Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?
А. С. Пушкин
Проблема индивидуальности вот уже много лет притягивает к себе мое внимание. Многое из того, что вначале выглядело достаточно простым и ясным, при ближайшем рассмотрении оказалось крайне запутанным, скрытым под густой завесой банальностей и устоявшихся заблуждений. К счастью, я довольно скоро обнаружил, что далеко не одинок в своем стремлении переосмыслить сложившиеся стереотипы представлений об индивидуальности, и многие интересно думающие люди уже прошли значительную часть этого пути, что стало для меня ощутимым подспорьем. Мое теоретическое исследование иных путей в психологии индивидуальности начиналось вовсе не как исследование, а как разрозненные записи собственных размышлений для себя, на всякий случай. Когда записей скопилось много, то возникло желание привести их в порядок, что собственно и способствовало написанию этой книги, основная задача которой – вербально оформить новый взгляд на индивидуальность и ее роль в личностном и духовном развитии человека. Объединительным стержнем для решения этой задачи была выбрана тема противостояния двух подходов к пониманию индивидуальности – статического и динамического. О существовании двух противоположных точек зрения на индивидуальность известно достаточно давно. Аксиома статической индивидуальности, постоянно доминирующая как в научном, так и в обыденном сознании, в самом общем виде может быть сформулирована так: что меняется, то не может быть индивидуальностью. Индивидуальности положено быть постоянной, твердой, незыблемой. И потому само понятие "динамическая индивидуальность" не может существовать, это абсурд, деревянное железо, сухая вода и т. п. Индивидуальность как существительное, должна описывать только то, что в человеке является действительно существенным, свойственным лишь этому человеку. Статическая точка зрения утверждает, что единство и непрерывность сознательного восприятия или сознания, обязательно должны существовать, иначе нельзя даже ставить вопрос об индивидуальности. Поскольку люди обладают способностью рассказать о своей жизни, то в психологии способность к автобиографической памяти рассматривается как основание для появления и поддержания ощущения непрерывной индивидуальности. Однако, утверждение, что именно память является основой того, что называют единством и тождеством индивидуальности, не стоит понимать слишком буквально, ибо в таком случае можно сделать ошибочный вывод об отсутствии индивидуальности у человека с плохой памятью. Тем более, как показывает практика, индивидуальность человека лучше проявляется в ошибках его памяти, избирательности его забывания. Поэтому вернее будет сказать, что память является одной из психических функций, с помощью которой индивидуальность может быть обнаружена и зафиксирована. Реальность единства и устойчивости индивидуальности также подтверждается в результате длительного интерактивного взаимодействия с другими людьми, то есть в осознании постоянства своей особости через повторяющиеся реакции других людей на мои слова и действия. В моральной и юридической практике существование устойчивости и непрерывности индивидуальности рассматривается как обязательное условие для того, чтобы считать людей ответственными за их прошлые дела. По этой причине в законах обязательно оговариваются те ситуации, когда устойчивость и непрерывность личности могут быть нарушены, в частности, это может быть состояние аффекта, психическое заболевание, слабоумие, помрачение сознания и т. п. Эти состояния рассматриваются в качестве смягчающих обстоятельств при назначении меры наказания или полном освобождении от него, поскольку допускается, что преступление якобы было совершено кем-то другим, поскольку фактически подсудимый "находился не в себе", "вышел из себя". Статические подходы имеют то общее, что высказывая желательность и даже необходимость упорядочивания и стабилизации человеческих ориентаций и поведения, они сознательно или безотчетно оставляют без должного внимания более широкий вопрос, а именно: действительно ли существует и если да, то за счет чего формируется это заветное единство, или, по крайней мере, ощущение постоянства, непрерывности и последовательности в человеке. Приверженцы динамической точки зрения на индивидуальность высказывают серьезные сомнения относительно существования такого единства и непрерывности человека в течение его жизни, поскольку реально наблюдают достаточно радикальные и нередко внезапные изменения в человеческом рассудке и поведении, вовсе не связанные с нарушениями сознания или сумасшествием, и не усматривают, таким образом, никаких особых причин, чтобы постулировать любое априорное единство. А. С. Пушкин в статье "Александр Радищев" писал: "Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж, со вздохом иль с улыбкою, отвергает мечты, волновавшие юношу. Моложавые мысли, как и моложавое лицо, всегда имеют что-то странное и смешное. