В пяти книгах учебника по системному анализу и синтезу стратегических решений в инноватике представлены результаты исследований, проводимых в таких научных дисциплинах, как прикладная математика, информатика, вычислительная техника, экономическая теория, инженерное проектирование, стратегический менеджмент и маркетинг. Объединяющей их и центральной для серии этих книг проблемой является то, как человек формирует (синтезирует) и принимает стратегические решения при разработке и коммерциализации инноваций и как ему можно помочь в сложных задачах синтеза и выбора, используя математические и эвристические методы и новые информационные технологии. В последнее время наука, изучающая различные теории нововведений, такие как прогнозирование и планирование инноваций, синтез новшеств и их распространение, получила название "инноватика". Внутри самой инноватики, означающей движении от инновации к предпринимательству, появились новые самостоятельные направления: прогнозирование и планирование инновационной деятельности, формирование новшеств, диффузия (распространение) новшеств, адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям, инновационные организации и их проектирование, моделирование инновационных решений, рынок нововведений, инновационные стратегии и др. Системный анализ и синтез стратегических решений и стратегических инноваций позволяет аналитикам, менеджерам и лицам, принимающим решения, формировать такие стратегии и инновации, внедрение которых носит упреждающий характер, обеспечивая получение конкурентных преимуществ в перспективе. Актуальность принятия научно обоснованных стратегических решений весьма велика, поскольку рубль, сэкономленный на стадиях стратегического маркетинга, планирования и концептуального проектирования инноваций за счет упрощения процедуры принятия стратегических решений, на последующих стадиях воспроизводства оборачивается потерями в сотни, а то и тысячи раз превышающими ранее полученную экономию. Инструментом, повышающим качество стратегических решений, является системный анализ, позволяющий объединить междисциплинарные знания, методы и действия для решения сложной проблемы. Системный анализ в инновационной деятельности предполагает знание многих других дисциплин, например основ менеджмента и маркетинга, стратегического управления, экономики организаций, методов теории принятия решений, методов научно-технического творчества и проектирования, новых информационных технологий и методов искусственного интеллекта. Изложенные в учебниках методы, методики и системы поддержки принятия решений позволят помочь человеку в сложном процессе поиска лучших вариантов решений, а также обострить интуицию системных аналитиков и менеджеров. Системный анализ по существу является процессом принятия решений в условиях неопределенности, характеризующейся неполной, неточной, противоречивой исходной информацией. Предложенный в данной работе материал предназначен для студентов, аспирантов, докторантов и специалистов, работающих в самых разных областях прикладной математики, экономики, искусственного интеллекта, инженерного проектирования, менеджмента и в сфере маркетинга организации. В учебниках обобщен опыт отечественных и зарубежных ученых, а также результаты многолетних исследований авторов. Серия учебников "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" включает пять книг. Первая книга – "Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга". Вторая книга – "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций". Третья книга – "Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций". Четвертая книга – "Концептуальное проектирование инновационных систем". Пятая книга – "Формирование и принятие стратегических маркетинговых решений в образовательных учреждениях". Непосредственной основой для создания серии учебников послужили научно-исследовательская работа и курсы лекций, проводимые авторами в Волгоградском государственном техническом университете, Российском государственном университете инновационных технологий и предпринимательства, Московском физико-техническом институте (государственном университете) и Московском государственном университете путей сообщения. В первой книге "Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" приведены основные понятия и задачи стратегического менеджмента и маркетинга, решаемые в инновационных организациях. Значительная часть изложенного в книге материала базируется на классических работах американских исследователей, имеющих мировое признание в этой области знаний: А.А.Томпсона, А.Дж. Стрикленда, Ф.Котлера. Использование данного материала в учебном процессе необходимо, поскольку он основан на обобщении опыта стратегической деятельности многих американских фирм, достигших высоких результатов в бизнесе. В то же время стиль изложения материала в переведенных на русский язык зарубежных книгах носит информационно-описательный характер. Это является общим существенным недостатком изданной в нашей стране учебной литературы, посвященной стратегическому менеджменту и маркетингу. Создание эффективных и обоснованных стратегий может быть осуществлено только в случае применения в процессе их разработки научных подходов, методов системного анализа, прогнозирования, принятия решений, оптимизации и др. В предлагаемой книге приведены примеры применения математических методов для решения практических задач многокритериального анализа и синтеза в области стратегического инновационного менеджмента и маркетинга. Тем читателям, которые не знакомы с методом анализа иерархий, методами теории нечетких множеств, морфологическим методом анализа и синтеза систем, рекомендуется изучить вторую книгу этой серии "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций". В ней изложены методы анализа иерархий и аналитических сетей, методы, основанные на теории нечетких множеств, методы кластерного анализа и комбинаторно-морфологического анализа и синтеза систем, эвристические методы поиска новых решений, интеллектуальные методы и системы для поддержки процедур принятия стратегических решений. Существующее математическое и программное обеспечение для поддержки процедур принятия решений дополнено авторскими разработками, позволяющими расширить их функциональные возможности. К этим разработкам относится комплекс информационных технологий, в основу которого положены: метод анализа иерархий со статическими и динамическими предпочтениями и приоритетами; метод аналитических сетей; методы теории нечетких множеств; комбинаторно-морфологический и структурно-логический (интеллектуальный) методы синтеза новых решений; метод кластерного анализа морфологических множеств. В книге изложены подходы к анализу сложных проблем и различные принципы оптимальности для осуществления процедуры выбора. Рассмотрены методы представления знаний экспертов и изобретателей