Уважаемые читатели! Каждый из вас в детстве и юности, по крайней мере 9 лет, изучает математику. А многие изучают математику 11, а некоторые даже будут ее изучать 15 и больше лет. А скажите, пожалуйста, что такое математика? Вы столько лет изучаете эту науку, а вот вопрос, что это за наука, в школе обычно не рассматривается. И вы, должно быть, над этим вопросом не задумывались. А не имея ясного представления о том, что такое математика, что это за наука, для чего она создана, для чего многие тысячи математиков трудятся над развитием этой науки, трудно понять многие ее понятия. Вопрос "Что такое математика?" очень сложный, но иметь хотя бы некоторые представления об этом каждому из вас необходимо. Поняв, что такое математика, вы лучше поймете изучаемые математические понятия, ощутите всю красоту этой самой древней науки. В "Математической энциклопедии" дается такое определение: "Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. В неразрывной связи с запросами техники и естествознания запас количественных отношений и пространственных форм, изучаемых математикой, непрерывно расширяется, так что общее определение математики наполняется все более богатым содержанием". Но что такое "количественные отношения" и "пространственные формы", там не указывается. Первые математические понятия возникли в незапамятные времена под влиянием запросов практики, и в течение многих тысячелетий и веков шло накопление достаточно большого числа разрозненных математических знаний, и только в Древней Греции в V–IV веках до нашей эры математика впервые оформилась в качестве самостоятельной науки. На первых этапах развития математики она имела своим предметом простейшие виды чисел и геометрических фигур. Это положение сохранялось в основном до XVII века, когда под влиянием новых запросов естествознания и техники начали создаваться методы, позволяющие математически изучать движение, процессы изменения величин, преобразования геометрических фигур. В XIX и XX веках начинается период развития современной математики. Вы в школе изучаете в основном древнегреческую математику и частично элементы математики средних веков и начала нового времени (XVII в.). Современную математику изучают на математических и частично на технических факультетах университетов. В этой книге вы познакомитесь с рядом интересных вопросов, которые помогут вам понять, что же такое математика. Желаю вам успехов в жизни и овладении математикой. Автор
Фридман Лев Моисеевич Доктор педагогических наук, профессор психологии, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
Научная деятельность Л. М. Фридмана была сосредоточена в области педагогической психологии и психологических основ обучения математике. Автор более 250 публикаций, в том числе таких известных книг, как «Психолого-педагогические основы обучения математике в школе», «Логико-психологический анализ школьных учебных задач», «Педагогический опыт глазами психолога», «Как научиться решать задачи», «Учитесь учиться математике» (М.: URSS), «Психопедагогика общего образования», «Величины и числа. Популярные очерки» (М.: URSS), «Что такое математика» (М.: URSS) и многих других. |