Научно-техническая революция, затронувшая ныне все стороны общественной жизни, оказывает глубокое воздействие на экономику, технику, науку. В этих условиях особое значение приобретают задачи управления социальными процессами, в частности проблема управления научно-техническим прогрессом, одним из аспектов которого является взаимодействие науки и производства. На XXV съезде КПСС указывалось, что "первоочередной задачей остается ускорение научно-технического прогресса". Как подчеркивал Л. И. Брежнев в докладе на съезде, "только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены конечные задачи революции социальной – построено коммунистическое общество". Наука представляет собой сложный социальный организм, объединяющий в себе различные отрасли знания и области исследования, обслуживающие в совокупности общество. Сознательное и эффективное управление наукой может осуществляться, если выявлены связи между различными видами знания и различными сферами исследовательской и проектировочной деятельности, в ходе которых производится и используется научное знание. Дифференциация науки на сферы знания и сферы деятельности крайне важна поэтому и в теоретическом, и в практическом отношениях. Одна из трудных проблем такого рода – определение границ фундаментальных и прикладных исследований и перспектив их развития. Большое место в современном научно-техническом прогрессе занимают технические науки и инженерная деятельность. Рассмотрение особенностей технического знания, его связей с различными отраслями науки и научной деятельности является необходимым условием осознания структуры и функционирования современной науки. Всесторонний анализ современного технического знания и инженерной деятельности требует интегрированного подхода к указанным явлениям. Установлено, что гносеологическое, историческое и логико-методологическое исследование в технических науках тесно связано с современными задачами развития научно-технической революции, с вопросами организации и управления наукой. Возросшая роль технических наук с необходимостью ставит задачу их специального исследования. Изучение технических наук нельзя считать чем-то совершенно новым, начавшимся лишь в последние годы. Еще в начале века некоторые представители раннего техницизма пытались рассматривать отдельные общие проблемы технических наук, выявить их специфику (Ф. Дессауэр, П. К. Энгельмейер и др.). Однако характерным было то, что собственно техника и технические науки отождествлялись друг с другом. Заметный рост исследований по проблемам технических наук наметился после второй мировой войны. Появился ряд публикаций советских и зарубежных авторов. В Советском Союзе систематические исследования в области методологии технических наук начались в Ленинграде группой сотрудников Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР под руководством и при участии Ю. С. Мелещенко. Усилиями этого коллектива были подготовлены сборники научных трудов под общим названием: "Методологические и социальные проблемы техники и технических наук". В целом же исследования в этой области явно недостаточны и отстают еще от той действительной роли, которая принадлежит в настоящее время техническим наукам. В Постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" методологические проблемы технических наук, их разработка названы среди важнейших направлений научных исследований.3 В настоящей книге авторы рассматривают историю и логику становления технического знания в связи с развитием предметной практики человека. Особое внимание уделяется процессам становления экспериментальной науки и научного технического знания, а также структуре технического знания и особенностям развития технических наук в современных условиях. Первая глава, а также § 2 главы 4 написаны Б. И. Ивановым и В. В. Чешевым совместно. § 1, 3 и 4 главы 4 и § 1 и 3 главы 6 написаны Б. И. Ивановым, главы 2, 3, 5, а также § 2 главы 6 – В. В. Чешевым. ![]() Доктор философских наук, профессор, специалист по истории и философии техники и технических наук. В 1962 г. окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института. С 1969 г. работает в Санкт-Петербургском филиале Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН; в настоящее время — ведущий научный сотрудник сектора истории технических наук и инженерной деятельности. Область научных интересов — исторические, философские и методологические проблемы техники, технических наук и инженерной деятельности, а также технознания (введенного в научный оборот самим Б. И. Ивановым).
![]() Доктор философских наук, профессор. В 1962 г. окончил Томский политехнический институт. В настоящее время является заведующим кафедрой философии Томского государственного архитектурно-строительного университета. Область научных интересов включает проблемы философии техники, в особенности истории и методологии технических знаний, а также вопросы теории познания, истории и методологии естественных наук. Кроме того, творчество автора обращено к вопросам антропосоциогенеза и становления сознания. Через все исследования В. В. Чешева проходит тема изучения деятельности как культурной формы активности, давшей начало социогенезу и развитию общественных форм поведения человека.
|