Об отношении государства разума (des Vernunftstaates) к действительно существующему государству и теории государственного права (des reinen Staatsrechts) к политике. Теория государственного права допускает у себя на глазах возникнуть государству разума на основе правовых понятий тем, что она предполагает людей до него, живущими вне каких бы то ни было отношений, похожих на правовые. Но нигде нельзя найти людей в таком состоянии. Везде они живут уже совместно под сенью государственного устройства, которое возникло не па основе понятий и искусственно, а благодаря случаю или провидению. В названном состоянии находит их современное государство. Оно не может вдруг разрушить этого устройства без того, чтобы не рассеять людей, не превратить их в дикарей и не свести этим на нет свою основную задачу-построить из них государство разума. Оно не может сделать большего, как только постепенно приближаться к государству разума. Современное государство может быть поэтому представлено, как понятое в постепенном становлении государство разума. В современном государстве вопрос ставится не только о том, что сообразно с правом (Rechtens), как в государстве разума, но также и о том, сколько из того, что сообразно с правом, при данных условиях, выполнимо. Если назвать науку об управлении в современном государстве, согласно вышесказанного, политикой, то такая политика лежала бы между данным государством и государством разума. Она воспроизводила бы тот определенный путь, по которому первое превращается во второе, в конце привела бы в государство разума. Кто задается целью показать, каким особым законам надо подчинить в государстве торговые сношения, тот должен, поэтому, прежде всего исследовать, что в государстве разума, в области торговых сношений, является сообразным с правом, затем указать, каков в этом отношении обычай в существующем в настоящее время государстве, и, наконец, наметить путь, каким государство могло бы перейти из последнего состояния в первое. Я не оправдываюсь в том, что говорю о науке и искусстве, как средствах для приближения государства разума. Все то хорошее, что должно стать достоянием человека, должно быть произведено его собственным искусством на основе науки. В этом его назначение. Природа не ссужает его ничем, кроме возможности применять искусство. В управлении так же, как и в других областях, все, что позволяет себя подвести под понятия, должно быть под них подведено. То, что поддается расчету, надо переставь отдавать на волю слепого случая в надежде, что он сделает это хорошо. ![]() Выдающийся немецкий философ и общественный деятель. Родился в Рамменау (Восточная Пруссия), в крестьянской семье. Учился в университетах Йены (1780) и Лейпцига (1781–1784). В 1788 г. получил место домашнего учителя в Цюрихе. Летом 1791 г. посетил И. Канта в Кенигсберге. Знакомство с трудами Канта определило весь ход его философского творчества; сам Кант одобрительно отозвался о работе Фихте «Опыт критики всяческого откровения» (1792). Эта работа, авторство которой вначале приписывалось Канту, открыла для Фихте возможность получить должность профессора философии Йенского университета (1794–1799). С 1800 г. жил и работал в Берлине; профессор (с 1810 г.) и ректор (1810–1812) Берлинского университета.
И. Г. Фихте — один из ярких представителей философского направления, известного как субъективный идеализм, которое развивалось в том числе и на основе теоретических и этических работ Канта. Его сочинения «Основы общего наукоучения» (1794), «Основы естественного права согласно принципам наукоучения» (1796), «Первое введение в наукоучение» (1797) и др. оказали влияние на многих современников Фихте, таких как молодой Ф. Шеллинг, И. В. Гёте, В. фон Гумбольдт, Ф. и А. Шлегели, Ф. Шиллер, Новалис. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и великого немецкого философа Георга Гегеля. Он также получил признание благодаря оригинальной способности проникновения в суть природы самосознания и самоанализа. Кроме того, Фихте писал работы по политической философии и по философии истории; среди первых выделяется книга «Замкнутое торговое государство» (1800) — одна из наиболее примечательных, наряду с работами Томаса Мора и других, попыток создания концепции идеального государства. |