Обложка Петров В.М. Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы: Информационный подход
Id: 245748
837 руб.

Социальная и культурная динамика:
БЫСТРОТЕКУЩИЕ ПРОЦЕССЫ: Информационный подход Изд. 2
Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы: Информационный подход

URSS. 2019. 336 с. ISBN 978-5-9710-6448-0.
  • Твердый переплет
Белая офсетная бумага

Аннотация

В рамках информационного подхода анализируются протекающие в системе культуры «быстрые изменения», и в первую очередь волнообразные изменения стиля с периодом около 50 лет. Такие циклические процессы развертываются на фоне долговременных эволюционных трендов, которым была посвящена предыдущая книга: Г.А.Голицын, В.М.Петров. Социальная и культурная динамика: Долговременные тенденции. Информационный подход (М.: URSS). Измерения «быстрых» ...(Подробнее)циклов, выполненные на материале русского, западноевропейского, американского и восточного искусства XIV–XX вв. (музыка, живопись, архитектура, театр, поэзия, проза), свидетельствуют об их синхронизме с изменениями в социально-политическом «климате», происходящими в обществе и в его отдельных социальных группах. Эти социально-психологические процессы также анализируются в рамках информационного подхода.

Для культурологов, искусствоведов, психологов, социологов, историков, философов, аспирантов и студентов старших курсов соответствующих специальностей, а также для всех интересующихся вопросами развития культуры, истории и искусства.


Оглавление
Введение9
Глава 1. Изменчивость как общесистемное свойство: от Природы — к Культуре19
1. Потребность в изменчивости: древние корни20
2. Развитие изменчивости по пути коллективизма: заимствование опыта25
3. Совершенствование коллективной изменчивости: специализация элементов27
4. Расцвет коллективной изменчивости: простейшие периодические процессы30
5. Усложнение периодичности: комплексность31
6. Усиление системной мотивации: связь с жизнедеятельностью36
7. Длительность циклов и «поколенческий феномен»42
8. Поколенческая динамика в развитии наук о культуре48
Глава 2. Периодические процессы в социокультурной сфере: теоретические аспекты54
1. Типы осцилляций: изолированные параметры — либо их «сплавы»?57
2. Психология восприятия: трехфазная модель и потребность в осцилляциях63
3. Частота переключений: психологические мотивы68
4. Частота переключений: социологические мотивы73
5. Итог: преобладающие типы стилевых осцилляций76
Глава 3. Измерения периодических процессов: путь к информационной идеологии79
1. Цикличность в стиле: ранние наблюдения, модели, измерения81
2. Количественный анализ на базе простых психологических моделей87
3. Информационный подход: теоретическая база и первые измерения92
Глава 4. Измерения периодической изменчивости: информационный подход101
1. Совершенствование измерительных процедур: путь к квантификации102
2. Изучение стилевой эволюции111
3. Эволюционные результаты: тренды и циклы в стиле117
4. Дополнительные эволюционные результаты: анализ количественных параметров124
Глава 5. Механизмы, реализующие социокультурную динамику: феномен интеллигенции130
1. Мотивы и механизмы динамической деятельности: темпоральные противоречия134
2. Мотивы и механизмы динамической деятельности: пространственные противоречия139
3. Об инструментальном обеспечении динамики144
4. Инструментальное обеспечение динамики и формирование интеллигенции149
5. Интеллигенция: проблема самосознания156
6. Расслоение и «демон Максвелла»161
Глава 6. Российский андеграунд 1960–1980-х: системные черты, психологические особенности168
1. Андеграунд: мотивы системности170
2. Самоорганизация андеграунда: опора на специфику менталитета174
3. К проблеме самоорганизации: отступление, посвященное динамической специфике178
4. Динамическая самоорганизация андеграунда: биполярный мир184
5. «Внешняя организация» андеграунда: основные мотивы193
6. Прошедшее — будущему201
Глава 7. Объективные цели социокультурной системы — и субъективные мотивы человеческой деятельности205
1. Лучше — значит хуже? Очертания мира парадоксов206
2. Как преуспеть в любви? (название французского кинофильма) и как преуспеть в ненависти? (сущность тоталитарной идеологии)214
3. Эрозия режима: ростки нового и метастазы старого226
Вместо заключения235
Приложение 1. Путь к информационной парадигме в науках о человеке244
1. Сфера практической деятельности: растущая роль информации и рефлексивных процессов, формирующих иерархические структуры246
2. Сфера знания: тяготение к централизованным структурам, с информацией в их ядре250
3. Сфера гуманитарного знания: движение к сложным и рефлексивным объектам, «информационная окраска» исследований255
Приложение к приложению. Основания «принципа максимума информации»261
Приложение 2. Г. А. Голицын. Из рукописного наследия 1990-х годов263
Приложение 3. Инварианты художественной эволюции: национальное либо космополитическое? (Анализ феномена соц-арта)295
1. Соц-арт: штрихи к портрету296
2. Немного теории: закономерности «почкования» в эволюции системы культуры и ее подсистем304
3. Советский идейный и визуальный мир как источник сарказма308
Литература319
Summary331

Об авторе
Петров Владимир Михайлович
Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук. В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации.

В. М. Петров –– активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени"), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп"). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании" (М.: URSS).