Несмотря на то что данная книга является третьим томом серии, посвященной применению методов системно-информационного подхода к развитию культуры (первый том - "Долговременные тенденции", 2005 г., второй - "Быстротекущие процессы", 2008 г.), - ее чтение, в принципе, вполне возможно без освоения предыдущих томов. Более того, каждая глава книги (равно как и каждое из приложений) может читаться безотносительно к другим главам, - хотя для лучшего понимания целостной логики повествования такое освоение все-таки желательно. В книге описаны методы составления среднесрочных прогнозов (с периодом упреждения 10-15 лет) и прогнозов долгосрочных (на 20-40 лет), а также элементов прогнозов сверхдолгосрочных (на более отдаленную перспективу), разработанных в рамках системно-информационного подхода. Разумеется, этими методами отнюдь не исчерпываются возможности прогнозирования развития данной сферы. Но все-таки автор считает системно-информационный подход наиболее перспективным для нее (как, впрочем, и для многих других областей современного гуманитарного знания). Автор начал заниматься исследованиями в области прогнозирования в конце 1970-х годов (результаты его ранних прогностических исследований резюмированы в работе: Петров, 1991), исследованиями социологическими - в начале 1970-х годов, а искусствоведческими и культурологическими исследованиями - с начала 1960-х годов. Так что в каком-то смысле данную книгу можно считать итогом (по крайней мере в плане исследований динамики) нескольких десятилетий работы автора, - хотя основные результаты были получены им на протяжении последних 10-15 лет. Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю признательность всем, кто так или иначе способствовал его работе над проблемами данной книги, и в первую очередь своим усопшим друзьям ГА. Голицыну, В.М. Кошкину, Ю.М. Лотману и Колину Мартиндейлу, своим ныне здравствующим коллегам Циону Авиталу, Л.Я Дорфману, Серджио Ломбардо, Л.А. Меламиду, Э.В. Сайко, К.В. Сапожниковой, А.И Степанову, Р.Е. Тайманову, Ю.У. Фохту-Бабушкину, А.В. Харуто, а также всему коллективу Отдела комплексных проблем искусствознания ГИИ, в котором выполнялась данная работа. Отдельно автор хотел бы поблагодарить свою супругу Лидию, без поддержки которой эта книга не могла бы состояться. Москва, март 2012 г.
Эпоха, в которую мы все сейчас оказались погружены, поражает своей спецификой и прежде всего - спецификой динамической. Начало XXI в. - как, впрочем, и первые годы всех столетий (а также их последние годы: знаменитый феномен "fin de siecle") - характеризуется широчайшим "веером" взглядов на «истинные корни» социальной и культурной динамики. И каждый раз эта пестрая картина напоминает колоссальное разнообразие парадигм средневековой алхимии, и всегда кажется, что вот-вот из этого хаоса появится "истинный взгляд" на данные проблемы - наподобие рождения научной химии в самом начале XVIII в. (одновременно с "кристаллизацией" целого ряда других наук, чем когда-то был изумлен еще Ф. Энгельс). Впрочем, далеко не для всех членов современного философско-культурологического сообщества желанно наступление "истинно-научного" этапа: наоборот, для многих привлекательно именно разнообразие (и даже равноправие!) всевозможных взглядов и рассуждений - концепция так называемого "дискурса". [А в отечественной культурологии, столь пышно количественно расцветшей в последние два десятилетия, концепция дискурса совершает буквально триумфальное шествие. Его главной причиной, увы, является потребность трудоустройства массы гуманитариев, которые раньше были жестко привязаны к обслуживанию тоталитарной идеологии. Отсюда же - их утрированный интерес к истории культуры на фоне пренебрежения теорией. По-видимому, в основном поэтому и "пробуксовывает" развитие большинства ветвей отечественной гуманитарной науки.] И даже такой динамический процесс, как нынешний мировой экономический кризис, корни которого остаются неясными большинству рассуждающих на эту тему, не вразумляет поборников "алхимического хаоса". Не задумываясь о глубинных причинах наблюдаемой динамики, они норовят узреть их в конкретных обстоятельствах (событиях в банках, курсах валют, etc.) - наподобие поисков причин Первой мировой войны - в мотивах, которыми руководствовался югославский национальный герой Гаврило Принцип, решивший укокошить эрцгерцога Фердинанда. A propos, во всевозможных рассуждениях о динамике "искусства в эпоху надлома империи" – явно "видны уши" марксистской идеологии, проглядывает "отражение теории отражения": конкретными причинами изменений в искусстве считаются изменения, происходящие в социальной сфере, - рефлекционистская концепция, которую повсюду уже давно принято относить к числу архивных экспонатов (см., например: Martindale, 1990) . И подобными взглядами не исчерпываются метастазы марксизма, наблюдаемые во всех науках о человеке, равно как и в практической деятельности, например в художественном творчестве. Тем не менее сквозь "броуновское движение" культурологических "монад", начиная с 1900-х годов, пробиваются ростки нового научного "интегративного взгляда" на социальную и культурную динамику, исходящего из сдвигов в духовной (социально-психологической) сфере. Иначе говоря, исходной точкой теперь уже считается эволюция некоего ментального субстрата, который "диктует требования" ко всем ветвям культуры - в широкой трактовке этого термина, - например, как "совокупности ненаследственной информации" (Лотман и Успенский, 1971), и тогда в число таких ветвей входят политика, наука, религиозная жизнь, экономика, искусство, etc. На феноменологическом уровне эта линия прослеживается от Макса Вебера (1905/1990) - через Пи-тирима Сорокина (1937/2006)- к Лоуренсу Харрисону (2008, 2008а). А на теоретическом уровне базу этому взгляду составляют теоретико-информационные построения СЮ. Маслова (1983, 1979/2010) и Г.А.