URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов Обложка Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов
Id: 300829
539 р.

Эволюция черной веры (шаманства) у якутов Изд. стереотип.

URSS. 2023. 224 с. ISBN 978-5-9710-2485-9.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного отечественного этнографа В.Ф.Трощанского (1843–1898), в которой подробно рассматривается развитие шаманства, или "черной веры", у якутского народа. В работе описываются особенности первобытной религии и древних верований якутов, освещается эволюция религиозных представлений якутского народа. Рассматриваются понятия якутов о жизни и душе, о смерти, представления о загробной... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе Н. Ф. Катанова
Введенiе
Глава I. Оживотворенiе и одухотворенiе предметовъ и явленiй органическаго и неорганическаго мiра. Мифъ и первобытная религiя
Глава II. Родственные якутамъ народы. Прародина якутовъ
Глава III. Двойственность олицетворенiя силъ природы. Ajы и абасы. Генезисъ идеи творчества у якутовъ. Iччi. Эволюцiя религiозныхъ представленiй якутовъ
Глава IV. Урун ajы Tojoh и связь его съ солнцемъ. Второстепенные ajы и ихъ функцiи
Глава V. Древнiя верованiя якутовъ относительно Неба и Земли. Танара. Луна. Громъ и его олицетворенiя. Огонь и его iччi. - Iччi домашнихъ предметовъ и кузнечныхъ инструментовъ. Iччi места. Почитанiе животныхъ
Глава VI. Абасы. Различiе между ними по ихъ местожительству и характеру деятельности. Улу Tojoh. Арсан Дуолаi
Глава VII. Понятiе якутовъ о жизни и душе. Тын, кут, сур
Глава VIII. Болезнь и смерть. Загробная жизнь. Уор. Отношенiя между живыми и покойниками
Глава IX. Похороны: два способа хоронить покойниковъ
Глава X. Культъ предковъ. Изображенiя и идолы
Глава XI. Жертвоприношенiя. Празднества
Глава XII. Шаманство. Шаманы, шаманки и манарiк'и. Кузнецы
Глава XIII. Бубенъ и другiе инструменты, употребляемые шаманами. Шаманскiй плащъ
Глава XIV. Обученiе и посвященiе шамана. Белые и черные шаманы. Колдуны
Глава XV. Заключительныя замечанiя
Приложенiе I, къ страницамъ 108–127. Э.К. Пекарскаго
Приложенiе II, къ страницамъ 128–145. Э.К. Пекарскаго
Приложенiе III, о верованiяхъ якутовъ А.А. Наумова
Приложенiе IV, о жертвоприношенiи. В.В. Попова
Изображенiя шаманскихъ плащей и бубновъ,шамана съ бубномъ и аранас'а
Указатель

Предисловие
top

Предлагаемое при семъ вниманiю публики сочиненiе В.Ф.Трощанскаго было закончено 25 декабря 1895 года; затемъ въ теченiе 1896 и 1897 годовъ оно переписывалось авторомъ набело, причемъ исправлялось и переделывалось, но закончить переписку авторъ не успелъ, скончавшись 28 января 1898 года. Передъ смертью авторъ все свои бумаги завещалъ Э.Е.Пекарскому, проживающему ныне въ г.Якутске. Рукопись В.Ф.Трощанскаго неоднократно была проредактирована Э.Е.Пекарскимъ, который при редактированы былъ очейь остороженъ, делая поправки лишь въ техъ случаяхъ, въ которыхъ авторъ привыкъ полагаться на него, г.Пекарскаго. Передъ отсылкою рукописи ко мне Э.Е.Пекарскiй счель нужнымъ еще разъ тщательно просмотреть ее. Для указанiя, какiя выноски принадлежатъ автору и какiя редактору (т.е. Э.Е.Пекарскому), г.Пекарскiй все свои выноски обозначилъ звездочками, а авторскiя цыфрами. На главы статья была разделена авторомъ, но перечень содержанiя каждой главы сделанъ г.Пекарскимъ, этому-же последнему принадлежатъ и все исправленiя выдержекъ изъ "Верхоянскаго Сборника" И.А.Худякова (Иркутскъ, 1890). Выдержки эти исправлены все по якутскому тексту, почему не следуетъ удивляться, если на той или другой изъ указанныхъ въ работе Трощанскаго страницъ окажется не совсемъ похожiй, а иногда и совсемъ непохожiй на Худяковскiй переводъ отдельныхъ местъ. Сравненiе последнихъ наглядно указываетъ на настоятельную необходимость новаго изданiя "Верхоянскаго Сборника" въ исправленномъ его виде; о необходимости переизданiя этого труда Э.К.Пекарскiй заявилъ уже печатно: на стр.197–205 "Известiй Восточно-Сибирскаго Отдела Император. Рус. Географическаго Общества" тома XXVI, NN4–5 (Иркутскъ, 1896).

