| Предисловие |
Вводный раздел |
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев – основоположник нового научного направления "Экология культуры" (А. Г. Назаров) |
| | 1.Детские и юношеские годы (1906–1927 гг.) |
| | 2.Гимназия и реальное училище К. И. Мая (1915–1917 гг.) |
| | 3.Жизнь в Первой государственной типографии (1917–1928 гг.) |
| | 4.Советская трудовая школа им. Л. Лентовской (1918–1923 гг.) |
| | 5.Выработка мировоззрения |
| | 6.Университетские годы (1923–1928 гг.) |
| | 7.Перелом судьбы |
| | 8.Красный террор и русская интеллигенция |
| | 9."Государство было „богоборческим“"… |
| | 10. | Философские кружки |
| | "Хельфернак" ("Художественно-литературная, философская и научная академия") |
| | "Братство святого Серафима Саровского"35 |
| | "Космическая Академия Наук". Карнавальное действо и "веселая" наука |
| | 11. | Бой часов |
| | 12. | …Пребывает вечно (по страницам исследования П. В. Флоренского из соловецких записок Д. С. Лихачева) |
| | 13. | Приезд Максима Горького на Соловки и массовые расстрелы 1929 г. |
| | 14. | "За тобой приходили!" ("Момент истины") |
| | 15. | Природа Соловков |
Раздел первый |
Историко-научные предпосылки формирования Экологии культуры |
| Глава 1 Историко-научные предпосылки Экологии культуры как ноосферной реальности биосферы (А. Г. Назаров) |
| | Введение |
| | 1.Понятие ноосферы |
| | 2.Истоки понятия ноосферы |
| | 3.Истоки ноосферных представлений В. И. Вернадского |
| | 4.Геохимическая деятельность человечества – фундамент ноосферной концепции |
| | 5.Геохимические аспекты деятельности человека как геологической силы |
| | 6.Направления и темпы геохимической активности человека |
| | 7.Использование человечеством химических элементов (по В. И. Вернадскому, 1921 г.) |
| | 8.О роли человеческого сознания как природного явления в биосфере |
| | 9.Понятие ноосферы П. Тейяра и Э. Леруа. К истории изучения понятия "ноосфера" |
| | 10. | Научный анализ смысла исходного понятия ноосферы |
| | 11. | Понятие ноосферной реальности. О содержании понятия "ноосферная реальность" |
| | 12. | Ноосферный комплекс |
| | 13. | Добро и зло ноосферы |
| | 14. | Ноосферное знание и ноосферное образование |
| | 15. | Человек в ноосфере |
| | 16. | Экология культуры и ноосферная реальность |
| Глава 2 Предпосылки "Экологии культуры" в творчестве Андрея Тимофеевича Болотова (1738–1833) (Н. В. Антипова) |
| | 1."Тульский энциклопедист" |
| | 2.Педагогическое наследие |
| | 3.Литературное творчество А. Т. Болотова как исторический памятник эпохи |
| | 4.Роль А. Т. Болотова в зарождении и развитии экологической проблематики |
| | 5.Садово-парковые ансамбли А. Т. Болотова как провозвестники эколого-культурного строительства |
| | 6.Мир русской усадьбы Болотова как неотъемлемая часть отечественной культуры |
| | 7."Триединство знания" А. Т. Болотова и Экология культуры |
| | 8.От личности – ко всему миру |
| Глава 3 Аспекты Экологии культуры в становлении радиоэкологии в России (Е. Г. Мануйлова) |
| | 1."Точка отсчета" становления радиоэкологии |
| | 2.Направления первых исследований радиоактивности природных сред в России (1896–1910 гг.) |
| | 3.Изучение радиоактивности в центральной части России |
| | 4.Изучение радиоактивности в Санкт-Петербурге |
| | 5.Изучение радиоактивности в Сибири |
| | 6.Изучение радиоактивности юга России |
| | 7.Социально-культурные аспекты формирования в регионах России научно-исследовательских центров изучения радиоактивности |
| | 8.Одесская радиологическая лаборатория |
| | 9.Московский центр изучения радиоактивности |
| | 10. | Сибирский центр изучения радиоактивности |
| | 11. | Вклад В. И. Вернадского в развитие радиоэкологии и Экологии культуры |
| | 12. | Роль радиоэкологического мониторинга как методологической основы становления радиоэкологии |
| Глава 4 Роль природного, историко-культурного и историко-научного наследия Кубы в формировании "Экологии культуры" различных социальных слоев населения острова (Архель Кальсинес)158 |
| | Введение |
| | 1.Испанизация, афрокубанизм, транскультурация |
| | 2.Исторические предпосылки кубинской национальной самобытности |
| | 3.Геополитический фатализм и расовая проблематика |
| | 4.Наследие, секуляризация, экуменизм и метисация |
Раздел второй |
Роль выдающихся российских ученых, естествоиспытателей, представителей творческой интеллигенции в развитии Экологии культуры |
| Глава 1 Создатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин (1888–1982): выдающаяся роль в развитии человеческой цивилизации и в становлении "Экологии культуры" (В. П. Борисов)171 |
| Глава 2 Эколого-ноосферные мотивы и сюжеты в творчестве А. П. Огурцова (И. И. Мочалов) |
| Глава 3 Проблемы Экологии культуры в творчестве С. П. Залыгина (С. А. Яковлев)2 |
| | Введение |
| | 1.Дискуссия о "повороте рек" |
| | 2.Мысль, политика, нравственность, природа |
| | 3.Опыт преодоления немоты |
| | 4.Демократическая трагедия |
Раздел третий |
Новые подходы и новейшие технологии в Экологии культуры |
| Глава 1 Московский метрополитен в аспекте Экологии культуры (Мария Вальдес Одриосола) |
| | Введение |
| | 1.Роль метрополитена в формировании культуры мегаполиса |
| | 2.Московский метрополитен довоенного периода |
| | 3.Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие |
| | 4.Московский метрополитен в 1960–1970 гг. |
| | 5.Московский метрополитен в 1980–1990 гг. |
| | 6.Монументально-художественное оформление станций Московского метрополитена как репрезентация духовно-нравственной картины мира советской эпохи |
| Глава 2 Проблемы радиоэкологии культуры в сельском хозяйстве территорий, подвергшихся радиационному воздействию (Р. М. Алексахин) |
| Глава 3 Социокультурное значение экологического мониторинга состояния недр на ядерноопасных объектах в регионах России (М. Е. Семенов) |
| | 1.Становление атомной промышленности в СССР и "ядерное наследие" |
| | 2.Радиофобия |
| | 3.Культура безопасности |
| | 4.Экологический мониторинг и его социокультурное значение |
| Вместо заключения Экология культуры XXI века (А. Г. Назаров) |
| Литература |
| Об авторах |
| Персоналии |
| Именной указатель |
| Приложение Основные даты жизни и деятельности Д. С. Лихачева |