Уменье везде найдет примененье.
(Пословица) Наука всегда усваивается полнее, когда она рассматривается
в состоянии рождения.
Джеймс Кларк Максвелл Астрономия – редкое исключение среди прочих наук. Интерес к ней проявляют люди разного возраста, с одной стороны; с другой стороны, астроном – довольно редкая профессия. В России, например, профессиональных астрономов лишь несколько сотен. И мало кто знает, "что же такое астрономия"? Мало кто понимает разницу между астрономией и астрологией, считается, что это одно и то же. Доказательством тому служит пояснительная записка к экзаменационным билетам по астрономии (Вестник образования, 2003. N2. С.60): "Экзаменационные билеты отражают целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрывают астрологическую картину мира XX века", – сборник приказов и инструкций Министерства образования России. Этот абзац говорит о многом. Известно, что предмет астрономии в школьных учебных планах остался в качестве "предмета по выбору". Тем не менее учащиеся разного возраста интересуются этой наукой, задают учителям разнообразные вопросы о небесных телах и явлениях, что, в свою очередь, вызывает определенные трудности учителей: как ответить на тот или иной вопрос, как удовлетворить естественный интерес школьников. Решению этой задачи способствуют различного рода внеурочные работы, для их проведения необходимы научные, учебно-методические и дидактические пособия, которых, к сожалению, очень мало, а старые издания стали библиографической редкостью. В различных городах работают научные общества учащихся, астрономические кружки, но порой очень трудно найти материал, который позволил бы провести занятия по этой удивительной науке необычно: занимательно, информативно и на высоком научном уровне. Многолетний опыт автора позволил найти некоторые способы подачи астрономического материала в новом аспекте: в форме занимательных проблемных вопросов с элементами истории науки, в форме игры, на основе межпредметных связей астрономии с другими науками, и гуманитарными в том числе. Подобная методика подачи астрономического материала вызвала интерес у учащихся разного возраста и привела к достижению высоких результатов. Предлагаемый материал, апробированный на практике, будет интересен и школьникам, и студентам физико-математических факультетов, и учителю, помогая ему проводить различного вида занятия. < Попова Алевтина Петровна Кандидат педагогических наук, доцент по кафедре астрономии, учитель высшей квалификационной категории, преподаватель астрономии, дважды лауреат премии губернатора Челябинской области. Автор многих публикаций в различных журналах, нескольких методических пособий по астрономии. Успешно работает с одаренными детьми, которые занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах разного уровня в России и за рубежом и, благодаря своим успехам в области астрономии и астрофизики, поступают в лучшие российские вузы. Имя автора внесено в два выпуска Российской энциклопедии «Одаренные дети — будущее России», ежегодного приложения к популярной общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России». Награждена медалью «За вклад в развитие образования».
|