Философия характеризуется в книге как всеобщая и непосредственно мировоззренческая наука, которая с самого своего возникновения представляет органическую часть научно-теоретического знания. До философии была преднаука, эмпирическое, научное знание. Теоретическое научное знание возникло вместе с философией. Мировоззрение существовало и до философии в виде мифологии и религии. В мифологии не было различения естественного и сверхъестественного. В религии оно возникло, причем сверхъестественное в религии не просто признается существующим, но и оценивается как высшая реальность. Наука избирает в качестве объекта познания естественный мир, либо отрицая сверхъестественный мир, либо просто оставляя его на долю религии. Научно-теоретическое знание сначала в виде нерасчлененной натурфилософии, а позже в виде системы специализированных наук, разграничивших предметы своего познания, в принципиальном отношении, по своей сущности отрицает религиозно-мифологическое мировоззрение. Когда говорят, что философия подвергла отрицанию религиозно-мифологическое мировоззрение, это означает, что на место последнего пришло не что иное, как научно-теоретическое мировоззрение. Судьба философии как мировоззренческой науки – сложная, противоречивая. Она кровно связана со всеми перипетиями общественной жизни. Поэтому она подчиняется в своем развитии не столько собственной научно-теоретической сущности, сколько внешним обстоятельствам. Но в перспективе развития она неизбежно должна становиться все в большей мере научной не только по форме изложения своего содержания, по способу обсуждения своих проблем, но и по своему основному содержанию. Хотелось бы в предисловии оттенить еще один момент. Философия не всеядная наука, она вовсе не претендует на знание обо всем. У нее четко определенный собственный и только один предмет: всеобщее в его отношении к человеческому обществу, его бытию и сознанию. Все философское знание от начала до конца – это знание о всеобщем. Но не менее важно понять, что философское знание должно быть направлено на все более глубокое познание человеческого общества. А это, в свою очередь, означает необходимость все более глубокого познания как общества в целом, так и его отдельных человеческих индивидуумов – личностей с их сознанием и мышлением. Ведь философия – мировоззренческая наука! Поэтому она просто обязана довести знание о всеобщем до знания человека и общества, причем не как одного из многих природных проявлений всеобщего, оставляющего его на прежнем уровне организации, а как поднимающего всеобщее на более высокий уровень развития. Философия обязана отразить в своем содержании развитие всеобщего от природного его бытия к общественному. Природа – это всеобщее в качестве объекта, а общество – всеобщее, развившееся до уровня субъекта, ставшее на этом уровне уже объектом-субъектом. Человеческое общество – такой же закономерный предмет философии, как и всеобщее. Поэтому с этой стороны тот же самый предмет философии может быть представлен как человеческое общество в его отношении к всеобщему. Естественно, говоря об обществе, мы говорим о бытии людей и их сознании и мышлении. Поэтому отношение всеобщего к обществу – это и отношение всеобщего бытия к человеческому сознанию и мышлению. Надо иметь в виду и то, что всеобщее в диалектическом понимании охватывает, включает в себя все существующее. Поэтому философия имеет отношение ко всему, но взятому вместе как одно целое, как одно единственное бытие, внутренне многообразное и изменчивое. Автор благодарит доктора философских наук, профессора Бориса Николаевича Бессонова; доктора экономических наук, профессора Николая Васильевича Сычева; доктора философских наук, профессора Григория Дмитриевича Чеснокова, выступивших рецензентами книги и поддержавших ее. Солопов Евгений Фролович Доктор философских наук, профессор. В 1963 г. окончил аспирантуру Института философии АН СССР. В 1963–1979 гг. работал на Ленинградской кафедре философии АН СССР. В 1979–1984 гг. — заместитель председателя Центрального совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР. В 1984–1991 гг. работал по указанному направлению во Всесоюзном доме политического просвещения при ЦК КПСС. С 1992 г. по настоящее время занимается преподавательской деятельностью в вузах Москвы. Автор более 20 научных монографий, учебных пособий и многих статей по фундаментальным проблемам философии, ее истории, философским проблемам естествознания, по социально-политическим и этнонациональным проблемам.
В работах Е. Ф. Солопова содержится углубленное осмысление философии как науки о всеобщем и познающем его мышлении, о развитии всеобщего бытия от природных его проявлений до уровня человека и общества; установлены элементарная клеточка теории диалектики — отношение "всеобщее—отдельное", ее предмет — всеобщее в его отношении к обществу и логика развертывания теории диалектики из ее клеточки в целостную систему законов и категорий, то есть дано принципиальное решение центральной проблемы современной (материалистической) диалектики. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||