Сочиненiе В.Ф.Трощанскаго снабжено 4 приложенiями. Въ приложенiи I-мъ Э.К.Пекарскiй помещаетъ часть имеющейся у него точной копiи съ "Якутскихъ показанiй", которыя, какъ можно убедиться изъ сравненiя съ соответственнымъ отделомъ въ известномъ "Сборнике обычнаго права сибирскихъ инородцевъ" проф. Самоквасова, можно и должно считать за первоначальный текстъ этого отдела, пока онъ не подвергся еще последовавшимъ затемъ измененiямъ, сокращенiямъ и даже искаженiямъ; помещая эти отрывки, Э.К.Пекарскiй имелъ между прочимъ ввиду ознакомить публику съ этимъ именно матерiаломъ, важность котораго признана всеми, занимающимися изученiемъ якутскаго обычнаго права, Въ приложена II-мъ Э.К.Пекарскiй почти дословно помещаетъ полученную имъ отъ нынешняго консерватора Якутскаго Музея П.В.Оленина выписку объ имеющихся въ Музее шаманскихъ плащахъ. Въ приложенiи III-мъ помещено несколько ответовъ на вопросы Агапитова, записанныхъ со словъ якутовъ воспитанникомъ местнаго реальнаго училища Афанасiемъ Алексеевичемъ Наумовымъ и не лишенныхъ интереса въ томъ смысле, что въ нихъ находятся некоторыя детали, до сихъ цоръ не встречавшiяся въ литературе. Въ приложенiи IV-мъ студентъ Казанской Духовной Академiи В.В.Поповъ, согласно телеграмме котораго Э.К.Пекарскiй выслалъ мне настоящее сочиненiе покойнаго Трощанскаго, помещаетъ описанiе якутскаго жертвоприноiпенiя, извлеченное, имъ, г.Поповымъ, изъ портфеля Миллера. N509 въ Московскомъ Архиве Иностранныхъ делъ, тетр. 2-й, озаглавленной "Известiе о шаманахъ или колдунахъ сибирскихъ". Покойному В.Ф.Трощанскому, кроме настоящей работы, принадлежать еще печатный "Опытъ систематической программы для собиранiя сведенiй о дохристiанскихъ верованiяхъ якутовъ" (Казань, 1897). Какъ въ настоящей работе, озаглавленной "Элолюцiя черной веры у якутовъ", такъ еще более при составленiи "Опыта систематической программы" г.Трощанскому много помогалъ В.М. Iоновъ. Изследованiемъ верованiй у якутовъ занимались многiя лица, напр.: профессоръ Меркъ-1806 г., князь Костровъ-1878 г., Гороховъ-1882 г., Припузовъ-1884 г. Приклонскiй-1886 г., Виташевскiй-1890 г., Серошевскiй и другiя, указанныя въ примечанiяхъ къ сочиненiю В.Ф.Трощанскаго, но обстоятельнее всехъ шаманство у якутовъ изследовалъ и описалъ нашъ авторъ; сочиненiе его въ научномъ отношенiи еще более выигриваетъ благодаря поправкамъ и дополненiямъ, сделаннымъ старательно такимъ глубокимъ знатокомъ быта и языка якутовъ, какимъ въ настоящее время является Э.К.Пекарскiй.

