URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Плотников В.В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Кн.1: От начала христианства до Константина Великого Обложка Плотников В.В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Кн.1: От начала христианства до Константина Великого
Id: 241052
528 р.

История ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ в его отношениях к древней греко-римской образованности.
Кн.1: От начала христианства до Константина Великого. Кн.1. Изд. стереотип.

История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Кн.1: От начала христианства до Константина Великого 2019. 280 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1885 г.).

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского духовного писателя В.В.Плотникова (1855–1905), в которой рассматривается история христианского просвещения с точки зрения его отношения к древней языческой образованности. Автор ставит своей целью выяснить, как интеллектуальная культура античного мира своим содержанием и формами отражалась на ходе умственного развития христианских народов.

Настоящее издание представляет собой первую... (Подробнее)


Оглавление
top
 Предисловие
 ГЛАВА ПЕРВАЯ. Отношения древняго иудейства къ греческой образованности
 ГЛАВА ВТОРАЯ. Отношения къ языческой духовной культуре новозаветныхъ писателей и мужей апостольскихъ
 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Оппозиция христианства противъ языческой духовной культуры
 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Оппозиция христианства противъ языческой духовной культуры (Продолжение)
 ГЛАВА ПЯТАЯ. Примирительное направление въ отношенияхъ христианскихъ писателей къ греко-римской образованности
 ГЛАВА ШЕСТАЯ. Влияние языческой философии на возникновение ересей
 ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Два противоположныя направления въ отношенияхъ христианскаго общества къ греко-римской образованности
 ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Школьное образование христианскаго юношества. Первыя христианския училища
 ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Начало богословской науки. Два различныя ея на правления въ зависимости отъ различныхъ взглядовъ на значение философии въ раскрытии христианскаго учения. Направление реалистическое
 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Идеалистическое направление богословской науки
 ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. О первомъ периоде истории христианскаго просвещения. Результаты культурной борьбы христианства с язычеством
 ДОПОЛНЕНИЯ
 Алфавитный указатель цитованныхъ авторовь и сочинений

Вступление
top

История христинскаго просвещения въ его отношенияхъ къ древней греко-римской образованности должна выяснить, какъ интеллектуальная культура античнаго мира своимъ содержаниемъ и своими формами отражалась на ходе умственнаго развития христианскихъ народовъ. Въ различныя историческия эпохи христиане имели не одинаковые взгляды на древнюю греко-римскую образованность и сообразно съ этими взглядами становились къ ней въ такое или иное отношение. Съ другой стороны, древняя языческая образованность такъ или иначе влияла на ходъ и характеръ высшей умственной деятельности христианъ, на ихъ литературу, науку и общественное образование. Съ этихъ двухъ сторонъ преимущественно и должна быть въ предлежащемъ изследовании прослежена история христианскаго просвещения. По различному характеру и направлению, какие въ разное время принималъ ходъ развития христианскаго просвещения, историю его можно разделить на три большие отдела. Первый отделъ простирается отъ начала христианства до среднихъ вековъ. Конецъ его совпадаетъ съ временемъ окончательнаго падения греко-римского язычества. Второй отделъ обнимаетъ время отъ начала среднихъ вековъ до эпохи Возрождения наукъ и искуствъ. Этотъ периодъ называется византийскимъ по отношению къ восточному, греческому, просвещению и – схоластическимъ по отношению къ просвещению западному, латинскому. Начало византийскаго периода образованности не совпадаетъ съ началомъ пнриода схоластики на западе. Первый начинается отъ Юстиниана, декретъ котораго о закрытии последнихъ языческихъ школъ, изданный въ 529 году, представляетъ видимое завершение упадка древняго языческаго образования и начало византийскаго или средневековаго греческаго просвещения. Периодъ схоластики начинается съ IX-го века, хотя первые следы схоластическаго направления можно находитъ и у писателей предшествовавшаго переходнаго времени. Конецъ византийскаго периода, точно обозначаемый годомъ падения Константинополя (l453), не совпадаетъ съ началомъ эпохи Возрождения, первые представители которой относятся еще къ XIV веку. Третий отделъ простирается отъ начала эпохи Возрождения до настоящаго времени.

Первые пять вековъ христианской эры распадаются на два периода, гранью между которыми служитъ торжество христианства въ царствование Константина Великаго. До Константина Великаго церковъ находилась подъ гнетомъ языческаго правительства и претерпевала целый рядъ гонений. Съ Константина Великаго для церкви начинается время свободнаго развития ея учреждений и раскрытия ея учения подъ покровительствомъ светской власти.

Когда явилось христианство, оно пришло въ соприкосновение съ одной стороны съ иудействомъ, съ другой – съ греко-римскимъ языческимъ миромъ. Такъ какъ иудейство имело большое влияние на христианскихъ писателей первыхъ вековъ, то необходимо прежде всего выяснить, в какихъ отношенияхъ оно находилось къ античной образованности.


Об авторе
top
Плотников Владимир Владимирович
Русский духовный писатель. Образование получил в Казанской духовной академии; занял в ней кафедру метафизики, имел ученое звание доцента. Получил степень магистра, защитив диссертацию «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», первая часть которой вышла в Казани в 1885 г. Позднее был инспектором Московской духовной академии и преподавал там введение в круг богословских наук. После принятия сана архимандрита (под именем Борис) занял пост ректора Киевской духовной семинарии. В 1892 г. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Слабое здоровье заставило его просить места настоятеля миссии в Константинополе, где он пробыл до 1899 г. В том же году он был возведен в сан епископа. В 1901 г. был назначен председателем училищного совета при Святейшем Синоде и членом Синода.

В. В. Плотников — автор многих трудов в области богословия, философии и истории, главные из которых: «Вопрос о классиках» (1884), «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности» (вып. 1–3; 1885, 1890 и 1892), «Космология, или Метафизическое учение о мире» (вып. 1–2; 1888 и 1889), «Об изучении церковной истории» (1890), «Византийские публичные школы и библиотеки до IX века» (1890), «Записки по пастырскому богословию» (вып. 1–4; 1891–1892), «О начале мира» (1891), «Систематизация христианского учения в творениях св. Иоанна Дамаскина» (1891), «Очерки по истории просвещения в период византийский» (1893).