ПРЕДИСЛОВИЕ |
ВВЕДЕНIЕ |
| § 1. Содержанiе введенiя |
| § 2. Понятiе о проповеди |
| § 3. Христiанское учительство, какъ предметъ историческаго изученiя вообще |
| § 4. Исторiя проповедничества, какъ отрасль исторiи христ. цивилизацiи |
| § 5. Исторiя проповедничества, какъ отрасль исторiи церковной и какъ наука самостоятельная |
| § 6. Понятiе о типе проповеди |
| § 7. Понятiе о генезисе и о генетяческомъ развитiи типовъ проповеди |
| § 8. Главные деятели генетическаго образованiя типовъ проповеди |
| § 9. Программа прагматической исторiи проповеди |
| § 10. Программа генетической исторiи типовъ проповеди |
| § 11. Матерiалы, источники и пособiя для исторiи проповедничества |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . Первооснованiя и основоположенiя христiанскаго учительства:проповедь и ученiе о проповеди i. христа и св. апостоловъ |
ГЛАВА I. Проповедь и ученiе о проповеди Iисуса Христа (первооснованiя христiанскаго учительства) |
| § 12. Значенiе учительнаго слова въ христiанстве |
| § 13. Сущность христiанскаго учительнаго слова и его родовые признаки |
| § 14. Взаимное отношенiе общаго и частнаго содержанiя въ учительстве Iисуса Христа |
| § 15. Внутреннiя (субъективный) основанiя христiанскаго учительнаго слова, по ученiю и примеру божественнаго учителя |
| § 16. Основная черта метода и частныя формы учительства Iисуса Христа |
| § 17. Наименованiя ученiя и учительства Iисуса Христа въ евангелiя |
ГЛАВА II. Миссiонерская проповедь ев. апостоловъ и ихъ ученiе о ней (раскрытiе и уясненiе основовоположенiй христiанскаго проповедничества и начало историческаго развитiя христiанскаго учительства) |
| § 18. Приготовленiе апостоловъ къ проповедническому служенiю. Относительное достоинство ихъ проповеди |
| § 19. Основоположенiя христiанскаго учительства въ ученiи апостольскомъ |
ГЛАВА III. Внутреннее церковное учительство при апостолахъ и въ векъ апостольскiй |
| § 20. Места и времена внутренняго церковнаго учительства въ векъ апостольскiй. Лица, имевшiя право учительства |
| § 21. Спецiальная исторiя глоссолалiи, профитiи и дидаскалiи |
| § 22. Второй перiодъ въ исторiи глоссолалiи, профитiи и дидаскалiи |
| § 23. Третiй перiодъ. Окончательное возвышенiе дидаскалiи надъ другими видами учительства |
| § 24. Теоретическiя наставленiя апостола Павла относительно проповеди: зачатки гомилетической теорiи |
| § 25. Следы влiянiя общественнаго церковнаго учительства на мысль и жизнь христiанъ въ векъ апостольскiй |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . Исторiя христианской проповеди II и III вековъ |
ГЛАВА I. Проповедь въ церкви Восточной въ векъ мужей апостольскихъ, до Оригена (70-250 г.) |
| § 26. Вопросъ о существованiи проповеди во II веке |
| § 27. Положенiе и взаимное отношенiе глоссолассiи, профитiи и дидаскалiи въ векъ мужей апостольскихъ |
| § 28. Вопросъ объ отношенiи способовъ учительства христiанскихъ къ iудейскимъ во II веке |
| § 29. Различiе способовъ учительства у христiанъ изъ iудеевъ и христiанъ изъ язычниковъ |
| § 30. Общiя замечанiя о содержанiи проповедя во II веке |
| § 31. Методъ учительства во II веке |
| § 32. Внешнiй видъ проповеди II века и ея терминологическiя обозначенiя |
| § 33. Места проповеданiя во II веке. Внешнее подоженiе проповедника и слушателей во время проповеди. Времена проповеди |
| § 34. Почему лишь весьма немногое сохранилось до насъ изъ проповедей II века |
| § 35. Влiянiе проповеди на жизнь христiанъ въ векъ мужей апостольскихъ |
ГЛАВА II. Проповедь на Западе въ векъ мужей апостольскихъ, до Кипрiана (70-250 г.) |
| § 36. Общiй характеръ первоначальной проповеди на Западе |
| § 37. Лица учащiя, место и время проповеди на Западе во II веке |
| § 38. Влiянiе проповеди во II веке на мысль и жизнь христiанъ на Западе |
ГЛАВА III. Фактическая исторiя проповеди II века |
| § 39. УЧЕНIЕ СВ. ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВЪ |
| § 40. КЛИМЕНТЪ, ЕПИСКОПЪ РИМСКIЙ |
| § 41. КЛИМЕНТЪ АЛЕКСАНДРIЙСКIЙ |
| § 42. ТЕРТУЛЛIАНЪ |
| § 43. Валентинъ Гностикъ |
