Моделирование на электронных вычислительных ма-
шинах — объективный метод изучения закономернос-
тей творчества 5
И мелодия подчиняется правилам 15
§2.1. Мелодия — основной элемент музыкального сочинения ... 15
§ 2.2. Анализ мелодии 18
§2.3. О принципе вариационного развития 30
О механических способах сочинения музыки .... 34
Обзор исследований в музыке с применением элект-
ронных вычислительных машин 39
§4.1. Сочинение музыкальных композиций 40
§4.2. Анализ музыкальных сочинений с . 64
§ 4.3. Звуковоспроизведение 70
Общие принципы алгоритмизации 73
§5.1. Элементы музыкальных композиций и их кодирование .... 73
§ 5.2. Операции над высотами и интервалами 80
§ 5.3. Случайный выбор элементов 85
§ 5.4. Принципы строения алгоритма 86
§ 5.5. Формальное соответствие между типом композиции и на-
бором значений параметров 89
Сочинение мелодий на вычислительной машине ... 90
§6.1. Основные принципы алгоритмизации 90
§6.2. Ритмические и мелодические группы 91
§6.3. Масштабно-тематическая структура 94
§ 6.4. Алгоритмизация построения мелодии 100
§6.5. Некоторые особенности программы 109
§6.6. Блок-схема программы • 110
Синтезирование песенного ритма и песенной мелодии
на вычислительной машине 119
§7.1. Соответствие между стихотворным и песенным ритмами . . . . 119
§ 7.2. Принципы алгоритмизации песенного ритма 123
§7.3. Элементы стихотворного и песенного ритмов 124
§ 7.4. Этапы процесса построения песенного ритма и песенной мелодии . 129
§7.5. Некоторые особенности программы 134
§ 7.6. Блок-схема программы , . . . 136
Решение задач по гармонии на вычислительной ма-
шине 141
§8.1. Гармонизация мелодии 141
§ 8.2. Характеристики аккордов гармонизации 142
§ 8.3. Алгоритм построения средних голосов А-аккорда 146
§8.4. Общий принцип гармонизации мелодии 150
§8.5. Схема оценки и выбора аккорда Av_j_1 151
§8.6. Информация о гармонизации 152
§8.7. Правила гармонизации и их алгоритмизация 155
§ 8.8. Параметры композиции и их значения 161
§ 8.9. Некоторые особенности программы 163
§8.10. Блок-схема основной программы 166
§8.11. Блок-схема программы отбора и оценки значений G, я, % . . 170
Анализ гармонизаций с помощью программы-экзаме-
натора 175
§9.1. Принципы организации программы-экзаменатора 175
§9.2. Перечень примечаний и их кодирование 176
§ 9.3. Блок-схема программы 178
§ 9.4. Пример машинного анализа гармонизации 180
Исследование механизма вариационного развития ме-
лодии 184
§10.1. Транспозиция отношений при варьировании ситуации . . 184
§ 10.2. Понятия принципа варьирования композиции 185
§10.3. Два принципа моделирования мелодии 190
Сравнительная оценка сочинений машины и компози-
торов 192
О некоторых возможностях метода моделирования на
электронных вычислительных машинах 204
§12.1 О перспективах практического использования вычислитель-
ных машин для музыкальных исследований 204
§ 12.2. Моделирование новых понятий 207
§12.3. Выявление механизма порождения композиций заданного
типа 209
§ 12.4. Автоматическое образование новых синтаксических структур 211
Приложение 1. Примеры мелодий, сочиненных машиной «Урал» . . . . 215
Приложение 2. Примеры музыкальных пьес, сочиненных машиной
«Урал-2» по программе, описанной в главе VI 218
Приложение 3. Примеры песенных мелодий, сочиненных машиной
«Урал-2» по программе, описанной в главе VII 223
Приложение 4. Примеры гармонизации мелодий, выполненные машиной
«Урал-2» 225
Литература 226
Указатель терминов 232