В разные периоды истории нашего государства работа по подготовке молодого поколения к эффективной и сознательной деятельности по охране и защите своей страны велась с разной интенсивностью и эффективностью, с превалированием тех или иных ее сторон, с неодинаковой мотивировкой и с употреблением весьма различной терминологии. Причины этого кроются в связи тенденций общеисторических, общеполитических, общекультурных и педагогических. Хронологические рамки данной работы обусловлены периодизацией общеполитической истории нашей страны. 1927 год во многом стал поворотным, знаменовав собой начало существенного периода в отечественной истории. Усложнение международной обстановки повлекло за собой, в частности, перестройку армии; на этом фоне предпринимались первые шаги перспективного планирования, создание основ тяжелой промышленности, в том числе и военного комплекса. Верхняя хронологическая граница логически обозначает начало Великой отечественной войны. Источниками послужили программные документы ЦБ ДКО (ЦБ юных пионеров) при ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, ЦК ВКП(б), Народного комиссариата просвещения РСФСР, материалы Всевобуча и Осоавиахима, методические разработки в области военной, физкультурной, летней пионерской работы, тексты устных и письменных выступлений пионерских и комсомольских работников, политических деятелей (опубликованные и неопубликованные); сборники игр, указания по сдаче норм на оборонные значки, материалы педагогической, пионерской, вожатской периодики. Отечественная литература, посвященная вопросам военно-патриотического воспитания, очень обширна. Как отмечает автор одной из недавних интересных работ, уральский историк О. Ю. Никонова, большая часть изданий носит прикладной, методический характер . Добавим от себя, что даже при обращении к историческим сюжетам, авторы концентрируются на организационной стороне работы: система мероприятий, даты этапных событий, количественные показатели. Обобщения, анализа эволюции педагогических методов оборонной работы (или же военно-патриотического воспитания подрастающего поколения) нам обнаружить не удалось. Между тем эта работа велась весьма результативно, место ее в общественно-политической жизни было велико, количественные и качественные результаты значительны. Обобщить соображения о педагогических методах этой работы тем более интересно, что высказывались они, как правило, попутно, специалистами не в области педагогики, а в области военного дела или в области общественной работы с детьми и взрослыми, и поэтому носили характер не теоретический, а сугубо практический, шли от жизни, от работы, были выстраданы авторами и проверены на практике. В работе не затрагиваются вопросы содержания и формы оборонной работы кино, театра и детской литературы предвоенных лет, эти сюжеты могут стать темами отдельных исследований. Работа с подрастающим поколением в рассматриваемый период занимала одно из существенных мест в многоаспектной палитре военизации советского общества.
Ефимова Е.А. Историк-архивист по образованию, кандидат педагогических наук. Старший методист Музея истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы» (бывший Московский городской Дворец пионеров и школьников). Автор работ по истории педагогики, истории игровой культуры, истории пионерского и скаутского движений, истории Московского городского Дворца пионеров и школьников.
|