Введение | 6
|
Глава 1. Современные особенности условий реализации творческих процессов | 12
|
1.1. Общая характеристика современности в контексте творчества | 12
|
1.2. Системность как основополагающий принцип реализации творческих процессов | 22
|
1.3. Выводы | 40
|
Глава 2. Творчество в классическом понимании | 41
|
2.1. Где оно, начало творческого процесса? | 41
|
2.2. Кто он, творец? | 50
|
2.3. Классическое представление о качествах творческой личности | 58
|
2.4. Креативность как качество творческой личности | 70
|
2.5. Подходы к формированию творческих способностей | 82
|
2.6. Выводы | 103
|
Глава 3. Творчество в современном понимании | 107
|
3.1. Копинг как составная часть творчества | 107
|
3.1.1. Творчество в условиях «покоя и воли» | 108
|
3.1.2. Творчество в условиях экстремальных ситуаций | 109
|
3.1.3. Творчество в условиях трудных жизненных ситуаций | 114
|
3.1.4. Копинг-стратегии и творческий процесс | 118
|
3.1.5. Выводы | 145
|
3.2. Толерантность к неопределенности как составная часть творчества | 146
|
3.2.1. Сущность толерантности к неопределенности | 146
|
3.2.2. Подходы к формированию толерантной личности | 151
|
3.2.3. Выводы | 154
|
3.3. Саморазвитие как составная часть творчества | 154
|
3.3.1. Сущность саморазвития | 154
|
3.3.2. Подходы к саморазвитию | 165
|
3.3.3. Барьеры саморазвития | 176
|
3.3.4. Выводы | 177
|
3.4. Активность личности как составная часть творчества | 178
|
3.4.1. Сущность активности | 178
|
3.4.2. Подходы к развитию активности | 187
|
3.4.3. Факторы подавления активности | 192
|
3.4.4. Выводы | 192
|
3.5. Духовность личности как составная часть творчества | 193
|
3.5.1. Сущность духовности | 193
|
3.5.2. Подходы к развитию духовности | 206
|
3.5.3. Оценка уровня духовного развития | 216
|
3.5.4. Ошибки в развитии духовности | 219
|
3.5.5. Выводы | 219
|
3.6. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность как составные части творчества | 220
|
3.6.1. Сущность эмоционального интеллекта | 220
|
3.6.2. Подходы к регуляции эмоций | 231
|
3.6.3. Сущность эмоциональной креативности | 248
|
3.6.4. Выводы | 252
|
Глава 4. Глава обобщающая и с ожидаемым продолжением | 253
|
4.1. О системном подходе в побуждении к творчеству | 253
|
4.2. Системные связи в задаче побуждения | 260
|
4.3. Системная модель личности в задаче побуждения человека к творчеству | 267
|
4.4. О классификации качеств человека, побужденного к творчеству | 278
|
Заключение | 284
|
Литература | 288
|
Шимукович Петр Николаевич Доктор технических наук, изобретатель. Изучению, преподаванию и практическому применению методов творчества, преимущественно теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), посвятил более 35 лет. На основе многолетнего опыта преподавания и исследовательской работы в высшей школе, консалтинга и обучения специалистов современных рыночных компаний, а также проектно-технической и административной работы в компаниях разных отраслей промышленности сформировал собственную оригинальную позицию в отношении теории и практики творческого решения проблем. Автор книг по данной тематике, выпущенных издательской группой URSS: «Информационный метод творчества: Информация, язык, семиотика, ТРИЗ на службе инноваций», «ТРИЗ-противоречия в инновационных решениях: PN-метод», «У проблем есть решения! ТРИЗ-идеи в системном изложении», «Побуждение к творчеству: Истоки успешных инноваций», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Практика», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Путь к творческому результату: целостное представление и пошаговый анализ», «ТРИЗ-идеи в системном изложении: Патентование и воплощение творческого результата».