URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гоноцкая Н.В. Коммуникация в зеркале философии: Исследование проблемы взаимопонимания. История и современность. Истоки и перспективы Обложка Гоноцкая Н.В. Коммуникация в зеркале философии: Исследование проблемы взаимопонимания. История и современность. Истоки и перспективы
Id: 239556
625 р.

КОММУНИКАЦИЯ в зеркале философии:
Исследование проблемы ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. История и современность. Истоки и перспективы. Изд. 2, стереотип.

Коммуникация в зеркале философии: Исследование проблемы взаимопонимания. История и современность. Истоки и перспективы 2019. 158 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В оплетенном бесчисленными коммуникативными сетями современном мире как никогда остро встает проблема взаимопонимания между людьми. Предлагаемая читателю книга представляет собой попытку осмысления этой проблемы исходя из новой конфигурации бытия, основанием и смыслом которого выступает коммуникация. Данный подход обнаруживает неразрывные концептуальные связи между понятиями субъекта общения и личности, что открывает возможность переосмысления путей... (Подробнее)


Анонс
top

В наше время человек может стать одиноким, но ему уже никогда не оказаться наедине с самим собой. Сколь бы порочными ни были его связи, лишь они одни позволяют ему сохранить минимум человеческого достоинства в глазах других. Что заставляет нас понимать самих себя именно таким способом? В ответ обычно ссылаются на требования "информационной эпохи", но разве это что-либо объясняет? Разве нет иного способа быть личностью, кроме как оставаться на связи с другим человеком? Нелегко избавиться от впечатления, что изощренные технические средства связи, которые самозабвенно осваивает индивид в XXI веке, – не более чем шаткие протезы, плохо маскирующие его неспособность обрести себя и искренне сделать шаг навстречу Другому.

По мере разрастания первоначально фрагментарных дискурсов о коммуникации в современном мире и особенностях личности информационной эпохи открываются новые области тесных и подчас довольно спутанных смысловых переплетений между понятиями "общение", "субъект" и "личность". Чем богаче выявляемые между ними взаимосвязи, тем – увы – более сложной предстает задача понять себя и Другого.


Оглавление
top
Предисловие
Как общение стало проблемой (историко-философское введение)
Глава 1. Событие коммуникации
 1.1.Конституирование объективной реальности
 1.2.Конституирование субъективной реальности
 1.3.Языковая прослойка
 1.4.Диалог как объект желания
 1.5.Истина как взаимность
Глава 2. Модальности непонимания
 2.1.Взаимопонимание как позитивная модальность коммуникации
 2.2.Отчуждение и уединение
 2.3.Одиночество как встреча с Ничто
 2.4.Безразличие и протез коммуникации
Глава 3. Кто способен понять Другого?
 3.1.Кони Сократа
 3.2.Божественный взгляд как спасение от сложности
 3.3.Гегель и Сартр: От несчастного сознания к сознанию отчаявшемуся
 3.4.Шопенгауэр: Разум против единства воли
 3.5.Рыцарь веры, абсолют, целостность
 3.6.Юм и Кант: Душа как республика и как трансцендентальная идея
 3.7.Ницше: Еще один взгляд с позиции целостности
 3.8.Телесность личности
 3.9.Личность и множественность лиц
 3.10.Штиллер и Галлер
 3.11.Человек как открытое произведение
Глава 4. Общество, массмедиа, индивид
 4.1.Проблема социального: современный перевод
  4.1.1.Общество: метафоры пространства и сети
  4.1.2.Непосредственное и опосредованное
 4.2.Логика массового обольщения
  4.2.1.Три направления критики массмедиа
  4.2.2.Дереализация реальности
  4.2.3.Призрак манипуляции
  4.2.4.Безразличный Нарцисс
  4.2.5.Апологетика массмедиа
  4.2.6.Мир массмедиа – мир возможного
  4.2.7.Средства массового соблазна
 4.3.Личность в интерактивном зеркале
  4.3.1.Звездные фрики
  4.3.2.Мыльный пузырь соблазна
  4.3.3.Возможность создавать восполнения
  4.3.4.Нарциссическое одиночество
  4.3.5.Размножение восполнений и очередная постмодернистская смерть