новой техники для решения задач компьютерного синтеза инноваций. Приведенные во второй книге методы проиллюстрированы небольшими примерами по их использованию в инновационной деятельности организаций. В третьей книге "Модели многокритериального анализа деятельности инновационных организаций" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" приведены подходы и методики по формированию моделей многокритериального анализа инновационных решений с использованием математических и инструментальных средств, процедуры принятия обоснованных решений. Методы и инструментальные средства подробно описаны во второй книге этой серии учебников. Приведенные модели были разработаны авторами книги и использовались при решении конкретных проблем в инновационных организациях. Они могут быть взяты за основу при разработке моделей для исследования аналогичных или новых проблемных ситуаций. Большое внимание в этой книге уделено аналитическому стратегическому планированию как процессу проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Методология аналитического стратегического планирования основана на методе анализа иерархий, объединяющем наилучшие стороны формальной, инкрементальной и системной парадигм. Программная реализация этого подхода, выполненная нашими учениками, позволила повысить интерес многих управленцев к использованию процедуры стратегического планирования в их практической деятельности. Этому поспособствовал специально созданный в компьютерной системе инструментарий, выполненный в виде базы знаний, позволяющей накапливать знания о процессе планирования и выявлять в них закономерности между результатами и факторами, которые оказывают на них влияние. В четвертой книге "Концептуальное проектирование инновационных систем" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" рассмотрены подходы, методы и компьютерные инструментальные средства для решения задач концептуального проектирования технических инноваций и инновационных организаций. Широкое внедрение инноваций, особенно в базовых наукоемких отраслях, позволит повысить мощь российского государства и качество жизни его населения. Поэтому в рамках стратегического инновационного менеджмента необходимо учить студентов и специалистов прежде всего методам разработки и производства конкурентоспособной промышленной продукции. Использование системного подхода на начальных стадиях создания новой техники и технологий, то есть на стадиях, где формируется концепция технического решения, позволяет проектировать стратегические инновации, внедрение которых носит упреждающий характер, обеспечивая получение конкурентных преимуществ в перспективе. В книге изложен подход к созданию технических инноваций, основанный на системном использовании закономерностей строения и развития новой техники, математических, эвристических и интеллектуальных методов анализа и синтеза новых решений, методов прогнозирования и проектирования будущих потребностей людей, являющихся отправной точкой для последующих поисковых исследований инновационной техносферы. Изложенные в книге методы концептуального проектирования инноваций отражают две парадигмы системного анализа: редукционизм, основанный на попытках познания системы путем разложения ее на части и исследования этих частей, и холизм, предполагающий проведение исследования системы путем объяснения взаимодействия ее элементов и функций с точки зрения отношений с окружающей средой. Методы системного проектирования позволяют использовать врожденные способности проектировщиков, декомпозировать сложные системы на составные элементы и одновременно концептуализировать и идентифицировать отношения меняющейся интенсивности взаимодействия, характеризующие уровень взаимосвязи между элементами системы. Используемые в концептуальном проектировании методы анализа иерархий, аналитических сетей, а также разработанный авторами структурно-логический морфологический метод синтеза технических инноваций являются наиболее яркими методами, гармонично объединяющими редукционизм и холизм. Заключительная часть этой книги посвящается описанию подходов и методов концептуального проектирования инновационных организаций. Подробное описание математических методов, лежащих в основе проектных процедур, дано во второй книге данного цикла "Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа и синтеза инноваций". В пятой книге "Формирование и принятие стратегический маркетинговых решений в образовательных учреждениях" из цикла "Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике" рассмотрены подходы, методы и информационные технологии для системного формирования маркетинговых стратегий образовательных учреждений. Внедрение в практику менеджмента образовательных учреждений идеологии проведения маркетинговых исследований стало достаточно актуальным в последние два десятилетия, характеризующиеся становлением рыночных отношений в различных сферах социально-экономической деятельности российских предприятий, организаций и учреждений. В первой части книги изложены основы стратегического маркетинга в образовательных учреждениях. Приведенная в этой части методология проведения стратегических маркетинговых исследований отражает опыт, накопленный в американской образовательной системе и описанный известным американским маркетологом Ф.Котлером. Этот опыт может послужить отправной точкой для развития методологии проведения маркетинговых исследований с учетом специфики российской образовательной системы. Во второй части книги приведены методики многокритериального анализа маркетинговых проблем, инжиниринга и реинжиниринга образовательных процессов, а также функциональное назначение ряда наиболее широко тиражируемых и практически используемых в нашей стране информационных технологий для поддержки процедур формирования и принятия стратегических маркетинговых решений. Приведенные методики основаны на использовании математического метода, анализа иерархий и комбинаторно-морфологического метода синтеза инновационных решений. Наиболее полно функциональные возможности указанных методов описаны во второй книге данной серии. ![]() Доктор технических наук, профессор. Профессор кафедры менеджмента качества Российского университета транспорта (МИИТ).
Сфера интересов: развитие приоритетного научного направления в области разработки компьютерных средств и методик концептуального проектирования сложных систем на основе комплексного использования эвристических методов проектирования, многокритериальных методов теории принятия решений, комбинаторно-морфологических и статистических математических методов, методов искусственного интеллекта. Автор более 450 научных и учебных работ и 60 изобретений. ![]() Доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН.
Сфера интересов: многокритериальное принятие решений, поисковое конструирование, искусственный интеллект. |