URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Предеина М.Ю. Почему я вернулась к Марксу: Антиномии самоотчужденной деятельности Обложка Предеина М.Ю. Почему я вернулась к Марксу: Антиномии самоотчужденной деятельности
Id: 241781
899 р.

Почему Я ВЕРНУЛАСЬ К МАРКСУ:
Антиномии самоотчужденной деятельности. № 164

Почему я вернулась к Марксу: Антиномии самоотчужденной деятельности URSS. 2019. 240 с. ISBN 978-5-9710-5903-5.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается работа российского публициста, в настоящее время живущего на Украине, кандидата философских наук М. Ю. Предеиной (род. 1985). «Почему я вернулась к Марксу» представляет собой попытку подвести итог странствий постсоветского интеллектуала между советским марксизмом и либерализмом, его последующего возвращения к марксизму как методу выработки собственной повестки дня. В книге выстраивается диалог с левой... (Подробнее)


Содержание
top
ПРЕДИСЛОВИЕ9
α) Книга9
β) Автор11
ВВЕДЕНИЕ: «И сколько истин? Потерял им счет» (Ф. Вийон)13
ГЛАВА 1. Экспозиция «истин наизнанку»: Человек в предчувствии антиномий (разрывов)25
1.1. Рождение «животного, делающего орудия» (Франклин): Человек выделяется из природы, предыстория субъекта (Хитрость. Знание. Орудие)25
1.2. Рождение «животного политического» (Аристотель): Человек выделяется из общества, предыстория гражданина (Несчастный хор. Сикофант. Счастливый хор. Слово как «ступенька» выделения из «народа»)35
1.3. Рождение «Я»: Я в обмене с Другим, предыстория личности (Я в обмене вещей, потлач. Я в обмене личин, масок. Я как неразменный «остаток». Эпический герой. Жажда славы)44
1.4. Ностальгия по простоте: Тупики синкретизма в истории. Фашистское желание: «да, я из ваших» (Делёз)50
ГЛАВА 2. «Знаю, что ничего не знаю»: Человек в разрыве природо-творческой деятельности. Теза I-я: теория55
2.1. Философ без тела: Субъект, или Самоотчужденный теоретик (Художник. Арифмометр. Анархист)55
2.2. Природа без реальности: Объект, или Самоотчужденный субъект («Метафизика овеществленного сознания» (Адорно). Онтологии как игра в конструктор. Онтология «диамата». Ничтожение онтологий. Свобода, действие)67
2.3. Убежище в «детерминизме»: Закон как мера власти (через познание) человека-субъекта над миром-объектом (Затерянность в вещах. Закон как «идеология». Ложное господство. Случай)76
ГЛАВА 3. Труд сделал из обезьяны человека, и… обезьяна стала «говорящим орудием»: Человек в разрыве природо-творческой деятельности. Теза II-я: практика85
3.1. Некогда человек думал, что машина будет служить ему, и теперь он служит машине: Человек в метаморфозе «субъект как машина» (Инструментальное действие. Коммуникативное действие. Делание-меня-вещью. Письмо по телу (клеймо, как способ отучить желать через боль). Автомат. Технократия. «Умные машины» («Индустрия 4.0»). Глупая воля (терроризм))85
3.2. Карнавал окончен — время дисциплины: Человек в метаморфозе «субъект как объект» («Археология» дисциплины. Дисциплина из-под палки и дисциплина изнутри. Сам себе палка. Дисциплина и превращение человека в объект манипуляций)94
3.3. И, наконец, протест — границы существуют, чтобы выходить за них: по ту сторону субъектно-объектного отношения (Поиск новой индустрии и новой политики. Мультикультурализм. Проблематичность «выходов»)101
ГЛАВА 4. «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (Маркс). Но что он производит? Человек в разрыве социум-творческой деятельности109
4.1. Между бюргером и массой — вот, где рождается революционер: Гражданин versus «гражданская открытость», или Субъект versus «бессубъектные формы коммуникации» (Принцип «гражданского общества»: только собственник — человек. Клич революционера: «нет, я не из ваших» (Делёз). Байронический герой. Денди. Бомбист. Действие и акция)111
4.2. Разбудить массу! Массы, или Самоотчужденный гражданин (Кто кого выдумал? Масса — воображаемое бунтаря? Бунтарь вносит в массу свои смыслы? Может ли масса стать субъектом?)126
4.3. Равенство де-юре и неравенство де-факто — вот, предел политической эмансипации: Границы «гражданской открытости» (Политическая и человеческая эмансипация. За что еще бороться?)141
ГЛАВА 5. «Я знаю всё, но только не себя» (Ф. Вийон): Человек в разрыве само-творческой деятельности148
5.1. «Человек желания производит себя в качестве свободного, одинокого, веселящегося человека, способного что-то сказать и сделать от своего имени» (Делёз): Желающее Я (Я versus Абсолют: как Я выбирает себя, когда все абсолюты мертвы?)150
5.2. Но взгляд Другого «срезает» мое желание: Я versus Другой (Другой — помеха моей свободы, и Другой — условие моей свободы. «Текучая современность» (З. Бауман): бегство в надежде на лучшее — единственное, что мне остается. Бегство — это свобода, и бегство — это не-свобода, признание невозможности изменять условия. Как мне изменить условия? Союз с Другим)161
5.3. Освободиться от диктата Другого, и нельзя быть свободным без Другого: Я и Другой (Союз с другим как проблема. Абстрактная свобода — свобода от Другого, свобода бегства. Конкретная свобода — свобода в союзе с Другим, свобода изменения условий. Поиск человеческого союза)170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Проблема «снятия» антиномий на новом витке практики176
БИБЛИОГРАФИЯ182
ПРИЛОЖЕНИЕ192
Кое-что об авторе: сцены дурацкой жизни (Прозаическая поэма, или поэтическая проза)192
Предисловие192
Сцена I. Рождение насилия192
Сцена II. Боги жаждут200
Сцена III. Мао и пустота206
Недо-сцена. Пустота без Мао209
Кое-что о революции: попытка осмысления213
Как рождается образ213
Творчество и «иенская реальная философия»213
Воображение и Фихте217
К практическому воплощению223
Диалектика революции, или имманентность против трансцендентности223
Мировая революция и национальный вопрос228

Об авторе
top
photoПредеина Мария Юрьевна
Кандидат философских наук, публицист, писатель. Автор научных работ в области диалектической логики, марксизма, немецкой классической философии. Относит себя к Ильенковской философской школе.