Сочиненiе г.Трощанскаго иллюстрировано 10 фигурами, изъ которыхъ одна (фигура V) воспроизведена по фотографическому снимку, данному мне В.В.Поповымъ, а остальныя 9 (фигуры: la, lb, Iс,IIа, IIb, IIс, IIIа, IIIЬ, IV) воспроизведены по такимъ-же снимкамъ, присланнымъ мне Э.К.Пекарскимъ. Фигуры эти изображаютъ: Iа, На, IIIЬ шаманскiй плащъ; lb, Ic, IIb, IIс, IIIа – шаманскiй плащъ и бубенъ (барабанъ); фигура IV-шамана якута 1-го Жехсогонскаго наслега, Ботурусскаго улуса, Якутскаго округа, Алексея, по прозванiю Оргос (лучъ солнца, рогъ сохатаго, рожокъ у женской шапки), ныне покойнаго (снимокъ съ этого шамана во время самаго камланiя, когда онъ готовился ударить въ бубенъ, сделанъ осенью 1899 г. местнымъ фотографомъ Павломъ Тимофеевичемъ Лозяновымъ); фигура V изображаетъ якутскiй "аранас", т.е. висячую гробницу. Фигуры la, lb, Iс, IIа, IIb, IIс, IIIа, IIIЬ (8 штукъ) воспроизведены по фотографическимъ снимкамъ самого г.Трощанскаго, а фигура IV воспроизведена по снимку, заказанному фотографу Э.Е.Пекарскимъ. Какъ изъ самаго сочиненiя  г.Трощанскаго, такъ и изъ приложенныхъ къ нему фигуръ легко можно увидеть, что якутское шаманство во многихъ отношенiяхъ сходно съ шаманствомъ карагасовъ, тунгузовъ, урянхайцевъ, алтайцевъ, бурятъ и др. племенъ Азiи и разнится лишь въ частностяхъ, которыя отмечены сносками. Остается теперь выразить только пожеланiе видеть въ печати также подлинный якутскiй текстъ и точный русскiй переводъ шаманскихъ молитвъ, обращенныхъ къ разнымъ духамъ покровителямъ; тогда сходство и различiе въ шаманскихъ верованiяхъ какъ якутовъ, такъ и другихъ племенъ Азiи выяснились-бы еще лучше; по подробнымъ подлиннымъ записямъ обращенiй шамана къ духамъ – покровителямъ (iччi) можно было-бы установить точнее, въ какомъ виде эти духи представляются въ воображенiи якутовъ и чемъ они отличаются другъ отъ друга и отъ одноименныхъ духовъ другихъ племенъ.

Н.Катановъ.

Об авторе
top
Трощанский Василий Филиппович
Российский этнограф, деятель революционного движения. Родился в Бессарабской губернии, в дворянской семье. Окончил Кишиневскую гимназию; учился в Петербургском технологическом институте. Участник студенческих сходок в Санкт-Петербурге, член центральной группы народнической организации «Земля и воля». В 1880 г., после нескольких арестов, был приговорен к лишению всех прав состояния и к ссылке на каторжные работы. В 1886 г. был отправлен на поселение в с. Черкех Ботурусского улуса Якутской области, где занимался исследованием быта и верований якутов. В числе прочего В. Ф. Трощанский изучал якутский язык, а также экономику, культуру, историю якутов и других народов, населяющих область. Он помогал политическим ссыльным; издавал нелегальный журнал «Улусный сборник»; обучал якутов столярному и кузнечному ремеслу, учил грамоте их детей. По словам основоположника письменной якутской литературы А. Е. Кулаковского, именно В. Ф. Трощанский «первым дошел к верованиям якутов с научной точки зрения, провел много параллелей с верованиями родственных якутам народов и тем самым пролил свет на многие непонятные термины».