URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Костина А.В. Россия: путь к будущему: Технологии формирования нового общества: Цивилизационная идентичность. Информатизация жизни. Культурные ценности и «общество потребления». Обложка Костина А.В. Россия: путь к будущему: Технологии формирования нового общества: Цивилизационная идентичность. Информатизация жизни. Культурные ценности и «общество потребления».
Id: 236353
514 р.

Россия:
путь к будущему: Технологии формирования нового общества: Цивилизационная идентичность. Информатизация жизни. Культурные ценности и «общество потребления».

URSS. 2019. 200 с. ISBN 978-5-9710-5404-7.
Типографская бумага

Аннотация

Книга посвящена анализу социокультурных факторов развития современной России: в ней рассматривается специфика цивилизационной идентичности России, выделяются ценности отечественной культуры, которые представляются в контексте процессов либерализации экономики и развития «общества потребления». Особое внимание в книге уделяется проблеме информатизации и вхождения России в информационное общество; рассматриваются социальные процессы,... (Подробнее)


Содержание
top
Введение6
Раздел 1. Культурные тенденции, детерминированные социально16
Глава 1. Социокультурные факторы развития современной России16
1. Современность: опора на принцип рациональности17
2. Глобальные тренды развития как основание существования человечества18
3. Россия: специфика рыночной модели21
4. «Архаизация» культурного ландшафта в обществе модерна24
Глава 2. Культура как основа цивилизационной идентичности России27
1. Ценности как основа цивилизационной идентичности: Европа и Россия28
2. «Столкновение цивилизаций» в эпоху современности31
3. Глобальная и внутренняя миграция как проблема идентичности34
Глава 3. Национально-культурная идентичность как фактор гармоничного развития современной России41
1. Гражданская идентичность как национальная идентичность: специфика подхода41
2. Национальная идентичность как гражданская идентичность: условие развития современного государства44
3. Национально-культурная идентичность и миграционные процессы: «старые» и «новые» граждане48
Глава 4. Общество потребления и ценности российской цивилизации56
1. «Общество потребления» как фактор экономического и социального развития56
2. Потребление как альтернатива личностному росту58
3. Россия и «общество потребления»: как совместить традиционные ценностные установки и экономическую полезность потребления?61
Глава 5. Культура как фактор национальной безопасности России68
1. Культура в Стратегии национальной безопасности68
2. Ценности американской культуры: насколько они универсальны?71
3. Воспитание в рамках высшего образования: необходимость «спасения» собственной истории73
Глава 6. Диалог в современном мире: пределы и возможности78
1. «Диалог культур»: залог безконфликтного культурного развития78
2. Понимание как основание диалогических отношений80
3. Диалогическая коммуникация: возможна ли она между модерными и до-модерными обществами?84
4. Парадигма национальной культуры — вместо парадигмы мультикультурализма90
Глава 7. Информатизация и новые тенденции развития общества XXI века94
1. Феномен «цифрового неравенства»94
2. Феномен социальной стратификации98
3. Отказ от разума в «обществе знаний»: феномен постмодерна102
4. Лженаука как типичный феномен постмодернизма107
Раздел 2. Социальные тенденции, детерминированные культурно114
Глава 1. Развитие языка в современных условиях114
1. Способы фиксации информации и их влияние на функционирование языка115
2. Сетевая литература: особенности и принципы функционирования119
3. Функции сетевой литературы126
4. Функции языка в современном мире128
Глава 2. Сообщества сетевого мира: творческие практики как социальные практики134
1. Фэндом: сообщество сетевой литературы135
2. Фурри: возврат к зооморфизму140
3. Программисты, системные администраторы, геймеры144
4. Пранкеры: феномен виртуализированного мира150
5. Троллинг: провокация как форма социального взаимодействия154
Глава 3. Массовая культура как актуальная форма современности159
1. Массовая культура и идеологический контекст159
2. Массовая культура: новизна постановки проблемы167
3. Функциональные характеристики основных типов культуры171
Глава 4. Массовая культура как механизм преодоления процессов маргинализации176
1. Массовая культура: механизм преодоления маргинализации общества176
2. Социализационный потенциал массовой культуры и его востребованность в современном обществе181
3. Возможности массовой культуры по интеграции мигрантов186
Заключение193

Об авторе
top
photoКостина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, академик Международной академии наук (IAS, Австрия). Проректор по учебной и воспитательной работе Московского гуманитарного университета. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 г. — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (М.: URSS), «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (М.: URSS), «Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты» (М.: URSS; совм. с В. И. Костиным), «Диалектика массового и элитарного в современной культуре», «Национальная культура — этническая культура — массовая культура: баланс интересов в современном обществе» (М.: URSS), «Теоретические проблемы современной культурологии» (М.: URSS), «Культурная политика современной России» (М.: URSS; совм. с Т. М. Гудимой), «Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики» (М.: URSS), «Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?» (М.: URSS), «Конструктивный социальный потенциал массовой культуры» (М.: URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).