Голицына (1997, 1995/2008). [Об информационном мировоззрении см. также: Golitsyn & Petrov, 1995; Петров, 1999, 2007; Petrov, 2007.] Так, по достаточно аргументированному заключению СЮ. Маслова (1979/2010, с. 141), «изменения и в художественной, и в социальной структуре являются материализацией глубинных духовных изменений в обществе, которые, в свою очередь, зависят от этих и иных материализации и развиваются на их основе» Результатом соответствующих теоретических построений стали две тесно коррелирующие друг с другом общесистемные оппозиции: "информация -ресурс" и "аналитический стиль мышления - стиль синтетический", или, применительно к человеку, доминирование лево- либо правополушарных процессов, соответственно Как было показано (Голицын и Петров, 2005), ориентация индивида - либо социальной системы - преимущественно на ресурс (а в качестве такового может выступать энергия, вещество, деньги, время, количество выполняемых операций и т.п.) тесно связана с доминированием "синтетических", т.е. правополушарных психических процессов. И наоборот, преимущественной ориентации (индивида либо социальной системы) на информацию сопутствует преобладание "аналитических", т.е. левополутарных процессов. Из теоретико-информационной модели дедуцируются основные характеристики тех уникальных "сломов", которые произошли во второй половине XX в. повсеместно, а также особенности их свершения в русской культуре. Соответствующий анализ развивается вдоль двух линий. Methods of building middle-range, long-range, and super long-range forecasts are developed in the framework of the systemic-informational approach, in application to the entire cultural system and its subsystems (including socio-psychological "climate", style of inter-personal communications, style of art, etc.). Special attention is paid to problems of temporal exactness of extrapolation based on the wave-like behavior of the parameters studied, measurement of the "free will" of outstanding persons (painters, composers, political leaders, etc.), comparison of different national cultures, perspectives of inter-cultural relations and conflicts, limits of cultural growth, concept of the "end of art", and possible ways to overcome the deadlock. The trajectory of further "enhancement" of mental life is deduced, together with recommendations concerning practical means capable of providing due conditions for this process. A set of indicators of "vertical growth" is derived for estimating the direction of the development of any cultural system at any given moment of its functioning. It is the third volume of the series of books devoted to social and cultural dynamics (the first volume dealt with long-range trends, the second volume with «fast processes»). Nevertheless, the book can be perceived independently, irrespective of the previous volumes. It may be of interest for researchers occupied in the spheres of art studies, cultural studies, sociology, psychology, and so on, as well as for post-graduate students of appropriate specialities. Итак, данным томом мы завершили рассмотрение динамических процессов в социокультурной сфере, каковое проводилось в рамках системно-информационного подхода. И тех читателей, которым удалось одолеть все три тома, автор может считать благожелательными? -Но тогда автору полагается сделать "чистосердечное признание" (отнюдь не в принятом теперь криминальном смысле), - поведать читателю о том, кому и чему он обязан тем результатам, которые, он надеется, оказались полезными (либо просто интересными) для читателя. Кому? Ответ на этот вопрос почти очевиден. Автор всегда подчеркивал свою принадлежность к московскому крылу так называемой "параллельной культуры" (о коей см., например: Параллельная культура, 1999; Петров, 2008) - подобно тому, как, скажем, Гастон Башляр прокламировал свою принадлежность к "парижской науке". Именно российской "параллельной культуре" 1960-х - 80-х годов удалось, благодаря удачному сочетанию целого ряда факторов, создать условия для плодотворной научной и художественной деятельности - в особенности в сфере гуманитарного знания, литературы и искусства. В самом деле, представители "параллельной культуры" (отрицавшей официозную идеологию) оказались своего рода "белыми воронами" на фоне повсеместного господства марксистко-ленинской идеологии, соцреализма, etc., а ведь "беловоронность" является одним из необходимых (хотя и недостаточных) качеств плодотворного творчества и в науке, и в искусстве. К числу благоприятных факторов следует, несомненно, отнести и "синтетический" характер русского менталитета, и наличие в русской гуманитарной культуре соответствующих конструктивных традиций - заложенных, прежде всего, русской формальной школой. [Недаром принято считать, что в сфере теоретического знания Россия дала миру два вершинных достижения: таблицу Менделева и формальную школу, которая стала отправной точкой и для структурализма, и для многих иных направлений современной мировой гуманитарной мысли.] Именно в специфической среде "параллельной культуры", объединявшей представителей самых разных наук и искусств, и стало возможным появление целого ряда новых научных (и художественных) направлений, включая системно-информационный подход, характеризуемый междисциплинарностью и широтой охвата всего культурного Универсума. Несомненно, в будущем и науке, и искусству предстоит еще много раз обращаться к наследию "параллельной культуры" - как одной из самых ярких страниц российской истории. Чему? На этот вопрос ответ, думается, теперь стал также очевиден. Системно-информационный подход, - первооткрывателем которого стал Г.А Голицын, - дает ключ к анализу широчайшего спектра явлений Природы и Культуры [Полтора столетия назад подобную роль играл марксизм, - хотя, конечно, его база и его охват Универсума были несравненно более узкими, что и стало главной причиной его бесперспективности.] Автор надеется, что, исчерпав (пока) динамические аспекты социокультурной жизни, ему удастся в последующих книгах продемонстрировать плодотворность системно-информационного подхода к анализу многих других аспектов Культуры, Социума и Разума. Владимир Михайлович ПЕТРОВ (род. в 1937 г.) Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук. В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации. В. М. Петров – активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени". М., 2000), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп". М., 2000). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании" (М., 2004). |