URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Ширяев В.И., Баев И.А., Ширяев Е.В. Алгоритмы управления фирмой Обложка Ширяев В.И., Баев И.А., Ширяев Е.В. Алгоритмы управления фирмой
Id: 243091
687 р.

Алгоритмы управления фирмой Изд. стереотип.

2019. 224 с.
Типографская бумага
Предыдущие издания выходили под заглавием ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:

Аннотация

Монография развивает положения динамической теории фирмы. Проводится анализ особенностей функционирования предприятия, занимающегося производством и сбытом продукции в условиях рынка, формулируются задачи его адаптации к изменениям рыночной среды, оптимального управления, оценивания состояния и параметров фирмы по результатам неполных и неточных измерений. Раскрываются методические основы управления процессом адаптации; приводятся примеры,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава 1.Динамические экономико-математические модели фирмы
 1.1.Динамическая модель Леонтьева
 1.2.Модель Loonа
 1.3.Модель эволюции популяции фирм
 1.4.Модель "вытягивающей" системы управления производством
 1.5.Подход Дж. Форрестера к построению имитационных моделей производственных объектов
 1.6.Структура имитационной модели производственных объектов
Глава 2.Построение математической модели фирмы и ее анализ
 2.1.Описание фирмы
 2.2.Построение математической модели фирмы (упрощенная модель)
  2.2.1.Математическая модель сбытовой фирмы
  2.2.2.Математическая модель производства
  2.2.3.Начальные условия
  2.2.4.Параметры (константы) модели
 2.3.Влияние изменения спроса на поведение фирмы
  2.3.1.Скачкообразное изменение спроса
  2.3.2.Гармоническое изменение спроса
 2.4.Влияние параметров на поведение фирмы
  2.4.1.Влияние ограничения производственной мощности
  2.4.2.Сокращение запаздывания оформления заказов и быстрота регулирования запасов
 2.5.Построение математической модели фирмы (расширенная модель)
  2.5.1.Расширение модели фирмы
  2.5.2.Описание математической модели фирмы
  2.5.3.Начальные условия модели
  2.5.4.Влияние изменения спроса на поведение фирмы
Глава 3.Адаптация фирмы к изменению ситуации на рынке
 3.1.Сущность и виды адаптации фирм к рыночным условиям
 3.2.Адаптация фирмы к изменению спроса на продукцию
  3.2.1.Задача параметрической оптимизации
  3.2.2.Многокритериальная оптимизация
 3.3.Оценка эффективности адаптации промышленного предприятия к изменению рыночной ситуации
 3.4.Пример управления процессом адаптации фирмы
Глава 4.Оптимальное управление фирмой и оценивание ее параметров и состояния
 4.1.Оптимальное управление фирмой в условиях определенности при изменении ситуации на рынке
  4.1.1.Критерий эффективности функционирования фирмы
  4.1.2.Описание управления фирмой
  4.1.3.Постановка и решение задачи оптимального управления фирмой в условиях определенности при изменении ситуации на рынке
  4.1.4.Сравнение эффективности управления по нескольким критериям
  4.1.5.Выбор периода принятия управленческих решений
  4.1.6.Влияние неточного знания параметров фирмы на оптимальность управления
 4.2.Оценивание параметров фирмы и ее состояния в условиях неопределенности
  4.2.1.Постановка задачи оценивания параметров фирмы
  4.2.2.Оценивание с помощью фильтра Калмана
  4.2.3.Оценивание вектора параметров с помощью расширенного фильтра Калмана
  4.2.4.Декомпозиция модели при оценивании параметров фирмы и ее состояния
  4.2.5.Применение множественного подхода для оценивания состояния фирмы
  4.2.6.Применение минимаксно-стохастического подхода для оценивания состояния и управления фирмой
Литература

Предисловие
top

В условиях смешанной экономики особое значение приобретает эффективное управление производственно-сбытовой деятельностью предприятия (фирмой) при изменении ситуации на рынке. Однако, согласно К.Эрроу, основной недостаток неоклассической теории фирмы состоит в том, что она уделяет мало внимания проблеме взаимосвязи информационных потоков внутри фирмы. Внимание к сложной внутренней структуре фирмы привлекалось еще в межвоенный период в работах основателей институциональной экономической теории (Р.Коуз, Дж.Коммонс). Но, по признанию Р.Коуза, идея его основной работы "Природа фирмы" и спустя 50 лет не стала неотъемлемой частью инструментария экономистов. Обычно фирма рассматривается как целостная единица без учета тонкостей ее внутренней структуры и взаимодействующих в ее пределах групп интересов. Неоклассики уделяют фирме больше внимания, но для них фирма становится своего рода деперсонифицированным "экономическим человеком". Организационный механизм регулируется к точке на карте рыночных взаимоотношений. Так, традиционная теория рассматривает фирму как "черный ящик", не касаясь внутреннего механизма принятия решений. Это относится и к рассуждениям Г.Саймона о целях фирмы, мотивации и принятия решений.

Традиционные экономико-математические модели основаны на статических условиях баланса, поэтому в изменяющейся экономической ситуации на рынке полезность статических моделей становится весьма ограниченной. Первые попытки построения динамических моделей экономических систем были связаны с описанием макроэкономических процессов. Модели микроэкономических процессов оказываются сложнее, так как требуют учета многих локальных факторов, влияние которых в макроэкономических явлениях усредняется.

