Обложка Гёте И.В. Учение о цвете. Пер. с нем.
Id: 237717
236 руб.

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ.
(Под редакцией и с предисловием А.А.Богданова. Перевод с немецкого, составление и комментарии В.О.Лихтенштадта) №41
Учение о цвете. Пер. с нем.

URSS. 2021. 120 с. ISBN 978-5-9710-5409-2.

Аннотация

Вниманию читателей предлагается издание, содержащее избранные разделы одного из самых значимых произведений Иоганна Вольфганга фон Гёте — «К учению о цвете» («Zur Farbenlehre»). Трактат «К учению о цвете» состоит из трех частей: дидактической, в которой Гёте разрабатывает свою собственную теорию цвета; полемической, где рассматривается и критикуется теория цвета Ньютона; и исторической, содержащей очерки по истории науки о цвете ...(Подробнее)от Античности до конца XVIII в. Порядок разделов книги дан в редакции переводчика-составителя — в частности, в данном издании методологический раздел «Отношения к смежным областям» (в оригинале — 5-й раздел) вынесен в начало и дает общее представление об отношении Гёте к различным областям науки. В разделах 2 и 3 («Физиологические цвета» и «Чувственно-нравственное действие цвета») сохранена оригинальная нумерация абзацев, что облегчает работу с книгой, в том числе и как со справочным изданием.

Книга будет интересна как специалистам — физиологам, психологам, философам, искусствоведам, так и широкому кругу читателей.


Содержание
Предисловие (А. А. Богданов)
Предисловие
Введение к очерку учения о цветах
Отношения к смежным областям
Отношение к философии
Отношение к общей физике
Отношение к учению о звуке
Заключительное замечание относительно языка и терминологии
Физиологические цвета
1. Свет и мрак для глаза
2. Черные и белые образы для глаза
3. Серые поверхности и образы
4. Ослепительный неокрашенный образ
5. Цветные образы
6. Цветные тени
7. Слабо действующий свет
8. Субъективные венцы
Чувственно-нравственное действие цвета
1. Желтый
2. Красно-желтый
3. Желто-красный
4. Синий
5. Красно-синий
6. Сине-красный
7. Красный
8. Зеленый
9. Цельность и гармония
10. Характерные сопоставления
Желтый и синий
Желтый и пурпур
Синий и пурпур
Желто-красный и сине-красный
11. Бесхарактерные сопоставления
Отношение сопоставлений к светлому и темному
12. Исторические замечания
Из «Материалов для истории учения о цветах»
1. Замечания относительно учения о цветах и метода древних
2. Промежуточная эпоха. Пробел
3. Роджер Бэкон
4. Бэкон Веруламский (XVI век)
5. Галилео Галилей
6. Декарт
7. Исаак Ньютон
Личность Ньютона
Признание автора

Об авторе
Гёте Иоганн Вольфганг
Великий немецкий поэт, философ и естествоиспытатель, государственный деятель, один из основоположников немецкой литературы Нового времени. Родился во Франкфурте-на-Майне, в семье имперского советника. Учился в Лейпциге (1765–1768) и Страсбурге (1770–1771); слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину; защитил диссертацию на звание доктора права. Тогда же проникся духом национальной поэзии, стал собирателем народных песен, изучал древнегерманское искусство. С 1775 г. жил в Веймаре, где был советником веймарского герцога; участвовал в военной кампании против Наполеона. В 1782 г. Гёте, являвшийся членом герцогского Тайного совета, был возведен в дворянство и назначен президентом палаты, в 1815 г. стал первым министром. С 1826 г. — иностранный почетный член Петербургской академии наук.

Всемирную славу Иоганну Вольфгангу Гёте принес роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774), но самым грандиозным его произведением стала трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. В «Фаусте» в значительной степени нашли отражение рассуждения Гёте о естественных науках, политике, эстетике и философии. В области естествознания он выполнил ряд работ по сравнительной морфологии растений и животных, по физике (оптика и акустика), минералогии, геологии и метеорологии. Наибольшее историческое значение имеют его морфологические исследования; им прослежены признаки сходства в устройстве различных органов растений, ему принадлежит термин «морфология». Взгляды Гёте на единство строения растительных и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Чарлза Дарвина. Его труды по теории цвета и в наше время сохраняют научное и философское значение, главным образом в области физиологии и психологии зрения.