ГЛАВА 1 Христианское понятие обожения. Его отличие от аналогичных понятий в иных религиях. Учение об обожении в Библии и его развитие у христианских авторов до XI века |
| § 1.1. | Христианское понятие об обожении |
| § 1.2. | Сравнительный анализ христианского учения об обожении и его аналогов в нехристианских мистических учениях |
| § 1.3. | Учение об обожении в Библии |
| § 1.4. | Развитие учения об обожении у христианских авторов до XI века |
ГЛАВА 2 Учение преподобного Симеона о человеке как образе и подобии Божии и домостроительстве его спасения |
| § 2.1. | Биографические сведения о преподобном Симеоне Новом Богослове |
| § 2.2. | Образ и подобие Божие: предназначение человека в учении Симеона Нового Богослова |
| § 2.3. | Грехопадение и его последствия в рецепции святого Симеона |
| § 2.4. | Боговоплощение. Его значение для спасения человека и его обожения по преподобному Симеону |
ГЛАВА 3 Путь к обожению по преподобному Симеону |
| § 3.1. | Значение личных усилий человека для достижения обожения. Спасающее значение Божественной благодати |
| § 3.2. | Значение Церкви и таинств на пути к обожению |
| | 3.2.1 Таинство крещения и "крещение Духом" |
| | 3.2.2 Таинство Евхаристии |
ГЛАВА 4 Учение преподобного Симеона Нового Богослова об обожении в его характерных аспектах |
| § 4.1. | Учение преподобного Симеона об обожении в контексте темы Божественного Света |
| | 4.1.1. | Учение преп. Симеона о Боге, являющемся как Свет |
| | 4.1.2. | Последствия видения Божественного Света для человека |
| § 4.2. | Вопрос о природе соединения с Богом: по сущности или по энергии? |
| | 4.2.1. | Святоотеческие взгляды на различие сущности и энергий в Боге |
| | 4.2.2. | Взгляды преподобного Симеона на трансцендентность Бога по существу и доступности Его в энергиях |
| | 4.2.3. | К вопросу о сущностном соединении человека с Богом |
| § 4.3. | "Антропология цельности" преподобного Симеона Нового Богослова |
| § 4.4. | Учение преподобного Симеона о сознательном характере обожения и о необходимости достижения обожения еще в земной жизни |
| | 4.4.1. | Учение о сознательном характере приобщения благодати |
| | 4.4.2. | Начало теозиса в земной жизни христианина |
| | 4.4.3. | Эсхатологические аспекты теозиса |
Заключение |
Библиография |
Никольский Евгений Владимирович Профессор, доктор филологических наук, доктор богословия (Карпатский университет имени Августина Волошина, г. Ужгород, Украина). Сфера научных интересов: вопросы истории и теории русской прозы, история европейской религиозно-философской и богословской мысли, отдельные аспекты социальной философии и социологии культуры.