Предисловие
top
Посвящается Е. В. Шевцову

Смыслы разделены между разными голосами.
М. М. Бахтин

Феномен языка, коммуникации, проблема взаимопонимания между ее субъектами стали одними из центральных тем философской рефлексии в XX веке. В актуальности этих вопросов мы убеждаемся всякий раз, как только задумываемся, что же собственно имеется в виду, когда говорят о языке, общении и взаимопонимании, а говорить об этом продолжают и сейчас. Не кроется ли причина все возрастающего интереса к данной проблематике в том, что понимание себя и Другого по прошествии десятилетних дискуссий о коммуникации отнюдь не стало легче? Если это так, то для нас это верный знак того, что и наступивший XXI век открыт для дальнейшего усугубления тех проблем, которые были поставлены еще в минувшем столетии.

Известно, что язык для современной философии выступает не только одним из главных предметов исследования, но и основным инструментом осмысления философских проблем. Решение фундаментальных онтологических и гносеологических вопросов все чаще связывают с работой по прояснению значений слов и анализу логических отношений между ними. Более того, оказавшись в центре внимания философии, язык постепенно приобрел статус онтологического и гносеологического горизонта, очерчивающего границу между бытием и небытием и определяющего пределы того, что может быть помыслено человеком. В свою очередь сам язык, по словам Х.-Г. Гадамера, обретает свое подлинное бытие лишь в разговоре, то есть при осуществлении взаимопонимания. Обращение к языку немыслимо без обращения к тому, для чего он выступает необходимым средством – к феномену человеческого общения, и если структура языка есть структура мира, то мир приводится к актуальному существованию в процессе коммуникации, высшей точкой которой является момент возникновения взаимопонимания между ее субъектами. Фундаментальный философский вопрос об условиях возможности мира – это вопрос об условиях возможности общения и консенсуса и, соответственно, проблема сознательного человеческого бытия в мире, личностного самоопределения индивида – это проблема его самопонимания (понимания им самого себя) в качестве субъекта коммуникации, субъекта не просто способного, но призванного на основе взаимопонимания устанавливать свою общность с другими субъектами.

С другой стороны, само современное "общество всеобщей коммуникации" ставит перед нами ряд проблем, к которым приходится обращаться, оставляя в стороне чистую философскую спекуляцию. Бурное развитие средств массовой коммуникации, оказывающих все большее, если даже не решающее, воздействие на социальные процессы во всем мире, вызывает противоречивые и подчас диаметрально противоположные оценки со стороны крупнейших теоретиков современности. Стоит ли видеть в изобретении электронных массмедиа решительный прорыв к построению целостного, прозрачного и разумного мира? Казалось бы, благодаря усовершенствованию массмедиа, преодолевающих пространственные, временные и культурные барьеры, люди становятся ближе друг к другу, им легче прийти к взаимопониманию, новые электронные средства общения обогащают представления людей о реальности, делая каждого человека разносторонне развитой личностью. Или же, напротив, современные массмедиа лишают нас даже надежды на возможное взаимопонимание, дереализуя реальность, манипулируя сознанием, разрушая человеческую личность, которая превращается в частичного, разорванного субъекта, более не стремящегося к самосовершенствованию, но к своей бесконечной репродукции во множестве образов. Превращаясь в "интерактивного субъекта", человек становится простым безразличным ретранслятором сообщений, что означает утрату субъектности как таковой.

Недостатка в литературе, посвященной как коммуникации, так и особенностям современного социокоммуникативного пространства, нет. При этом вопрос о том, что для человека означает быть личностью, отделяется от вопроса о том, каким образом один человек определяет себя по отношению к другим людям. Дискурс раздваивается: с одной стороны, речь идет непосредственно о коммуникации в современном мире, а с другой – об особенностях личности постмодернистской эпохи. Между ними, безусловно, имеются соответствия, но непосредственная связь этих двух тем не раскрывается в явном виде. Может быть, поэтому-то и взаимопонимание как исход человеческого общения так и остается по большей части недостижимым идеалом. Возможности для общения в современном мире стали гораздо шире, но понимание и себя, и других от этого, пожалуй, только усложнилось. Не претендуя внести ясность в столь запутанное дело, я возьму на себя смелость запутать эту проблему еще больше, завязав еще несколько узлов: 1) бытие и коммуникация; 2) субъект коммуникации и личность; 3) связь субъекта и процесса коммуникации с ее средствами.