История христинскаго просвещения въ его отношенияхъ къ древней греко-римской образованности должна выяснить, какъ интеллектуальная культура античнаго мира своимъ содержаниемъ и своими формами отражалась на ходе умственнаго развития христианскихъ народовъ. Въ различныя историческия эпохи христиане имели не одинаковые взгляды на древнюю греко-римскую образованность и сообразно съ этими взглядами становились къ ней въ такое или иное отношение. Съ другой стороны, древняя языческая образованность такъ или иначе влияла на ходъ и характеръ высшей умственной деятельности христианъ, на ихъ литературу, науку и общественное образование. Съ этихъ двухъ сторонъ преимущественно и должна быть въ предлежащемъ изследовании прослежена история христианскаго просвещения. По различному характеру и направлению, какие въ разное время принималъ ходъ развития христианскаго просвещения, историю его можно разделить на три большие отдела. Первый отделъ простирается отъ начала христианства до среднихъ вековъ. Конецъ его совпадаетъ съ временемъ окончательнаго падения греко-римского язычества. Второй отделъ обнимаетъ время отъ начала среднихъ вековъ до эпохи Возрождения наукъ и искуствъ. Этотъ периодъ называется византийскимъ по отношению къ восточному, греческому, просвещению и – схоластическимъ по отношению къ просвещению западному, латинскому. Начало византийскаго периода образованности не совпадаетъ съ началомъ пнриода схоластики на западе. Первый начинается отъ Юстиниана, декретъ котораго о закрытии последнихъ языческихъ школъ, изданный въ 529 году, представляетъ видимое завершение упадка древняго языческаго образования и начало византийскаго или средневековаго греческаго просвещения. Периодъ схоластики начинается съ IX-го века, хотя первые следы схоластическаго направления можно находитъ и у писателей предшествовавшаго переходнаго времени. Конецъ византийскаго периода, точно обозначаемый годомъ падения Константинополя (l453), не совпадаетъ съ началомъ эпохи Возрождения, первые представители которой относятся еще къ XIV веку. Третий отделъ простирается отъ начала эпохи Возрождения до настоящаго времени. Первые пять вековъ христианской эры распадаются на два периода, гранью между которыми служитъ торжество христианства въ царствование Константина Великаго. До Константина Великаго церковъ находилась подъ гнетомъ языческаго правительства и претерпевала целый рядъ гонений. Съ Константина Великаго для церкви начинается время свободнаго развития ея учреждений и раскрытия ея учения подъ покровительствомъ светской власти. Когда явилось христианство, оно пришло въ соприкосновение съ одной стороны съ иудействомъ, съ другой – съ греко-римскимъ языческимъ миромъ. Такъ какъ иудейство имело большое влияние на христианскихъ писателей первыхъ вековъ, то необходимо прежде всего выяснить, в какихъ отношенияхъ оно находилось къ античной образованности. Плотников Владимир Владимирович Русский духовный писатель. Образование получил в Казанской духовной академии; занял в ней кафедру метафизики, имел ученое звание доцента. Получил степень магистра, защитив диссертацию «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», первая часть которой вышла в Казани в 1885 г. Позднее был инспектором Московской духовной академии и преподавал там введение в круг богословских наук. После принятия сана архимандрита (под именем Борис) занял пост ректора Киевской духовной семинарии. В 1892 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Слабое здоровье заставило его просить места настоятеля миссии в Константинополе, где он пробыл до 1899 г. В том же году он был возведен в сан епископа. В 1901 г. был назначен председателем училищного совета при Святейшем Синоде и членом Синода.
В. В. Плотников — автор многих трудов в области богословия, философии и истории, главные из которых: «Вопрос о классиках» (1884), «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности» (вып. 1–3; 1885, 1890 и 1892), «Космология, или Метафизическое учение о мире» (вып. 1–2; 1888 и 1889), «Об изучении церковной истории» (1890), «Византийские публичные школы и библиотеки до IX века» (1890), «Записки по пастырскому богословию» (вып. 1–4; 1891–1892), «О начале мира» (1891), «Систематизация христианского учения в творениях св. Иоанна Дамаскина» (1891), «Очерки по истории просвещения в период византийский» (1893). |