ГЛАВА IV. Исторiя проповеди въ III веке на Востоке |
| § 44. Лица проповедующiя, ихъ подготовка къ проповеди. Начало записыванiя проповедей. Места и времена проповеди. Объемъ проповедей. Внешнее положенiе проповедника и слушателей во время проповеди. Кро-cog. Теорiя проповеди на Востоке въ III веке |
| § 45. Видоизмененiя въ проповеди III века по форме и содержанiю.Монологизацiя проповеди и отсутствiе формы диалогической. Гомилiя оригеновская и ея особенности. Аллегорiя, какъ господствующей методъ учительства. Догматическiй и нравоучительный элементы въ содержанiи проповеди. Новые виды проповеди: речи похвальный и на освященiе храмовъ. Элементъ тематизацiи и ораторской искусственности въ нихъ |
ГЛАВА V. Состоянiе проповеди на Западе съ половины III века до половины IV века (отъ Кипрiана до Иларiя 250-350 г.) |
| § 46. Общiя замечанiя о состоянiи и характере проповеди Западной за это время |
| § 47. Лица, проповедывавшiя въ западной церкви въ перiодъ 250-350 г. |
| § 48. Влiянiе проповеди на жизнь и нравы христiанъ въ III веке |
ГЛАВА VI. Фактическая исторiя проповеди III века |
| I. | ОРИГЕНЪ |
| § 49. Черты его жизни и личнаго характера |
| § 50. Былъ-ли Оригенъ "ораторомъ". Влiянiе общихъ началъ его мiровоззренiя на его проповедь. Внешняя исторiя его проповеднической деятельности |
| § 51. Характеръ экзегетическаго метода Оригена вообще и въ частности экгегезиса его проповедей |
| § 52. Несколько фактическихъ подробностей изъ гомилiй Оригена; анализъ II беседы на книгу Левитъ, V беседы на книгу Бытiя и беседы на слова Iеремiи XI |
| § 53. Общiя замечанiя о значенiи Оригена въ исторiи проповеди |
| § 54. Современные Оригену проповедники |
| § 55. СВ. ГРИГОРIЙ ЧУДОТВОРЕЦЪ (211-270 г.) |
| § 56. ИППОЛИТЪ |
| § 57. ДIОНИСIЙ АЛЕКСАНДРIЙСКIЙ (264 г.) |
| § 58. ПIЕРIЙ, ПРЕСВИТЕРЪ И КАТЕХЕТЪ (283 г.) |
| § 59. СВ. МЕФОДIЙ ТИРСКIЙ |
| § 60. КИПРIАНЪ КАРЕАГЕНСКIЙ (258) |
| § 61. АРНОВIЙ (325) |
| § 62. ЛАКТАНЦIЙ (330) |
| § 63. Знаменитые учители церкви II и III в., произведенiя которыхъ не сохранились до нашего времени |
Примечанiя |
Настоящее сочиненiе составляетъ часть моихъ
чтенiй по исторiи христiанской проповеди въ С.-Петербургской Духовной Академiи, въ несколько сокращенномъ и упрощенномъ изложенiи, что сделано въ виду
назначенiя книги быть руководствомъ по исторiи
христiанской проповеди для изучаюiцихъ этотъ предметъ, и въ тоже время книгой для чтенiя въ обществе,
которому въ настоящее время еще присущъ тотъ
интересъ къ первобытному христiанству вообще и въ
частности къ первобытной проповеди, который недавно возбужденъ былъ особенно деятельностiю г.
Пашкова, штундистскими и другими сектантскими движенiями. Хотя настоящее сочиненiе представляетъ
совершенно законченное самостоятельное целое, темъ
не менее, въ виду многихъ нанiихъ мненiй, которыя
могутъ быть найдены своеобразными, мы сочли полезнымъ предпослать "исторiи проповеди трехъ первыхъ вековъ" наше общее введете въ курсъ исторiи
христiанской проповеди, въ которомъ мы выясняемъ
свою точку зренiя на задачи и методъ исторiи проповеди, доселе, въ гомилетической литературе совершенно неизвестную, составляющую наше личное воззренiе.
Какъ въ первомъ на русскомъ языке опыте методическаго изложенiя исторiи проповеди, въ нашемъ сочиненiи, предъ судомъ строгой критики, окажется, конечно,
немало пробеловъ и слабыхъ сторонъ, которыя мы сами
отчасти замечаемъ. Къ нашимъ критикамъ, замечанiя
которыхъ выслушаемъ съ полнымъ вниманiемъ, мы
обращаемъ слова древняго русскаго книжника: "возлюбленнiи о Христе отцы и братiя и честнiи господiе:
аще что обрящете поползновенно, или безместно быти,
Бога ради молимъ, покрыйте вашею мудростiю и исправите, якоже васъ умудри святый Параклитъ.
О потрудившемся же въ деле семъ молите всеблагого
Бога, а не кляните, да и сами прощенiя и благословенiя сподобитесь отъ Вседержителя".
Выходъ въ светъ совершенно приготовленной для
напечатанiя "Исторiи христiанской проповеди въ IV веке" последуетъ въ непродолжительномъ времени,
1885 г.