененiй оттенка звука. Рядъ находящихся здесь новыхъ политипажей, служащiй къ объясненiю анатомическихъ строенiй, заимствованъ по большей части, съ согласiя автора, изъ руководства къ анатомiи г.Генле (Henle); считаю долгомъ повторить ему гласно мою признательность. Кроме того, я существенно переделалъ главы объ исторiи музыки, и надеюсъ, что оне переданы въ лучшей связи. Впрочемъ я прошу смотреть на этотъ отделъ толъко какъ на компиляцiю изъ второстепенныхъ источниковъ; для изученiя этого чрезвычайно труднаго предмета по оригиналамъ, я не имелъ бы ни времени, ни достаточныхъ предварительныхъ познанiй. Древнейшая исторiя музыки, до начала discantus'a составляетъ почти исключительно безпорядочный сборникъ второстепенныхъ данныхъ, тогда какъ о главныхъ мы можемъ себе составить только гипотетическое представленiе. Между темъ естественно, что всякая теорiя музыки должна стараться внести въ этотъ хаосъ взаимную связь; въ немъ во всякомъ случае заключаются данныя, имеющiя важное значенiе. При обозначенiи высотъ тоновъ по натуральной верной настройке, я оставилъ не вполне наглядный для сложныхъ отношенiй способ первоначально предложенный Гауптманномъ (Hauptmann) и воспользовался системою г.Эттингена (A. v. Oettingen), какъ это уже сделано въ Французскомъ переводе этого сочиненiя г.Геру (G.Gueroult). Желая облегчить читателямъ предъидущихъ изданiй нахожденiе новыхъ добавленiй, я обозначаю места, где они сделаны: отъ стр.174 до 175, отъ 179 до 197, отъ 202 до 207, отъ 223 до 224, 233, 234, 236 вын., 253 вын., 338 вын., 347, 367 до 399, 407, 409 до 412, 429, 438 вын., 463, 494 до 496, 510 до 515, 520, Приложенiя I, II, XI, XII, XIV, ХVIII. Алфавитный указатель. Наконецъ я долженъ себе еще позволить некоторыя замечанiя о способе изложенiя, принятомъ въ этомъ сочиненiи для теорiи музыки, такъ какъ обнародованныя въ этомъ отношенiи возраженiя были почти исключительно направлены противъ теорiи консонанса, какъ будто это и составляло сущность дела. Одни изъ возражателей, которые предпочитали; механическiя объясненiя, выразили свое сожаленiе, что я вообще въ этомъ кругозоре художественнаго творчества и эстетическихъ стремленiй человеческаго духа высказалъ не все, и старались дополнить мою систему новыми вычисленiями. Другiе критики, более метафизическихъ наклонностей, не признали мою теорiю консонанса, а вместе съ темъ и всю мою теорiю музыки, считая ее слишкомъ грубою и механическою. Да простятъ мне мои критики, если изъ противоречiя ихъ нареканiй я заключаю, что шелъ приблизительно вернымъ путемъ. Я долженъ требовать отъ моей теорiи консонанса, чтобы она была толъко сводомъ возможныхъ для наблюденiя фактовъ, не принимая во вниманiе совершенно впрочемъ необходимой гипотезы объ отправленiяхъ улитки. Но я считаю ошибкою, если теорiю консонанса делаютъ существеннымъ основанiемъ теорiи музыки и былъ того мненiя, что достаточно это выяснилъ въ этомъ сочиненiи. Существенная основа музыки, – мелодiя. Гармонiя составляетъ существенное и необходимое усиливающее средство мелодическаго сродства западно-европейской музыки последнихъ трехъ столетiй, но утонченно развитая музыка существовала целыя тысячилетiя безъ гармонiи и существуетъ еще въ такомъ виде у народовъ не европейскихъ. Кроме того моимъ метафизико эстетическимъ противникамъ я долженъ ответить, что я не думаю чтобы въ теорiи мелодичныхъ построенiй мною были бы оценены слишкомъ ограниченно стремленiя человеческаго духа, если я даже и пытался указать на физiологическiе факты, служащiе исходною точкою для эстетическаго чувства. Темъ же, которымъ кажется, что я недостаточно подвинулъ мои естественно-научныя объясненiя, я возражу, что во первыхъ естествоиспытатель не считаетъ себя вообще обязаннымъ излагать целыя системы о всемъ томъ, что онъ знаетъ, или чего не знаетъ, и во вторыхъ, что я считалъ бы за осужденную такую теорiю, въ которой бы доказывались все законы современнаго генералъ-баса, потому чтобы въ ней было бы слишкомъ много доказано. Мое характеризированiе минорнаго лада (Mollgeschlecht) встретило большею частью отпоръ со стороны музыкантовъ. Въ этомъ отношенiи, я долженъ сослаться на легко доступные документы и композицiи, относящiеся къ времени развитiя современнаго минора отъ 1500 до 1750 года. При этомъ можно убедиться какъ онъ развивался изменчиво и медленно, и въ томъ, что последнiе следы его неоконченности находятся еще у Себастiана Баха и у Генделя. Гейдельбергъ, въ Мае 1870.
Г.Гельмгольцъ. ![]() Выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог, один из величайших ученых XIX века. Родился в Потсдаме, в семье учителя. Учился в Военно-медицинском институте в Берлине. С 1843 г. — военный врач в Потсдаме. В 1849 г. был приглашен в Кенигсберг, где получил звание профессора физиологии и патологии. С 1855 г. руководил кафедрой анатомии и физиологии в Бонне, с 1858 г. — кафедрой физиологии в Гейдельберге. В 1870 г. стал членом Прусской академии наук. С 1871 г. — профессор физики Берлинского университета. С 1888 г. — первый директор правительственного Физико-технического института в Шарлоттенбурге.
Герман Гельмгольц внес новое и оригинальное во все области науки, которых он касался, — в физиологию, физику, химию, математику, механику, метеорологию, психологию. В каждой из этих наук он сделал блестящие открытия, которые принесли ему мировую славу. Он впервые математически обосновал закон сохранения энергии, показав его всеобщий характер; разработал термодинамическую теорию химических процессов, ввел понятия свободной и связанной энергий; заложил основы теорий вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии; обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, измерил скорость распространения нервного импульса. Ему принадлежат основополагающие работы в области физиологии зрения и слуха; он предложил теорию аккомодации, разработал учение о цветовом зрении; создал теорию резонанса и на ее основе — учение о слуховых ощущениях, о голосе, о музыкальных инструментах, дал анализ причин музыкальной гармонии. В число его учеников входили многие выдающиеся ученые, в том числе и русские; среди них были создатель отечественной физиологической школы И. М. Сеченов и крупнейший физик-экспериментатор П. Н. Лебедев. |