URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гюйо Ж.М. Иррелигиозность будущего: Происхождение религий в первобытном обществе. Разложение религий в современном обществе. Иррелигиозность будущего. Пер. с фр. Обложка Гюйо Ж.М. Иррелигиозность будущего: Происхождение религий в первобытном обществе. Разложение религий в современном обществе. Иррелигиозность будущего. Пер. с фр.
Id: 243074
650 р.

ИРРЕЛИГИОЗНОСТЬ БУДУЩЕГО:
Происхождение религий в первобытном обществе. Разложение религий в современном обществе. Иррелигиозность будущего. Пер. с фр. Изд. стереотип.

Иррелигиозность будущего: Происхождение религий в первобытном обществе. Разложение религий в современном обществе. Иррелигиозность будущего. Пер. с фр.
Jean-Marie Guyau. L'Irréligion de l'avenir
2019. 402 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1909 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа Жана Мари Гюйо (1854–1888), посвященная исследованию морали будущего. Автор излагает свою концепцию "безверия", или иррелигиозности, которая должна прийти на смену современным ему религиозным формам. Время религии как системы догматов миновало, считает Гюйо, но безверие будущего --- не антирелигиозная эпоха, не отрицание религии, а ее высшая ступень. В книге рассматриваются... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
ЧАСТЬ I .  Происхождение религий въ первобытномь обществе
Глава I. Религiозная физика
Глава II. Религиозная метафизика
Глава III. Религиозная мораль
ЧАСТЬ I I.  Разложение религiи въ современномъ обществе
Глава I. Догматическая вера
Глава II. Символическая и моральная вера
Глава III. Разложенiе религиозной морали
Глава IV. Религiя и безверiе у народа
Глава V. Религiя н безверiе у ребенка
Глава VI. Религiя и безверiе у женщины
Глава Vll. Религiя и безверше въ ихъ отношениях къ плодовитости и будущему наций
ЧАСТЬ I II.  Иррелигiозность будущего
Глава I. Религиозный индивидуализмь
Глава II. Ассоциация. Пережитки религiи въ социальной жизни будущаго
Глава III. Главныя метафизическiя гипотезы, которыя заменятъ собою догмы. Теизмъ
Глава IV. Пантеизмъ
Глава V. Натурализмъ идеалистическiй, материалистическiй и монистическiй

Из введения
top

Въ этомъ труде мы встретимъ много различныхъ определений религии. Одни смотрятъ на религию съ точки зренiя физической, другие съ точки зренiя метафизической и, наконецъ, третьи съ моральной. Почти никто не подходить къ религии съ ея социальной стороны. Темъ не менее, если внимательные всмотреться во все религиозныя концепции, то легко можно заметить, что идея общественной связи между человеком и высшими, но более или менее подобными ему силами есть именно то, что сообщаетъ имъ единство. На нашъ взглядъ человекъ становится действительно религиозным тогда, когда онъ человеческому обществу, въ которомь живеть, противопоставляет другое общество, более могущественное и более возвышенное, общество универсальное, общество, такъ сказать, космическое. Общительность, являющаяся одной изъ основныхь черть человеческого характера, расширяется тогда вплоть до самыхъ звездъ. Эта общительность есть прочная основа религиозного чувства, и существо религиозное можно характеризовать какъ существо социальное не только по его связи со всеми живущими, которыхъ мы знаемъ по непосредственному наблюдению, ио и со всеми мыслимыми веществами, которыми человекъ населяетъ мiръ.

Мысль о томь, что всякая религия есть установление связи, сначала мифической, затемъ мистической, прикрепляющей человека прежде всего къ силамъ вселенной, потомъ къ самой вселенной и, наконець, къ ея первооснова, – эта мысль красной нитью проходить по всему работамъ, посвященнымъ религии; что касается насъ, то мы задаемся здесь целью выяснить самый процессы установления этой связи. Религиозная связь, какь это лучше будетъ видно къ концу нашего изследованiя, была установлена ex analogia societatis humanae: отношения людей между собою, какъ дружеская, такъ и неприязненныя, послужили материалом сначала для толкования по аналогии съ ними физическихъ явлений и силъ природы, затемъ для метафизического толкования мiра, его творения, сохранения и управления; наконець, социологическия законы были расширены на всю вселенную, и мирныя или враждебныя отношенiя, господствующая среди людей, семействъ, племенъ и наций были перенесены и на отношения между высшими силами, которымъ отводили место или въ самой природы или вне ея.

Мифическая или мистическая соцiологiя, понимаемая какъ сокровищница тайны всего сущаго, вотъ, по нашему мненiю, основа встхъ религий. Но религии не являются только антропоморфическими системами, темъ более, что и животныя и фантастическiя существа играютъ въ нихъ значительную роль; она придаютъ всемъ добрымъ или худымъ отношеюямъ, какiя только могуть существовать между волями, всемъ социальным отношениям – войны или мира, ненависти или дружбы, повиновения или возмущения, покровительства и авторитета, подчинения, страха, преданности и любви – универсальный характеръ: религия есть универсальный соцiоморфизмъ. Общество, объединяющее людей съ животными, съ умершими, съ духами, т.-е. добрыми и злыми гениями, съ силами природы, съ первоосновой природы, таковы разнообразныя формы этой универсальной социологии, у которой религии ищуть объяснения всехъ явлений, будь то физическая, вроде грома, бури, болезни, смерти, или метафизические вопросы, вроде вопросовъ о происхождении и рока, или, наконецъ, вопросы моральные о добродетели, пороке, законе и санкции.

Если бы нужно было точно формулировать нашу теорiю, то мы сказали бы, что религия есть въ фантастической и символической форме физическое, метафизическое и моральное толкование всего сущаго по аналогии съ человеческими обществомь. Она есть, короче сказать, мифическое по форме, универсально-социологическое толкование мира.

Чтобы обосновать эту концепцию, присмотримся къ темъ опредъленiямъ, какiя даются религиозному чувству; мы увидимъ, что они нуждаются прежде всего въ взаимномъ дополнении ихъ одно другимь, а затемъ всъ вместе въ дополнении ихъ социальной точкой зренiя...


Об авторе
top
photoГюйо Жан Мари
Французский философ, автор многочисленных работ по различным разделам философии, а также по психологии, социологии и педагогике. Родился в городе Лавале. С детства проявлял разнообразные способности, занимался математикой и поэзией, увлекся философией, в частности трудами Платона и Канта. Первым руководителем в его занятиях была мать, автор известных в то время сочинений по педагогике, а затем его воспитанием занялся отчим, известный философ Альфред Фулье. В 17 лет Гюйо была присвоена степень агреже по словесности. В 1873 г. он был удостоен премии Академии моральных и политических наук за сочинение об утилитарной морали. С 1874 г. Гюйо читал курс философии студентам лицея Кондорсе, а в 1877–1885 гг. сотрудничал в журналах, где публиковал статьи и фрагменты своих работ.

Основная мысль, развитием которой занимался Гюйо, заключается в идее жизни как общего плодотворного начала, на котором обоснованы все ценности: наука, мораль, религия, социология, искусство. Общий для всех "порыв жизни" нерасторжимо связывает человека с другими людьми, создавая основу социальной солидарности и согласия. С представлениями Гюйо о морали связана концепция "безверия", которое должно прийти на смену современным религиозным формам. Многие идеи Гюйо, в том числе подчеркивание им бессознательной стороны в человеке, получили развитие в концепциях Фридриха Ницше, Анри Бергсона и других выдающихся философов.