Настоящая книга представляетъ собою соединенiе двухъ сочиненiй – мюнстерскаго профессора Буссе, "Die Weltanschaungen der grossen Ppilosophen der Neuzeit", и лекцiй копенгагенскаго профессора Геффдинга, тоже посвященныхъ "новымъ философамъ". Обе книги одна другую дополняютъ, почему мы не сочли возможнымъ ограничиться какою-нибудь одною изъ нихъ. Проф. Геффдингъ начинаетъ обзоръ съ мiровоззренiя В.Вундта и ведетъ свое изложенiе въ известномъ, несколько субъективномъ освещенiи, которое выдвигаетъ на переднiй планъ такихъ, напримеръ, философовъ какъ Ардиго, Бродли или Джемсъ, а почти замалчиваетъ Спенсера, Милля, Ланге и др. Такiя чисто личныя симпатiи могутъ въ читателе философски недостаточно подготовленномъ, пожалуй, нарушить, такъ сказать, перспективу исторiи мысли и, во всякомъ случае, не вполне удовлетворить изучающаго. Съ другой стороны, хотя мы уже издали превосходную книгу проф. Риля по исторiи философiи, дали также сочиненiе проф. Кюльпе о немецкой философiи и книгу самого В.Вундта "Психологiя и естествознанiе", но, несмотря на это, мы не можемъ быть уверены, что все наши читатели обладаютъ тою подготовкою, которая желательна для чтенiя книги Геффдинга, страдающаго, при всехъ его безспорныхъ общеизвестныхъ достоинствахъ блестящаго мыслителя, уже упомянутою склонностыо къ субъективной оценке философскихъ направленiй. Необходимо было принять также во вниманiе и то, что не все наши теперешнiе подписчики знакомы съ изданными нами философскими сочиненiями. Все это заставило насъ дополнить книгу Геффдинга сочиненiемъ Буссе, изъ котораго мы беремъ въ качестве необходимаго на нашъ взглядъ введенiя, характеристику новейшей философiи со времени Канта, влiянiе котораго на последующихъ мыслителей никемъ, конечно, оспариваемо быть не можетъ. Такимъ образомъ, мы знакомимъ читателей какъ съ идеалистическимъ мiровоззренiемъ въ лице такихъ его представителей какъ Фихте, Шеллингъ, Гегель, Шопенгауэръ и Гартманъ, такъ и реалистическимъ направленiемъ философской мысли, представителями котораго являются Гербартъ и Лотце. Далее, познакомившись съ неокантiанствомъ, читатели переходятъ къ позитивизму Канта, Милля и Спенсера. После такого введенiя, мы надеемся, прекрасная книга Геффдинга будетъ читаться съ гораздо большею пользою, чемъ безъ него. Но не желая увеличивать сочиненiя свыше той нормы, которая ставится условiями изданiя перiодическаго органа, съ другой стороны, боясь возбудить въ неподготовленномъ читателе неверное представленiе объ относительномъ значенiи отдельныхъ представителей философiи, мы считаемъ необходимымъ знакомить ищущаго самообразованiя читателя только съ безспорно признанными, а не субъективными взглядами автора. Эти соображенiя заставили насъ исключить техъ трехъ философовъ, значенiе которыхъ, по мненiю критиковъ Геффдинга, имъ переоценено. В.Битнеръ.
Буссе Людвиг
Немецкий философ и историк философии. Профессор университета в Галле, Мюнстерского и Кенигсбергского университетов. В 1886–1892 гг. в качестве приглашенного профессора читал курс эстетики в университете Токио (Япония). Помимо работы «Мировоззрения великих философов», выдержавшей в Германии при жизни автора пять изданий, написал книгу о творческом пути великого философа Б. Спинозы, труды по психологии и теории познания.
![]() Известный датский психолог и философ. Родился в Копенгагене. Там же получил образование, работал учителем в школе. С 1883 г. профессор Копенгагенского университета. В 1915 г. оставил преподавательскую деятельность. В своих философских трудах опирался на идеи Канта, Шопенгауэра, Гегеля. Выделял три периода развития философского сознания (анимизм, платонизм, позитивизм) и пытался соединить принципы эмпиризма и позитивизма с основными положениями критической философии Канта. Трактовал сознание как высшую форму биологического развития и предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены. Ему принадлежит методологическая установка (процесс обработки информации о стимуле, предшествующий его распознаванию), получившая наименование шага Гёффдинга. Кроме того, он был автором учебника по психологии, работ по истории философии, этике, философии религии и др.
|