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют". Кроме того, динамический подход не признает принцип единственности индивидуальности: один человек – одна индивидуальность. Этот краеугольный камень статического подхода всегда считался очевидным, не подлежащим сомнению и не требующим специальных доказательств. Однако многочисленные факты (и не только из истории психиатрии) показывают, что один человек может обладать многими индивидуальностями – последовательно или одновременно. Феномен "множественной личности" известен достаточно давно и описанию его посвящено немало научных книг. В отличие от статического подхода, который движется по поверхности, ограничиваясь изучением структуры и составляющих ее элементов, динамический подход погружается в глубину, стараясь понять индивидуальность в ее развитии и многообразии. Статический подход полагает мир и человека в нем раз и навсегда сотворенными, и потому индивидуальность предстает как составленная из отдельных элементов внутренняя необратимость, не способная к развитию в каждом отдельном человеке. Динамический подход опирается на радикально альтернативные предпосылки и ставит в центре незавершенного мира человека живого и целостного, сущность которого в том, что он есть бесконечно и безгранично развивающееся, переделывающее себя существо и все особенности его психики связаны именно с этим. Ключевую идею динамического подхода просто и лаконично выразил Виктор Франкл [89]: быть – значит отличаться, имея в виду при этом не столько непохожесть на других людей, но прежде всего способность изменяться, превосходить самого себя, определять свою судьбу. В свете этой формулы сдвиг исследовательских интересов и задач от статического к динамическому подходу, характеризующий общее состояние современной исследовательской парадигмы, однозначно подразумевает решительный отказ от трактовки изменений, происходящих в психике человека, как пассивной реакции на внешнее воздействие и переход к пониманию изменения как самоорганизации: "от пассивного бытия к активному становлению". Обе точки зрения (статическая и динамическая) выдвигают очень веские аргументы и опираются на реальные жизненные факты, и потому ни одна из них не может быть отвергнута. Существование человека насквозь пропитано парадоксами, один из которых состоит в том, что человек всегда находится на пересечении двух прямо противоположных тенденций своего развития: с одной стороны, он стремится стать универсальным, и в то же самое время желает утвердиться в постоянстве своей уникальности. В этой связи не должна вызывать особого удивления парадоксальная природа индивидуальности, позволяющая ей сочетать в себе такие свойства, какие по отдельности противоречат друг другу: она отличается одновременно и наибольшей твердостью и наибольшей податливостью. Разгадка единства таких несовместимых свойств представляется центральной для понимания целостной индивидуальности, из чего следует, что первоочередной задачей для того, кто стремится основательно и всерьез исследовать тайну индивидуальности, является обнаружение вероятных точек сопряжения двух противоположных взглядов на индивидуальность. В психологии существует множество вариантов решения проблемы сочетания стабильности и развития. Например, деление психики на неизменяемое ядро и подвижную, гибкую оболочку, деление области психического на содержание и динамику, выделение в психическом развитии кризисных и литических периодов, и т. д. Мною для решения этой проблемы выдвигается и анализируется гипотеза о динамической индивидуальности, обоснование которой стало центральной задачей данной книги. Одновременно в качестве сверхзадачи в книге сквозной нитью проводится мысль об ограниченности однозначного понимания мира и человека, о соотношении и переплетении вероятного и невероятного, ортодоксального и парадоксального, повторяемого и уникального, закономерного и случайного, циклического и линейного, горизонтального и вертикального. Тем самым предполагается расширить рамки представлений о психологических реалиях, связанных с индивидуальностью человека и показать возможность видеть это явление одновременно с разных сторон, выявлять противоречия, формулировать проблему, выдвигать гипотезы о способах ее решения. Печенков Василий Васильевич Кандидат психологических наук. Лауреат премии Президента РФ в области образования за 2000 год.
|