Предисловiе |
ГЛАВА I. Улыбка и смехъ |
| Необходимость изученiя телесныхъ процессовъ смеха |
| Отличительные признаки движенiй при улыбке |
| Выразительная роль улыбки |
| Непрерывность между процессами улыбки и смеха |
| Органическiя перемены, сопровождающiя смехъ |
| Физiологическая польза смеха |
| Действiе излишковъ смеха |
| Смехъ- какъ выраженiе |
| Отношенiе выраженiя къ чувству, въ смехе |
| Взаимнодействiе радостныхъ чувствъ и органическихъ спутниковъ ихъ |
| Отклоненiя отъ нормальнаго типа смеха |
ГЛАВА II. Условiя и причины смеха |
| 1. | Смехъ, производимый чувственными стимулами: щекотанiе |
| | Площади щекотанiя |
| | Отличительные признаки чувства щекотанiя |
| | Двигательныя реакцiи производимыя щекотанiемъ |
| | Насколько свойства ощущенiя определяютъ смехъ отъ щекотанiя |
| | Психическiй факторъ въ действiи щекотанiя |
| | Объективныя условiя удачнаго щекотанiя |
| | Щекотанiе требуетъ особаго настроенiя духа |
| 2. | Другiя почти рефлекторныя формы смеха |
| | Разновидности автоматическая или нервнаго смеха |
| | Общiй элементъ въ этихъ разновидностях: освобождение отъ задержки имъ давленiя |
| 3. | Разновидности радостнаго смеха |
| | Продолжительный припадокъ смеха |
| | Существенный элементъ веселаго смеха |
| | Случаи веселаго смеха: |
| | a) | Игра |
| | b) | Дразненiе, какъ вызывающее положенiе |
| | c) | Практическая шутка и смехъ |
| | d) | Смехъ, какъ спутникъ борьбы |
| | e) | Случаи необычной торжественности, какъ возбудители смеха |
| | Физiологическая основа состоянiя смеха |
ГЛАВА III. Разновидности смешного |
| Объективное отношенiе въ смехе |
| Всеобщiй элементъ въ смешномъ |
| Группы смешныхъ объектовъ |
| | 1 | ) Новость и странность |
| | 2 | ) Полезныя уродства |
| | 3 | ) Нравственяыя уродства и пороки |
| | 4 | ) Нарушенiя порядка и правилъ |
| | 5 | ) Маленькiя несчастья |
| | 6 | ) Отношенiя къ скабрезнымъ случаямъ |
| | 7 | ) Жеманство и притворство |
| | 8 | ) Недостатокъ знанiя или уменья |
| | 9 | ) Отношенiя противоречивости и безсвязности |
| | 10 | ) Словесная игра и остроумiе |
| Кооперацiя различныхъ сторонъ смешного |
| | 11 | ) Проявленiя забавности въ предметахъ |
| | 12 | ) Зрелище успеха въ борьбе |
ГЛАВА VI. Теорiи смеха; результаты ихъ критики и итоги |
| Итоги теоретическихъ объясненiй смеха |
Сёлли Джеймс Известный английский психолог и философ, один из основателей английской детской психологии. Родился в Бриджуотере, в семье коммерсанта. Учился в частном колледже, затем изучал философию в Лондоне и Геттингене (Германия). В 1868 г. получил степень магистра. Преподавал в различных учебных заведениях Лондона, читал лекции по теории образования, по вопросам психологии искусства, по психологическим основам проницательности. Статьи и книги Дж. Сёлли по философии и психологии внесли огромный вклад в развитие различных отраслей психологического знания и получили высокую оценку видных ученых — В. Вундта, З. Фрейда, Т. Рибо, Р. Авенариуса, Ч. Дарвина.
Среди трудов Дж. Сёлли широкую известность получили учебник «Очерки по психологии» (1884; русский перевод под названием «Основные начала психологии и ее применения к воспитанию», 1887) и один из первых в мире учебников по детской психологии «Изучение детства» (1895), вышедший в России под названием «Очерки по психологии детства» (1901; переизд. в URSS). Из-за философской работы «Пессимизм: История и критика» (1877) Дж. Сёлли лишился должности заведующего кафедрой философии университетского колледжа в Ливерпуле — попечительский совет, не вникавший в содержание книги, посчитал автора пессимистически настроенным и потому не достойным преподавать философию юношеству. В России эта книга была опубликована в Санкт-Петербурге в 1893 г.