Настоящая монография восполняет существующий пробел в научной литературе по динамической теории фирмы. За основу был взят подход Дж.Форрестера (Массачусетский технологический институт (США), для моделирования производственно-сбытовой деятельности предприятий (фирм). При этом воспроизводится структура взаимодействия подразделений фирмы, её информационные, материальные и финансовые потоки. В модели также может быть учтено изменение состава работающих на предприятия, в результате может быть получена подробная экономико-математическая модель фирмы в виде системы нелинейных разностных уравнений, а не одна производственная функция. В модели отражается структура фирмы, учитываются параметры подразделений фирмы. Такие модели могут применяться: для построения в условиях изменяющейся рыночной ситуации автоматизированной системы адаптивного управления фирмой, предпринимателями для анализа и выбора принимаемых решений, оценки эффективности инвестиций и составлять основу экспертных систем поддержки принятия решений в бизнесе. Для рассматриваемых в монографии примеров разработано алгоритмическое и программное обеспечение анализа и оптимизации поведения фирм при изменении ситуации на рынке.

В первой главе рассмотрено несколько динамических моделей, в том числе однопродуктовые модели Леонтьева, модель фирмы Loona, модель фирмы, принимаемая в анализе эволюции популяции фирм. Описана динамическая модель управления производством фирмы "Toyota". Подробно изложен подход Дж.Форрестера к построению имитационных моделей производственных и социальных объектов.

Во второй главе описывается методика построения однопродуктовой модели фирмы для анализа происходящих в ней процессов. Рассматриваются упрощённая и расширенная модели фирмы. Анализируется работа в фирме при изменении спроса на её продукцию, влияние параметров подразделений фирмы на её работу.

В третьей главе рассматриваются различные подходы к понятию адаптации и различные виды адаптации предприятий к рыночным условиям. Сформулирована задача адаптации фирмы к изменению/ ситуации на рынке. Для математической модели фирмы, полученной в гл.c:3, разработаны алгоритмы управления фирмой при изменении ситуации в рамках однокритериальной и многокритериальной задачи адаптации.

В четвертой главе описывается решение задачи оптимального управления фирмой в условиях изменяющейся рыночной ситуации. Решение получено в рамках теории оптимального линейного управления. Построен критерий эффективности функционирования фирмы, представляющий квадратичную свёртку нескольких частных критериев, отображающих разнообразие целей фирмы. Для сформулированного квадратичного критерия получено управление в виде обратной связи, что обеспечивает принятие оптимального решения в условиях изменяющейся рыночной ситуации. Поскольку функционирование фирмы происходит в условиях неопределённости её отдельных параметров, координат вектора состояния, ситуации на рынке, то описано решение задачи оценивания вектора состояния и параметров фирмы по данным информационной системы. В зависимости от информационных предположений об неопределённых факторах для обработки информации предлагается применять алгоритмы калмановской фильтрации, множественный и минимаксно-стохастический подход.

Работу следует рассматривать как попытку систематизации, разработки и адаптации к анализу переходных процессов в экономике как существующих, так и новых моделей микроэкономики. Вместе с тем, работа не препятствует завершённости, канонизации. В ней нет "равномерного" изложения всех проблем современной микроэкономической динамики. Это скорее попытка систематической трактовки ряда актуальных проблем современной микроэкономической теории. По нашему мнению, её использование в учебном процессе может существенно облегчить студентам и аспирантам изучение современной теории фирмы. Монография может быть использована в учебных целях для моделирования, исследования поведения, адаптации предприятий и обучения будущих менеджеров по производству, финансам, специалистов по экономической кибернетике и прикладной математике. Директора и управляющие могут принять методические разработки монографии для исследования возможностей фирм при изменении ситуации на рынке. Разработанное алгоритмическое и программное обеспечение для анализа и оптимального управления деятельностью фирм позволит сделать процесс обучения более наглядным и эффективным.

По сравнению с изданием 2002 г. в настоящее издание внесены исправления и дополнен список литературы.

В предыдущих изданиях книга называлась "Экономико-математическое моделирование управления фирмой". В настоящем издании внесены исправления и дополнения.

В написании п.ss3:2:2 принимал участие И.Г.Янин, п.s4:1 написан совместно с И.Я.Головиным, п.s4:2. – со В.В.Смолиным. Авторы выражают свою признательность всем студентам и аспирантам, принимавшим участие в работе над монографией, Э.Ф.Валеевой, А.А.Бабакаеву и Ю.Р.Выдриной за подготовку рукописи к изданию.


Об авторах
top
photoШиряев Владимир Иванович
Доктор технических наук, профессор, почетный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой систем автоматического управления Южно-Уральского государственного университета. В 1999–2004 гг. руководил на конкурсной основе двумя проектами, финансируемыми из средств Всемирного банка. Прошел стажировки в Хельсинкском (Финляндия), Стэнфордском и Калифорнийском (США), Ноттингемском (Англия) университетах, Технионе (Израиль). В 1999–2009 гг. возглавлял аналитическое подразделение в сотовой компании. Область научных интересов — теория и алгоритмы управления подвижными объектами, динамическими и социально-экономическими системами, функционирующими при существенно нестационарных и нелинейных характеристиках объекта, неопределенных характеристиках внешней среды, неполных и неточных измерениях в присутствии помех. Автор свыше 400 научных работ, двух монографий, трех учебников.
photoБаев Игорь Александрович
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой экономики и финансов, декан факультета экономики и управления Южно-Уральского государственного университета. Известный специалист в области управления инвестиционными процессами на промышленных предприятиях. Автор свыше 250 научных работ, 4 монографий, учебника «Экономика предприятия».
photoШиряев Евгений Владимирович
Кандидат экономических наук (1999), руководитель ООО «Евросахар». Окончил приборостроительный факультет Южно-Уральского государственного университета в 1996 г., аспирантуру в 1999 г. Обладатель грантов Дж. Сороса и Института «Открытое Общество» — Фонд Содействия. Область научных интересов — математическое моделирование функционирования фирм в условиях рынка, теория адаптации и оптимального управления ими. Автор более 40 научных работ, одной монографии, 4 учебных пособий.