URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство: Философский проект, служащий дополнением к науке о праве и попыткой построения грядущей политики. Пер. с нем. Обложка Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство: Философский проект, служащий дополнением к науке о праве и попыткой построения грядущей политики. Пер. с нем.
Id: 242773
419 р.

Замкнутое торговое государство:
Философский проект, служащий дополнением к науке о праве и попыткой построения грядущей политики. Пер. с нем. №15 №103. Изд. стереотип.

Johann Gottlieb Fichte. Der geschlossene Handelsstaat
URSS. 2019. 162 с. ISBN 978-5-396-00879-3.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося немецкого философа Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814), в которой он излагает свою концепцию государства. Автор стремится дать такой образец государственного устройства, в котором были бы соблюдены все гарантии прав граждан; описывает организацию земледелия, промышленности и торговли, денежного обращения, отношения государства с внешним миром; определяет причины войн и подчеркивает... (Подробнее)


Содержание
top
ВВЕДЕНИЕ
 Об отношении государства разума к действительно существующему государству и теории государственного права к политике
ПЕРВАЯ КНИГА
 Философия. – Какие торговые сношения были бы сообразными с правом в государстве разума?
Первая глава
 Основные положения для ответа на этот вопрос
Вторая глава
 Общее применение выставленных положений в общественным сношениям
Третья глава
 О предположенном распределении отраслей труда в государстве разума
Четвертая глава
 Не вносят ли подати государству изменения в равновесие промыслов?
Пятая глава
 Как охранить это равновесие от случайностей, свойственных земледелию?
Шестая глава
 Подвергается ли это равновесие опасности от введения денег, и изменяется ли оно от непрерывного повышения благосостояния нации?
Седьмая глава
 Дальнейшее развитие выставленных здесь основных положений о праве собственности
ВТОРАЯ КНИГА
 Современная история. – О состоянии торговых сношений в существующих в настоящее время действительных государствах
Первая глава
 Предварительное замечание
Вторая глава
 Известный нам мир, рассматриваемый как единое большое торговое государство
Третья глава
 Взаимные отношения отдельных людей в этом большом торговом государстве
Четвертая глава
 Взаимное отношение наций, как единиц в торговом государстве
Пятая глава
 Средства, к которым до сих пор прибегали правительства, чтобы направить это отношение в свою пользу
Шестая глава
 Результат употребления этих средств

Введение
top

Об отношении государства разума (des Vernunftstaates) к действительно существующему государству и теории государственного права (des reinen Staatsrechts) к политике.

Теория государственного права допускает у себя на глазах возникнуть государству разума на основе правовых понятий тем, что она предполагает людей до него, живущими вне каких бы то ни было отношений, похожих на правовые.

Но нигде нельзя найти людей в таком состоянии. Везде они живут уже совместно под сенью государственного устройства, которое возникло не па основе понятий и искусственно, а благодаря случаю или провидению. В названном состоянии находит их современное государство. Оно не может вдруг разрушить этого устройства без того, чтобы не рассеять людей, не превратить их в дикарей и не свести этим на нет свою основную задачу-построить из них государство разума. Оно не может сделать большего, как только постепенно приближаться к государству разума. Современное государство может быть поэтому представлено, как понятое в постепенном становлении государство разума.

В современном государстве вопрос ставится не только о том, что сообразно с правом (Rechtens), как в государстве разума, но также и о том, сколько из того, что сообразно с правом, при данных условиях, выполнимо. Если назвать науку об управлении в современном государстве, согласно вышесказанного, политикой, то такая политика лежала бы между данным государством и государством разума. Она воспроизводила бы тот определенный путь, по которому первое превращается во второе, в конце привела бы в государство разума.

Кто задается целью показать, каким особым законам надо подчинить в государстве торговые сношения, тот должен, поэтому, прежде всего исследовать, что в государстве разума, в области торговых сношений, является сообразным с правом, затем указать, каков в этом отношении обычай в существующем в настоящее время государстве, и, наконец, наметить путь, каким государство могло бы перейти из последнего состояния в первое.

Я не оправдываюсь в том, что говорю о науке и искусстве, как средствах для приближения государства разума. Все то хорошее, что должно стать достоянием человека, должно быть произведено его собственным искусством на основе науки. В этом его назначение. Природа не ссужает его ничем, кроме возможности применять искусство. В управлении так же, как и в других областях, все, что позволяет себя подвести под понятия, должно быть под них подведено. То, что поддается расчету, надо переставь отдавать на волю слепого случая в надежде, что он сделает это хорошо.


Об авторе
top
photoФихте Иоганн Готлиб
Выдающийся немецкий философ и общественный деятель. Родился в Рамменау (Восточная Пруссия), в крестьянской семье. Учился в университетах Йены (1780) и Лейпцига (1781–1784). В 1788 г. получил место домашнего учителя в Цюрихе. Летом 1791 г. посетил И. Канта в Кенигсберге. Знакомство с трудами Канта определило весь ход его философского творчества; сам Кант одобрительно отозвался о работе Фихте «Опыт критики всяческого откровения» (1792). Эта работа, авторство которой вначале приписывалось Канту, открыла для Фихте возможность получить должность профессора философии Йенского университета (1794–1799). С 1800 г. жил и работал в Берлине; профессор (с 1810 г.) и ректор (1810–1812) Берлинского университета.

И. Г. Фихте — один из ярких представителей философского направления, известного как субъективный идеализм, которое развивалось в том числе и на основе теоретических и этических работ Канта. Его сочинения «Основы общего наукоучения» (1794), «Основы естественного права согласно принципам наукоучения» (1796), «Первое введение в наукоучение» (1797) и др. оказали влияние на многих современников Фихте, таких как молодой Ф. Шеллинг, И. В. Гёте, В. фон Гумбольдт, Ф. и А. Шлегели, Ф. Шиллер, Новалис. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и великого немецкого философа Георга Гегеля. Он также получил признание благодаря оригинальной способности проникновения в суть природы самосознания и самоанализа. Кроме того, Фихте писал работы по политической философии и по философии истории; среди первых выделяется книга «Замкнутое торговое государство» (1800) — одна из наиболее примечательных, наряду с работами Томаса Мора и других, попыток создания концепции идеального государства.